статья

По полной больше не наливать

В России стартует новая антиалкогольная кампания.
30 декабря Владимир Путин подписал распоряжение, согласно кото­рому с 2010 года вступает в силу «Концепция реализации госу­дарственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди насе­ления Российской Федерации».
Документ с длинным названием рассчитан на долгий срок — до 2020 года — и предусматривает, что потребление крепких спиртных напит­ков в стране за десятилетие сократится более чем в два раза.

Под сороковым градусом

Совещания на антиалкогольные темы велись в правительстве еще летом. По их результатам и был составлен 12-страничный документ, в котором за­тронута история алкоголизации России и намечены пути ее преодоления. Авторами Концепции стали специалисты из Министерства здравоохранения и социального развития, а также особого ведомства — Росалкоголь­регулирования.

До 1917 года, говорится в Концепции, потребление чистого спирта соста­вляло 0,83 л на душу населения, что было едва ли не самым низким показателем в Европе. Резкое увеличение объемов выпиваемой водки пришлось на середину 70-х гг. прошлого века, в результате чего к 90-м Россия употребляла уже по 5,4 л на человека.
Дальше — хуже. За полтора десятка лет, к 2008-му, показатель достиг уже 10 л спирта на каждого жителя России, включая новорожденных, а если приплюсовать к ним мутные реки домашнего самогона, то получатся и во­все немыслимые 18 л.

Между тем, написано в документе, согласно расч­етам экспертов ВОЗ, каждый литр свыше 8 на душу населения в год сокращает жизнь мужчин в стране на 11 месяцев, а женщин — на 4 ме­сяца. Нетрудно посчитать, что у российских мужчин водка отнимает около девяти лет жизни, а у женщин — более трех.

Жертвами алкоголизма становятся примерно 100 тыс. пьющих граждан в год: 23 тыс. травятся алкогольными суррогатами, более 75 тыс. умирают от болезней, связанных со злоупотреблением спиртными напитками. Всего же в России около 2 млн «официальных» алкоголиков, а уж сколько неофициальных, не посещавших нарколога, — одному Бахусу известно. При этом более половины потребляемых у нас напитков приходится именно на водку и ликеро-водочные изделия.

Авторы Концепции особо отмечают, что страшен не только сам алкоголизм, но и его последствия: преступления, совершенные «на пьяную голову». Действительно, устраивать пьяные дебоши повсюду, начиная от соб­ственных квартир и кончая самолетами международных линий, уже фактически стало русской национальной традицией.

Давай за…вяжем, старина

Все, что касается описания текущей ситуации, в антиалкогольном доку­менте звучит очень убедительно. Но убедительность теряется, когда Кон­цепция переходит к перечислению вытрезвляющих мероприятий. Например, обещает туманное «переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни».

Какие же меры, по мнению чиновников, помогут наполовину перекрыть водочный поток?

Распродажа водки
Ужесточаются требования к продаже алкоголя

Во-первых, ужесточение требований к продаже ал­когольной продукции, в том числе слабоалко­гольной. Уже сейчас начало действовать поло­жение Кон­цепции об установлении минимальной розничной цены на алкоголь: с 1 января в России запрещено продавать водку дешевле, чем по 89 руб. за пол-литра. Будут увеличены акцизы, что приведет к росту цен на «горя­чительное». Совсем скоро вступят в силу правила, согласно которым алкогольные напитки разрешат продавать только с 11 утра до 9 вечера.

Во-вторых, усиление административной и появление уголовной ответ­ственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции и продажу спиртных напитков несовершеннолетним.

В-третьих, сокращение или полный запрет на рек­ламу алкоголя, в том числе скрытую. Ви­димо, киногерои поголовно бросят пить (а любимая группа премьера — петь «Давай за…»). Введут запрет и на этикетки для алкогольных напитков, в которых содержится информация о якобы полезных для здо­ровья биодобавках. Ограничат проведение пивных и винных фе­стивалей.

Зато начнется пропаганда ценностей здорового образа жизни. Буквально на днях Путин обязал Минздравсоцразвития выделить на антиалкогольные и антитабачные рекламные кампании 350 млн руб. Населению будут пре­дложены «новые виды отдыха и досуга» (интересно, кто-нибудь их уже придумал, или это опять об игре в городки?), которые исключают традицию употребления спиртных напитков. Антиалкогольная агитация усилится и в «местах работы граждан». Возникнут специализированные обще­ственные движения, об­щества и клубы.

Реклама алкоголя
Продвигать алкогольную продукцию станет сложнее

Явных и скрытых алкоголиков будут своевре­менно лечить. Повысится ка­чество и доступ­ность медицинской наркологической помощи: заплани­ровано создание реабилитационных и психологических центров по про­филактике алкоголизма, центров подготовки психологов. Конкретные про­граммы будут разрабатываться «с учетом специфики каждого региона».

«Конечно, антиалкогольная концепция — это хорошее дело, любые меры в этом направлении имеют огромную важность, — комментирует прави­тельственный документ Евгений Абакумов, психиатр-нарколог высшей ка­тегории, заместитель главврача Красноярского краевого наркологического диспансера №1. — Но проблема в том, что концепцию нужно еще и реализовать. Возможно ли такое? Остановимся на отдельных моментах.

Вот, например, организация в СМИ антиалкогольной кампании, пропаганда здорового образа жизни. Да, это отлично, но стоит огромных денег. Ведь пропаганда — не только рекламные ролики, но и солидная материальная база, кружки, секции, которых сейчас просто нет или за посещение которых нужно платить приличные суммы. Хорошо, если удастся дей­ствительно создать такую базу.

Идем дальше. „Включить профилактику употребления алкоголя в обще­образовательные программы“ — тоже неплохо, но где взять специ­алистов, готовых вести эту работу в школах? Я за свою долгую практику не встречал ни одного, кто мог бы этим заниматься. Оказание нарко­логи­ческой помощи? Но лица, которые за ней обращаются, — это узкая специфическая аудитория, в то время как пьянство наблюдается в самых широких слоях населения, обычные люди очень много пьют и в праздники, и в будни».

В перечне мер Евгений Абакумов выделяет главные: «Запрет рекламы алко­голя и ограничение его продаж по трем категориям — время, место и цена — это действенные способы борьбы с алкоголизмом, которые помогут заметно снизить уровень употребления спиртных напитков. Вот, к примеру, точка зрения одного моего молодого пациента: „Что поделаешь, в России все пили, пьют и будут пить“. Я считаю, это не что иное как последствия скрытой рекламы. Подобные стереотипы должны быть исключены из сознания людей. Но ведь это неимоверно сложная задача!

А вот что касается суррогатов… Алкоголизм с ними никак не связан, люди травят себя и вполне легальными алкогольными, и не только алкогольными, напитками».

Желаемое и действительное

Антиалкогольная концепция правительства рассчитана на два этапа. Пер­вый, с 2010 по 2012 гг., уйдет на формирование базы — правовой, органи­зационной, финансовой — для «наращивания дальнейших усилий по под­держке и закреплению позитивных тенденций». Начнется осуществление основных мероприятий Концепции, и в результате уже на первом этапе население сократит некультурное питие на 15 % и перейдет с «беленькой» на напитки иных цветов и градусов.

Потребление водки
По концепции правительства к 2020 году выпивать будут на 55% меньше

На втором этапе, с 2013 по 2020 гг., все меры и программы начнут действовать в полную силу. В результате к 2020 г. водки в стране должны будут выпивать на 55 % меньше.

«Цифры, заложенные в концепцию, конечно, во­люнтаристские, нереаль­ные, — цитирует «Время новостей» слова главы Центра исследований Федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза.  — Но это совершенно неважно. Это ориентиры».

Подобное мнение разде­ляет Дарья Халтурина, сопредседатель Российской коалиции по контролю за алкоголем, пишет «Газета.ру»: «Поскольку край­не сложно точно подсчитать объемы потребления алкоголя в России, нельзя и гарантировать 55%-ного его снижения за десять лет». Однако, считает Халтурина, добиться существенного снижения употребления креп­ких спиртных напитков вполне реально.

Новую антиалкогольную политику поддерживают и легальные произ­водители «огненной воды». Начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Дибров сообщил порталу «Газета.ру», что одобряет решение правительства: «Нам проще продать одну бутылку за 200 руб., чем две за 100 — оборот будет такой же, зато затраты на продвижение ниже». И продолжает: «Мы надеемся, что Концепция приведет к сокращению потребления алкоголя в первую очередь за счет снижения доли нелегального рынка».

Производители алкоголя в Красноярске тоже настроены оптимистично. Валерий Анохин, председатель Енисейской алкогольной ассоциации, сообщил «РМ»: «Мне кажется, антиалкогольная концепция выполнима. Са­мое главное, что программа разбита на периоды, правительство не рубит с плеча. Одним из важнейших первых шагов я считаю увеличение цены на водку, которая заметно понизилась за последние 15–20 лет.

Кстати, в Крас­ноярском крае эту меру борьбы с употреблением крепкого алкоголя начали применять еще с 2006 г., а сегодня минимальная роз­ничная цена на пол-литра водки у нас составляет 108 руб. Могу сказать, что уже в 2009 г., по нашим данным, употребление водки в крае снизилось по сравнению с 2008-м, зато выросло употребление вина и пива, что предусмотрено и в рамках Концепции».

«Считаю очень важным, что программа правительства ориентирована в пер­вую очередь на молодое население, — продолжает Валерий Анохин. — Могу отметить, что и в этой области в Красноярске уже прописана долгосрочная целевая программа комплексных мер, направленных на борьбу с нарко­манией, пьянством и алкоголизмом среди молодежи, которая будет дей­ствовать в 2010 — 2012 гг. На ее выполнение выделены около 90 млн руб., а в мероприятиях примут участие около 240 тыс. представителей молодого населения края от 11 до 20 лет».

Валерий Анохин отметил также еще одно значимое положение Концепции: «Среди самых существенных предложений правительства — решение о жесткой борьбе с контрафактной продукцией».

Нелегальное производство алкоголя
Нелегальное производство составляет 45 %
рынка продукции
с этиловым спиртом

Многие эксперты сходятся в том, что как раз ликвидировать нелегальный рынок будет сложнее всего. С этой проблемой ничего не могут поделать даже в таких странах с жестким контролем за употреблением алкоголя, как Норвегия. Что уж тогда говорить о России, где нелегальное про­изводство составляет сегодня 45 % всего рынка продукции с этиловым спиртом и вдобавок сосре­доточено в основном в северокавказских рес­публиках…

Однако проблема отрезвления России заключается не только в том, что государству придется разбираться с высококоррумпированным алкогольным бизнесом. Алкоголизм, как известно, напрямую связан с уровнем жизни населения.

«75 млн россиян — это нормальные люди, употребляющие не более 11 л алкоголя в год, — считает Вадим Дробиз. — Они вполне могут сократить потребление на один-два литра. Но есть еще 25 млн человек с доходами менее 5 тыс. руб. в месяц. Это те люди, которые пьют суррогат, неле­гальную водку — до 40 л абсолютного алкоголя в год. Добиться, чтобы эти люди снизили уровень потребления, очень трудно.
Боюсь, что в эту группу будет существенный приток, так как в течение десяти лет преодолеть кризис не удастся, экономическая ситуация для малоимущих и мало­обеспеченных вряд ли улучшится.

…На 80 % успех или неудача этой антиалкогольной кампании будет зависеть от социально-экономической политики правительства, уровня до­ходов и качества жизни населения».

Аналогичной точки зрения придерживается Антон Данилов-Данильян — глава экспертного совета «Деловой России», цитирует «Газета.ру»: «Без достойного уровня жизни россиян и приемлемых условий ведения бизнеса антиалкогольная программа правительства также будет пробуксовывать».

А уж улучшение уровня российской жизни, да еще и в современной ситу­ации, — это совсем из области фантастики…

Попытка номер пять

Укротить зеленого змия в России пытались неоднократно.

1. В августе 1914 г., в самом начале Первой мировой войны, указом импе­ратора Николая II в стране был введен сухой закон, запретивший произ­водство водки; крепкие напитки продавали только в ресторанах. Поначалу это была мера, сопутствующая мобилизации, но вскоре запрет был продлен на все военное время. Царское правительство не испугала даже потеря ежегодных 750 млн руб. прибыли в казну.

Сухой закон тогда принес реальные результаты — потребление спирта на душу населения снизилось в 10 раз (и только в 60-е достигло уровня 1913 г.). Большевики вначале продолжили «царское дело». Однако в 1923 г. произ­водство алкогольных напитков в стране возобновилось.

2. В 1958-м начали действовать ограничения по продаже спиртного: торго­вать водкой запретили на вокзалах, в аэропортах, вблизи от промышленных предприятий, учебных и детских учреждений, больниц, в местах массового отдыха граждан. В народе эти меры назвали «полусухим законом».

3. В 1972 г. вышел приказ о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Было со­кращено общее производство крепкого алкоголя, повышены цены на него, расширен выпуск виноградного вина и пива. Торговля спиртным ограни­чивалась по времени — с 11 до 19 часов, водку перестали продавать в «мерзавчиках».
В кино запретили показывать сцены употребления спиртных напитков. Была организована беспрецедентная система принудительного лечения от алко­голизма: лечебно-трудовые профилактории. Кстати, и сегодня главный санитарный врач Онищенко ратует за восстановление ЛТП: пусть совре­менные алкоголики принудительно строят капитализм.

4. 1985–1987 гг. известны как горбачевско-лигачевская антиалкогольная кампания. Сразу после принятия постановлений ЦК КПСС и Совмина в мае 1985-го в стране началась массовая вырубка виноградников. Заметно со­кратилось число магазинов, торгующих водкой, а время ее продаж огра­ничили с 14 до 19 часов. Принятые меры породили сотни анекдотов и лозунгов в духе «От безалкогольной свадьбы — к непорочному зачатию», но с алкоголизмом не покончили.

Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМ 2005 г., более 50 % жителей страны высказалось за проведение новой антиалкогольной кампании.

И вот ее время настало. Пятая по счету «реформа» обещает быть самой по­степенной и взвешенной из всех. Но удастся ли масштабным по размаху мероприятиям новой кампании повлиять на распространенное мнение, что «от Москвы и до Находки с водкой лучше, чем без водки»? Пересчитаем бутылки в 2020-м.

Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

информация
 
новости

Красноярское золото: новые достижения

Красноярское золото: новые достиженияПроизводство золота в крупнейшей российской золотодобы­вающей компании «Полюс» в третьем квартале показало уверенный рост. Увеличивались также и другие основные показатели …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»