Александра Хлопонина назначили северокавказским наместником. Ключевая фраза напутственного слова президента Медведева звучала так: «на Северном Кавказе у нас пока тяжело идут экономические проекты».
Собственно вокруг этой очевидной мысли и строилось обоснование неожиданного кадрового решения в многочисленных комментариях официальных и неофициальных лиц.
Нужен не силовик, а менеджер, кризисный управляющий. С предпринимательскими и управленческими навыками, успешной биографией, его опытом организации крупных инвестиционных проектов; новый полпред займется созданием инфраструктуры, реально будет следить за денежными потоками и т.п. Оно, конечно, так. Такая задача существует, и она первоочередная в регионе с массовой безработицей, депрессивной и несбалансированной экономикой.
Александр Хлопонин: моя задача интегрировать в Россию Северный Кавказ
Однако сам Александр Геннадиевич продемонстрировал куда более глубокое понимание проблемы. В интервью телеканалу Russia Today он сказал: «Моя задача интегрировать Северный Кавказ в Россию». В общем-то, в этом и должна быть цель государственной политики на Северном Кавказе. Только вряд ли она может быть достигнута в обозримой исторической перспективе.
Этот крайне сложный организм сопротивляется. Во многом то, что достигнуто 200-летней политикой России на Кавказе, потеряно. Причем не в один день, терялось десятилетиями. Есть исторические обиды, имеющие свойство возрождаться в каждом новом поколении. Была сталинская депортация народов, была война значительной части горцев против Красной Армии (только в марте 1942 г. из 14 576 призывников Чечено-Ингушетии 13 560 человек дезертировали и ушли в горы к антисоветским партизанам).
Есть старые тлеющие межэтнические конфликты между самими народами. Большевики, кстати, пытались решать эту проблему путем объединения народов сначала в Северо-Кавказскую Советскую Республику (между прочим, со столицей в Пятигорске), и особенно в Горскую АССР, которая за исключением Дагестана и части Ставрополья имела те же границы, что и новый федеральный округ.
Однако попытка оказалась неудачной, и Горскую АССР пришлось разделить на Кабардинскую, Карачаевскую, Чеченскую, Балкарскую, Северо-Осетинскую и Ингушскую автономные области. И все же при Советской власти удалось интегрировать Северный Кавказ в Россию.
Все республики, включенные в СКФО, дотационные. Ставропольский край, включенный по политическим соображениям, практически
тоже дотационный
Только сейчас это все потеряно. Нынешний Северный Кавказ вовсе не тот, что был в советские, да и в царские времена. По переписи населения 1959 г. русские, не считая украинцев, немцев, евреев и прочих русскоязычных составляли в Чечено-Ингушской АССР 49% населения, в Кабардино-Балкарии — 38,7%, Дагестане — 20,1%, Карачаево-Черкесии — 49%, Северной Осетии — 39,6%.
По переписи 2002 г. (то есть на сегодняшний день очевидно еще меньше): в относительно благополучной Карачаево-Черкесии — уже 33,6%, в близкой по культуре и православной вере Северной Осетии — 23,6%, Дагестане— 4,7%, Чечне — 3,7%, Ингушетии — 1%.
Произошло вымывание, вытеснение русскоязычного населения. Возродились все трайболистские и клановые традиции. В реальности никакой вертикали власти в регионе не существует. Все многочисленные кадровые перестановки в республиках, включая первых лиц, оказались абсолютно бесполезными в этом смысле. О едином правовом пространстве можно говорить очень условно. О едином экономическом комплексе — тем более.
Все республики фантастически дотационные (Ставропольский край, тоже почти наполовину дотационный, включен в состав СКФО из понятных политсоображений). По сути, все последние годы федеральный центр просто откупался, закачивая огромные деньги и не контролируя реально ситуацию на Северном Кавказе. В 1992-2009 гг. в боевых действиях там погибло 18 российских генералов. Больше, чем за Кавказскую войну XIX века.
Повторная интеграция
Повторная интеграция Северного Кавказа возможна. Но на это уйдут десятилетия при условии реальной государственной политики. Хоть Александр Геннадиевич с оптимизмом и говорит: «На Северном Кавказе нет таких проблем, которые невозможно было бы решить». В принципе правильно, только вряд ли это произойдет в эпоху наместничества Хлопонина. Вопрос в том, сумеет ли он дать старт процессу интеграции.
И тут, наверно, не стоит обольщаться объемом его полномочий. Хоть президент Медведев и сказал, что принял «уникальное решение» соединив должности полпреда и вице-премьера правительства; на самом деле никакой уникальности здесь нет.
С десяток предшественников Хлопонина в 90-е гг. имели «возможности президентской вертикали» и одновременно правительственные распорядительные функции. Просто тогда не было федеральных округов и института полпредов (некоторые из наместников, кстати, тоже назывались полпредами).
Спецпредставителем Ельцина и вице-премьером был убитый в Северной Осетии Виктор Поляничко, отвечавший за урегулирование осетино-ингушского конфликта (убийство до сих пор не раскрыто); Сергей Шахрай, Николай Егоров были и представителями президента, отвечая за федеральные структуры и вице-премьерами правительства; а Олег Лобов вообще был полпредом Ельцина, секретарем Совета безопасности и первым заместителем Председателя правительства.
Да и у других наместников на Северном Кавказе от Абдулатипова до Зорина (кстати, некоторое время работавшего в руководстве родного для Хлопонина «Интерроса») хватало полномочий и правительственных и президентской вертикали. Не было стратегии. Не факт, что она появится сейчас.
Хлопонин, конечно, представит программу, о которой он говорил, тем более что денег уже запланировано немало; но судя по совещанию в Пятигорске под руководством В. В. Путина — она сведется к сокращению безработицы, развитию малого и среднего бизнеса, созданию еще одного федерального университета, привлечению инвестиций. Вопрос в том, положит ли это начало процессу интеграции или, наоборот, укрепит материальную базу фактического, хоть и недекларируемого сепаратизма.
Кто будет в команде Хлопонина?
Любопытно также с кем Александр Геннадиевич собирается реализовывать свои грандиозные замыслы. Как сказал Путин «небольшой, но эффективный» аппарат полпредства должен быть создан в кратчайшие сроки. Пока известно о двух назначениях.
Заместителем полпреда станет бывший вице-губернатор нашего края Юрий Олейников, начальником секретариата вице-премьера — Андрей Уланов, хорошо знакомый красноярским журналистам, поскольку во времена директорства Хлопонина в «Норникеле» отвечал в возглавляемом Олейниковым управлении общественных связей за прессу. Александру Геннадиевичу понадобятся очень доверенные люди, но «золотого кадрового резерва» у него похоже, нет.
Во всяком случае, если судить по ситуации в руководстве Красноярским краем. Первый состав хлопонинской администрации практически полностью состоял из людей тогдашнего «Интерроса». Причем это были не только заместители губернатора, но и многочисленные помощники, советники.
«Смотрящих» от «Интерроса» в Красноярске уже не осталось, как нет и прежнего «Интерроса»
Ещё были десятки разного рода «смотрящих», у которых трудовая книжка не лежала в администрации. Они курировали бизнес, прессу, выборы, партийное строительство и т.д. Теперь их нет, как нет и прежнего «Интерроса». В конфликте Потанина с Прохоровым Хлопонин фактически встал на сторону своего студенческого друга. Что понятно и объяснимо. Но именно Потанин в свое время отправил Хлопонина во власть и именно он обеспечивал ему политическую инфраструктуру.
Сейчас в руководстве краем осталось буквально два-три человека из старой хлопонинской команды. Можно, конечно, сказать, что красноярские элиты переварили Хлопонина, но некоторые его кадровые решения вызывают просто недоумение. И на самом деле они происходят от кадрового голода.
Для работы над инвестпроектами он, конечно, найдет специалистов из аффилированных бизнес-структур. Но при размахе воровства, коррупции и очковтирательства на Северном Кавказе есть деликатные вопросы контроля над немалыми денежными средствами. Можно предположить, что на этот участок он заберет с собой кого-нибудь из финансово-экономического блока правительства края.
И ещё, вероятно, отставных генералов спецслужб, которые в последние годы регулярно появлялись в руководстве краем или около него — ведь координировать действия силовиков в северокавказской ситуации могут только весьма доверенные люди.
Кто останется в крае?
В любом случае с его уходом надо ожидать каких-то кадровых перестановок в крае. Кто-то уедет с ним в Пятигорск, кого-то передвинет его преемник. Причем в зависимости от конфигурации власти перестановки могут быть косметическими, а могут и серьезными. Сегодня-завтра фамилия нового губернатора будет озвучена. Решение по нему, конечно же, уже состоялось.
Смешно выглядят высказывания Бориса Грызлова — мы (в смысле «Единая Россия») будем консультироваться, предложим президенту достойные кандидатуры. Все необходимые консультации давно уже состоялись, и вряд ли в них принимал участие Грызлов. Но надо соблюсти все эти имитационные псевдодемократические процедуры, раз уж провозглашен такой порядок назначения губернаторов.
На этой неделе Президиум Генерального Совета «Единой России» (и что характерно — без всякого участия и учета мнения красноярского регионального отделения партии) должен предложить Д. А. Медведеву список из трех кандидатур, которые он, естественно сам знает. Среди этих трех с определенной долей вероятности можно будет назвать и будущего губернатора. В любом случае не позднее 20 февраля (а в реальности, вероятно, еще раньше) его фамилию назовет и сам Медведев.
Свой список Хлопонин уже предоставил президенту.
Говорят — приоритетно он рекомендовал Льва Кузнецова
Свой список из трех человек Александр Геннадиевич уже представил президенту. Говорят — и в этом нет никакого сомнения — приоритетно он рекомендовал Льва Кузнецова. Это действительно приемлемая для многих кандидатура. И край хорошо знает, устраивает развалившуюся «северную группу», находящуюся в стадии бракоразводного процесса, и особо не нарушил бы интересов других олигархов, да и связи в федеральном центре у него солидные.
Президент, премьер и прочие-те, кого в старые времена называли «высшее политическое руководство», вероятно, учитывали мнение (и очевидные интересы Хлопонина). И скорее всего, прислушались к нему. Но гарантии этому нет.
Есть интересы другого бизнеса, в край всерьез заходит «Газпром». Отсюда замелькала кандидатура однокурсника Медведева Игоря Федорова. Да и опыт назначений последнего времени говорит о том, что в Кремле руководствуются какими-то своими соображениями. В частности, за последние четыре года в Сибирском федеральном округе при старом порядке назначения — без партийного участия — был только один случай, когда губернатором стал человек из представленного полпредом президенту списка. Это, кстати, был Хлопонин.
В Бурятии, Туве, Хакасии, все три раза в Иркутской области появлялись неожиданные фигуры, которых не было в списках Квашнина. А эти списки, бесспорно, согласовывались в Кремле. Борис Говорин, получивший благословление и гарантии в самых высоких кабинетах, даже дал задание готовить инаугурацию, артисты начали репетировать, а на сессии Заксобрания Иркутской области прозвучала совсем другая фамилия. Что стало шоком как для депутатов, так и для самого Говорина, который в результате потрясения в тот же день попал в больницу.
Механизма принятия этих решений не знает никто. Поэтому возможны неожиданности. Но все-таки есть большая вероятность, что к мнению Хлопонина прислушались. Поскольку при таком высоком назначении и федеральный центр в определенной мере заинтересован в преемственности в Красноярском крае.
Конечно, при Хлопонине никакого обещанного экономического рывка (за который он по аналогии с «большим скачком» среди экономистов получил ироническое прозвище «Мао Цзэдун», оно, правда, не прижилось) не произошло, и произойти не могло по вполне объяснимым причинам. Но в целом его губернаторство, бесспорно, было успешным. Хотя этот успех и чрезмерно пиарился, но он на самом деле был и в реальных показателях.
Успешным губернаторство Хлопонина было как в плане реализации интересов бизнеса делегировавшей его во власть олигархической группы, так и в плане стратегических интересов края. И в плане его личной биографии. Здесь он сформировался как заметный политик общероссийского уровня. Если ему удастся добиться успеха на Кавказе, то вовсе не исключены серьезные карьерные перспективы последнего избранного губернатора Красноярского края.
Сергей КОМАРИЦЫН
Центр гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент»