Фармакология — одна из наиболее проблемных отраслей российской экономики. Да, лекарства в аптеках есть самые разнообразные. Но большинство из них зарубежного производства. Лечиться «своим» хотят сегодня все реже. Потеря доверия определенного количества потребителей и самих медиков поставила отрасль в достаточно непростое положение. При этом времени на раздумья по поводу выхода из кризиса уже почти нет — 1 сентября 2010 г. вступил в силу федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Согласно ему российские предприятия должны будут перейти на GMP-стандарт к 2014 г.
За аббревиатурой GMP стоит в первую очередь повышение требований к условиям производства
Билет в рынок
Жесткие сроки и обязательность перехода к новым стандартам Минздравсоцразвития планирует смягчить мерами, которые облегчат этот дорогостоящий процесс для российских фармкомпаний. Интересы пациента должны стать во главу угла, а основным приоритетом будет улучшение качества продукции. В рамках общей программы модернизации производства в стране, компании, которые заинтересованы в переходе к GMP-стандартам, получают значительные преимущества. Тем более что для России просто неприемлемо находиться в зависимости от зарубежных фармакологических корпораций. Мы готовы и должны сами обеспечивать себя хорошими препаратами.
Переход на GMP необходим. Во-первых, он позволит защитить рынок от недобросовестных производителей, а также улучшить состояние фармпромышленности в целом. Во-вторых, приведет выпускаемые лекарства в соответствие с мировым уровнем по качеству и номенклатуре препаратов.
Также не стоит забывать, что переход на международный стандарт помогает существенно расширить рынок сбыта — препараты могут продаваться в Европе. А это вопрос престижа любого предприятия отрасли.
Несмотря на то, что некоторые технологии, включённые в GMP — наследники ГОСТов, которые были разработаны и использовались в СССР ещё в 1970—1980-е гг., есть и свои сложности.
В России много хороших инженеров-проектировщиков, но пока мало специалистов на высоком уровне занимающихся проектированием чистых помещений, которые соответствуют стандартам GMP. Именно поэтому сейчас в этой области широко применяется зарубежный, в частности, немецкий опыт.
Никита Михайлов: под каждый проект мы создаем рабочую группу, которая объединяет профильных специалистов направлений и ключевых инженеров, в том числе и немецких
Руководитель красноярского филиала российско-немецкой компании «РОСНАНОКЛИМАТ», которая занимается, в том числе, и вопросами модернизированной стандартизации, ключевой составляющей которой является проектирование и создание чистых помещений, Никита Михайлов не скрывает — в России они пользуются немецкими наработками.
«У немцев огромный, годами накопленный опыт в этом вопросе. Поэтому мы создаем под каждый проект рабочую группу, которая объединяет профильных специалистов направлений и ключевых инженеров, в том числе и немецких. Я был на германских предприятиях, их организация впечатляет. Выполняем мы работу своими руками, но экспертами в вопросах инженерных решений у нас являются специалисты из Германии, наши сотрудники проходят там обучение. За счет этого кадровый вопрос постепенно решается, но чем ближе мы подходим к обозначенному „финишу“ — 2014 г., тем острее он становится. Здесь так — кто не успел, тот опоздал. Ты или на рынке, или нет: GMP-сертификат — это билет в фармацевтический бизнес и билет недешевый».
Успеют запрыгнуть на подножку этого паровоза не все — сейчас на российском рынке работает около трехсот компаний. По оценкам экспертов, вполне соответствуют новым стандартам не более тридцати из них. Они, как нетрудно догадаться, в числе лидеров.
Уже сегодня можно говорить о грядущем слиянии отдельных компаний и полном уходе с рынка других. Пока это задача главным образом только фармакологической промышленности, однако, в скором времени модернизацией производства озаботятся предприятия пищевой, электронной и другой промышленности.
Высшая гигиена
За аббревиатурой GMP стоит в первую очередь повышение требований к условиям производства. Отныне они должны стать, что называется, как в лучших домах Европы.
«Стандарт предполагает некое идеально чистое, герметичное помещение со специальным покрытием стен, пола, потолка и особой системой вентиляции, — рассказывает Никита Михайлов. — Проход к рабочему месту будет напоминать целый ритуал. Подобное можно наблюдать в фантастических фильмах: шлюз открывается, человек входит в закрытую камеру. Там он проходит систему очистки от мелких частиц пыли и микроорганизмов. Через какое-то время открывается вторая дверь в помещение, где люди работают в масках и халатах. Производят медпрепараты или проводят операции. То есть ситуация, когда физраствор для капельниц наливают в бутылочки, которые какие-то старушки помыли ершиком, чреватая рисками заражения, станет совершенно невозможна».
Стандарт предполагает некое идеально чистое, герметичное помещение со специальным покрытием стен, пола, потолка и особой системой вентиляции
К слову, понятие чистоты здесь дифференцируется.
«Тип уборки чистой комнаты зависит от класса помещения. Отдельный вопрос — для чего создается чистое помещение: для того, чтобы защитить человека, или для того, чтобы защитить продукцию. На этом не экономят. Никто не станет делать себе такое помещение на год — слишком сложный и финансово емкий процесс. К тому же сертификат GMP не выдается один раз и на всю жизнь. Компаниям придется ежегодно подтверждать свой статус, их работа будет находиться в сфере постоянного внимания аудиторских лабораторий», — отмечает Никита Михайлов.
К модернизации готов?
Сибирь, Урал и Дальний Восток сегодня стали перспективными регионами для перевода предприятий на стандарты GMP.
По словам руководителя регионального отделения «РОСНАНОКЛИМАТ», сегодня компания работает с такими предприятиями, как «Красфарма», «Сколково», завод «Светлана». В Красноярском крае чистые помещения готовятся и для спутникостроительной промышленности.
Компаниям придется ежегодно подтверждать свой статус, их работа будет находиться в сфере постоянного внимания аудиторских лабораторий
«Здесь все гораздо сложнее, — признается Никита Михайлов, — ведь приходится готовить уже не чистую комнату, а чистый цех».
Что касается готовности самих предприятий, то ситуация также различается. Директор ОАО «Красфарма» Борис Миллер сказал ДЕЛА.ru, что уже к весне на предприятии будет пущен один участок фасовки антибиотиков, соответствующий всем правилам GMP.
Стоит отметить, что радикального повышения цен в сфере фармакологии от повышения себестоимости продукции из-за амортизационных отчислений ожидать не следует.
«Что касается новых препаратов, о которых мы много говорим, то они еще находятся в стадии разработки и цены на них мы еще не регистрировали. Те препараты, которые мы уже выпускаем, отпускаются нами по приемлемой и для нас, и для оптовиков цене. Наше предприятие еще в летний период официально зарегистрировало оптовые цены на препараты. Выше них мы уже не имеем права продавать нашу продукцию. То же самое касается всех прочих фармацевтических предприятий, которые были обязаны это сделать по закону. Сильно поднять цены нам просто не позволит конкуренция», — говорит Борис Миллер.
Иван Дмитриев
ДЕЛА.ru
на правах рекламы
Компания «РОСНАНОКЛИМАТ»
ул. Марковского, д. 19
Тел.: +7 (391) 214-04-05