Парки Красноярска открывают сезон. Что ждет горожан – новые аттракционы или шансон под пиво на детской площадке?
Интересно бывает читать документы совсем недавнего времени. По градостроительным нормативам 2000 г. один парк культуры и отдыха должен приходиться на каждые 100 тыс. населения. При этом подразумевается, что в выходной день там побывают не меньше 10% этого количества, а на каждого посетителя придется не менее 100 кв. м площади парка.
Еще интереснее определение парка отдыха, данное в документе. Это вовсе не собрание аттракционов, а «культурно-просветительное учреждение». Здесь должны быть кружки, спортивные секции, концертная площадка, кинозал…
Красноярск не избалован парками развлечений
Вряд ли есть смысл заниматься очевидными подсчетами — сколько жителей миллионного Красноярска «приходится» на каждый из крупных городских парков — Центральный, «Остров сокровищ» и «Трою» — и как в них распределяются метры по посетителям. Даже если приплюсовать сюда проходящие по другим ведомствам «Бобровый лог» и спортивный комплекс на Татышеве, арифметика все равно выйдет неутешительная.
Интереснее другое: всего за 10 лет, прошедших с выхода процитированного документа, функция парков стала иной.
Они вынуждены брать на себя задачи, которые вроде бы и не должны, в то время как их посетители зачастую ждут от них совершенно другого.
Парк как детская площадка
Подходить к красноярским паркам с одинаковыми мерками нельзя уже из-за разницы в их расположении.
«Троя», что напротив Телевизорного завода, — типичный «парк у дома» или «парк шаговой доступности», если пользоваться терминологией, принятой в ретейле. Жители соседнего спального района забредают на аттракционы «по ходу дела», по пути из садика в супермаркет.
Парки с аттракционами расположены в городе неравномерно
Поездка в «Остров сокровищ», «единственный тематический парк за Уралом» (как он позиционируется на официальном сайте), — отдельное событие. Точнее, даже и не совсем в него: парк очень удачно расположился на территории «Роева ручья», и родители, проехавшие с детьми в выходной через весь город, никуда не денутся — в «Остров» их сводят обязательно.
Ну а старейший в городе Центральный парк находится где-то посередине. И территориально, и в плане того, зачем люди сюда приходят. Он — традиционное место празднования Дня ВДВ и одновременно пристанище молодых мам с малышами, которым в густо застроенном центре просто некуда больше податься.
«В центре Красноярска вообще мало мест, где можно погулять с детьми, в том числе оборудованных игровых площадок, — говорит Татьяна Алешина, мама 4-летней Кати. — Многие старые дворы стали жертвами точечной застройки — в нашем, например, даже ни одной скамейки не осталось. Поэтому для многих игровая площадка в Центральном парке — единственная на всю округу.
Но ценовая политика парка такова, что за пару лет цена за вход на нее выросла вдвое — с 60 до 120 рублей. А ведь многие семьи ходили туда по нескольку раз в день, да еще с двумя детьми. Количество посетителей резко упало, но владельцам парка, похоже, все равно. Цены на аттракционы тоже запредельные — 200 и более рублей за билет, причем на карусели, куда детей без взрослых не пускают.
При этом в парке нет ни одного детского кафе. Из шашлычек громко поют тюремную лирику, повсюду продаются игрушки с бешеной наценкой, и собаки бездомные бродят по кустам».
Справедливости ради: в «Трое» цена на посещение детского городка тоже не маленькая – 150 руб. за 90 минут. Притом что еще недавно было вдвое дешевле и без ограничений по времени. Но, как замечает Татьяна, там и оборудование разнообразнее и новее, и обстановка вокруг «здоровее». Да и дворов с хорошими детскими площадками кругом достаточно, так что посещение игрового городка в парке — скорее воскресный бонус, чем острая необходимость.
Цены на другие аттракционы в «Острове сокровищ» и «Трое» демократичнее: в среднем — 100-150 руб.
«Цены на аттракционы у нас поднимаются в последнюю очередь, потому что они должны оставаться доступной услугой для всех посетителей, — говорит директор парка «Остров сокровищ» Моника Дюсуше. — Билет на колесо обозрения в 2008-2012 годах стоил 80 рублей, с середины прошлого года — 100. Мы не поднимаем цены до тех пор, пока это возможно. Но растут зарплаты у сотрудников, стоимость электроэнергии, другие затраты, а вместе с ними — неизбежно — и цены».
О повышении цен на 10-15% примерно раз в два года говорят и в руководстве Центрального парка, и в «Трое».
За посещение детских площадок парков родителям приходится выкладывать приличные суммы
Ну а как насчет многочисленных маленьких площадок с аттракционами — в скверах, рядом с торговыми центрами и т.д.? Там и цены вроде пониже, и работают они круглый год (а не с мая по сентябрь, как «большие братья»), и вовсе не обязательно устраивать туда масштабный семейный выход на весь день. Может быть, вот она — альтернатива одновременно и убогим дворам, и крупным паркам?
Эксперты единодушны: лучше не надо! И прежде всего — из соображений безопасности.
«Сезонность нашей работы обусловлена не только снижением спроса на «летние» развлечения, — говорит Яна Потехина, заместитель директора Центрального парка. — Современными аттракционами управляет автоматика, а такие системы чрезвычайно чувствительны к изменениям температуры. Так что приостановка аттракционов на зиму – это в первую очередь вопрос безопасности».
Между тем, отмечает Моника Дюсуше, в маленьких передвижных парках вовсе не считают, что «железо зимой должно отдыхать, если оно работало летом» (стоит лишь вспомнить, сколько «каруселек» работает зимой на елках):
«В советское время существовали ГОСТы, регламентирующие безопасную эксплуатацию аттракционов. Сейчас их нет — соответствующие требования предъявляются только к производителям. Получается, что можно использовать устаревшие, неисправные аттракционы, и ничего за это не будет».
Руководство больших стационарных парков, говорит г-жа Дюсуше, заинтересовано в безопасности аттракционов хотя бы даже из чисто прагматических соображений: кто же пойдет в парк, если там случаются ЧП? А с «передвижников» какой спрос — приехали-уехали, сменили вывеску — вернулись…
«Прошлым летом у нас гастролировал передвижной Луна-парк. После нас они отправились в Екатеринбург — с теми же аттракционами. Во время работы с одной из каруселей сорвались кабинки, погибли дети. Сейчас этот Луна-парк снова находится в Красноярске, на елке в Советском районе»…
Парк как техника
Одна из главных претензий красноярцев к местным паркам — новых аттракционов в них почти нет. А те, что появляются, ничего особенного собой не представляют. «Изнутри» проблема, как обычно, выглядит несколько иначе, чем со стороны.
Так, например, в «Трое» этим летом появится сразу шесть новинок — но все довольно компактные: на небольшой территории парка, при условии сохранения зеленой зоны, по-другому не получится. Однако обновлять аттракционы, рассказывает Александр Музеников, директор «Трои», здесь стараются каждый сезон, причем сразу на 3-4 единицы ежегодно.
В «Острове сокровищ» уверены: выбор нового аттракциона сродни назначению лекарства врачом —
единого рецепта тут быть не может: все решают общая концепция парка и опыт его руководителей.
«Аттракционы весьма дорогостоящи, и на вторичном рынке продать их трудно: ошибешься с выбором — придется жить с этим аттракционом до его износа, — говорит директор «Острова». — Уже поэтому их замена производится не так часто, как этого хотелось бы публике. К тому же и перечень услуг парка я считаю уже сложившимся. Тем не менее аттракционы мы стараемся менять: продаем «приевшиеся», покупаем новые».
Ну а в судьбе Центрального парка недобрую роль сыграл его особый статус.
«Территория парка — это культурно-историческая зона, и мы не собственники ее, а арендаторы. И уже по этим двум причинам ни перепланировка, ни строительство новых объектов согласно закону в парке невозможно, — объясняет Яна Потехина. – Мы представляли в администрацию города несколько проектов по переустройству парка, но ни один из них не был согласован. А без этого ни убрать старое, ни построить новое нельзя».
Новые аттракционы появляются в красноярских парках нечасто
Тем не менее новые аттракционы в парке все же появляются — с 2008 г. было аж два случая. Аттракционы передовые, импортные и любимые публикой. «Но, скажем, большие американские горки мы уже не имеем права поставить: в особой зоне — нельзя», — добавляет г-жа Потехина.
Парк как бизнес
Самая таинственная и закрытая тема в «парковом бизнесе» — отношения с арендаторами. То есть с теми, кто в парках фотографирует, катает на лошадках, продает пиво и мороженое.
В «Острове сокровищ» нам сообщили, что заключенный ими договор использования земельного участка вообще не предусматривает субаренды — со всеми дополнительными услугами парк справляется сам.
Заместитель директора Центрального парка заявила, что с условиями для арендаторов вообще незнакома и все зависит от вида деятельности, площади, востребованности услуг конкретной фирмы, от того, сколько месяцев в году арендатор планирует работать, но при этом даже среднюю стоимость аренды квадратного метра назвать нельзя.
С полной определенностью здесь говорят лишь о том, что ждут тех, кто готов оказывать «необычные услуги»:
«Многими видами деятельности мы занимаемся сами – продажей шаров, попкорна, сладкой ваты. Таких предпринимателей в городе очень много, и все они просятся к нам. Но хочется чего-то нового, такого, что стало бы «изюминкой» парка».
Александр Музеников, директор парка «Троя», также говорит об индивидуальном подходе к выбору арендаторов:
«С одной стороны, мы стараемся предложить посетителям больше услуг, с другой — не создать конкуренцию между самими арендаторами: не ставим в парк 5 точек одного вида. Сейчас у нас есть необходимость в развивающих мастер-классах для детей, творческих объединениях, художниках — шаржистах и портретистах».
В парках принимают арендаторов с интересными услугами — или справляются сами
Между тем знакомые арендаторы, работающие с большими и маленькими красноярскими парками,
отказались обсуждать тему даже на условиях анонимности, заметив, однако, что цены «конские» и что в демократичность аренды в нашем городе они в принципе не верят.
И рассказали, в частности, о случаях, когда руководство некоторых парков (каких — также просили не упоминать: «Нам еще там работать — а вдруг догадаются») вынуждало владельцев кафешек закупать продукты у конкретных поставщиков по завышенным ценам…
Корреспондент «ДЕЛ» решил «сменить профессию» и позвонил по объявлению в один из парков, ищущих арендаторов на лето. Цена в 15 тыс. руб. в месяц за 4 кв. м под палатку фотографа, притом что рядом работает еще один, показалась действительно серьезной.
В дирекции другого нам сурово сообщили, что если арендаторы им вообще и требуются, то рассказывать о прайсе на аренду все равно никто не будет — «слишком утомительно»…
Что же касается общих перспектив развития «паркового» бизнеса в Красноярске, то эксперты сходятся в одном: с количеством у нас все в порядке, вопрос — в качестве и разнообразии.
«Люди пресыщены развлечениями. А наши парки как развиваются: увидел аттракцион у соседа — купил себе то же самое; ничего инновационного и интересного нет, — говорит Яна Потехина. — Не могу назвать ни один парк, кроме «Бобрового лога», который отличался бы от нас по аттракционам или набору услуг. Хотя он и считается не парком культуры, а горнолыжным комплексом».
По мнению игроков рынка, хороших парков в городе нет — есть средние
«Сказать, что в городе Красноярске есть хороший парк, — то же самое, что крикнуть в аэропорту «Емельяново», какой он огромный и современный. Разумеется, ни того, ни другого у нас не наблюдается, — комментирует Александр Музеников.
— Центральный парк уже многие годы находится «на паузе», что дает нам возможность быстрыми шагами его догонять. «Остров сокровищ» радует своим тематическим исполнением: сделать парк в едином стиле не так просто, как кажется на первый взгляд. Динамика их развития и нас мотивирует на собственные поиски в этом направлении. Хотя, считаю, и Центральный парк необходимо восстанавливать и обновлять. Это замечательное место заслуживает внимания».
Моника Дюсуше считает, что Красноярску (чисто теоретически) не хватает крытого аквапарка — хотя это очень дорогой проект, причем даже не столько в строительстве, сколько в последующей эксплуатации. Что же касается «традиционных» парков, то, по ее мнению, ныне действующих Красноярску вполне хватает.
«Иногда говорят, что нужно бы открыть еще один большой парк, но тогда по законам рынка закроются три мелких, — рассказывает г-жа Дюсуше. — А потом, мало кто из предпринимателей способен осилить такой проект: он требует грамотного расчета, вплоть до мелочей, огромных вложений — при том что окупится позже, чем износится оборудование».
Поэтому, признается директор «Острова сокровищ», когда она слышит о смелых идеях по строительству в том или ином регионе парка уровня Диснейленда (а то и его самого), первая мысль у нее — люди не очень хорошо разбираются в цифрах.
«Вторая очередь парижского Диснейленда потребовала вложений порядка 600 млн евро. «Отбить» проект удалось больше чем через год — притом что за это время в парке побывали более 11 млн посетителей и каждый потратил по меньшей мере 50 евро».
Что касается наших, местных, парков, считает Моника Дюсуше, то они являют собой
«среднюю картину по России — и по уровню вложений, и в плане доходности и набора услуг».
И это немного утешает: значит, не только красноярцам приходится гулять с детьми за деньги в «исторической зоне» с пивом и шансоном.
Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru