Накануне 21 декабря в Законодательном собрании Красноярского края выступали представители местной непарламентской оппозиции — партий «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Яблоко», «Партия пенсионеров».
Но, как выяснилось, никакого противостояния действующей власти здесь нет и близко —
судя по людям, представлявшим эти партии, по стерильности их докладов, исполненных на превосходном чиновничьем языке, в которых напрочь отсутствовали свежие мысли и действительно острые темы, реальной оппозицией в крае и не пахнет… Либо ее просто не пускают на трибуну.
Предваряя выступление представителей «партий, которые пока еще не вошли в состав Заксобрания», спикер ЗС Александр Усс сообщил, что
таковых набралось четыре — ровно столько «сочли нужным и возможным» выступить перед краевым парламентом.
Теперь бывший кандидат в мэры
Константин Сенченко представляет партию не правую, не левую, не черную и не белую
Первым на трибуну поднялся секретарь регионального политического отделения партии «Гражданская платформа» Константин Сенченко — под ремарку Усса, что докладчик «хорошо известен по замечательным плакатам на выборах в мэры города».
Сенченко сообщил, что партия «Гражданская платформа» — «не правая и не левая», «не белая и не черная, но и не серая» и под чутким руководством «нашего земляка Михаила Прохорова» намерена «сформировать новый образ России» — со «свободными гражданами, справедливым обществом, ответственной властью».
Одной из главных проблем Красноярского края Сенченко назвал экологическую. Он даже поведал о собственном способе определения чистоты воздуха.
«Если я утром надеваю белую рубашку, а вечером у нее черный воротник, значит, ситуация не очень хорошая», — рассказал Сенченко
и предложил создать в городе современную систему мониторинга за состоянием воздуха — поскольку существующая морально устарела и не охватывает весь город, а мониторинг ведется лишь 6 дней в неделю. Тогда как на седьмой день, по мысли Сенченко, приходится максимальный объем выбросов.
Кроме того, Сенченко предложил развивать программу газификации края и начать со строительства завода по выпуску сжиженного газа в Богучанском районе. Это позволит перевести муниципальный транспорт Красноярска и поселковые котельные на газ, что положительно скажется на экологической ситуации.
В заключение он посоветовал депутатам поддерживать оппозицию.
«Наличие сильной оппозиции — это гарантия сильной власти. Мир так устроен, что одно не может быть без другого, как не может мужчина без женщины… нормальный, конечно, мужчина. Бывают исключения», — непонятно зачем добавил Сенченко и покинул трибуну.
Андрей Селезнев борется за освобождение рабочего класса
Следующим выступать вышел первый секретарь комитета красноярского краевого отделения партии «Коммунисты России» Андрей Селезнев — более известный красноярцам как депутат горсовета.
Он посетовал, что «трудно обсуждать вопросы развития края, когда депутаты находятся в новогоднем туристическом настроении».
От имени партии Селезнев потребовал снизить порог для внесения в ЗС правового акта в порядке гражданской инициативы с 5 тыс. до 100 человек и упростить процедуру проведения краевого и местного референдумов.
«Наши предложения, конечно, не сделают власть народной, но позволят более эффективно вести борьбу за освобождение рабочего класса», — отметил Селезнев.
Дабы обеспечить материальное благополучие граждан, он предложил «сломить громоздкую, неэффективную систему адресной помощи гражданам посредством социальных льгот и пособий» и заменить ее «на систему повышения общих доходов, зарплат, пений, пособий по безработице», которые позволяли бы сохранять социальный уровень «не на уровне обеспечения выживания древнеримского раба, а на высоких социальных стандартах».
При обеспечении населения дешевым и доступным жильем Селезнев предложил властям «брать пример с товарища Сталина»
и поведал о невиданных темпах строительства в сороковых годах, когда жилье передавалось рабочим и служащим в ссуду на полную стоимость, на 10 лет и под 1%.
Жаль, что формат не предполагал депутатских комментариев к выступлениям — могло бы получиться интересно.
Следом за Селезневым выступала Оксана Демченко, совсем недавно сама освободившая кресло депутата ЗС, а теперь представляющая старейшую в России партию «Яблоко», которая теперь входит в «демократическую оппозицию».
Как и Сенченко, Демченко оседлала тему экологии — что неудивительно, ведь
на фоне истории с ферросплавным заводом критика этой сферы превратилась в простейший способ набрать политические очки.
Красноярские политики полюбили размахивать экологическими флагами
Она рассказала об «отсутствии возможности пить чистую воду, дышать чистым воздухом, иметь здоровых детей» и предложила властям озадачиться вопросами экологической политики, в том числе в Нижнем Приангарье, развивать переработку мусора, программы энергоэффективности и энергосбережения.
Демченко потребовала разобраться и с дорожными проблемами, в частности, «предусмотреть отдельный путь на 4 мосту через Енисей для электротранспорта», сохранить трамвайное сообщение, строить многоуровневые парковки, улучшать общественный транспорт и развивать систему здравоохранения.
В общем, затронула буквально все темы, которые волнуют среднестатистического жителя края.
Последним на трибуну поднялся еще один экс-депутат ЗС, а ныне секретарь регионального отделения партии «Пенсионеры России» Валерий Щербо. Из его слов выходило, что партия эта — едва ли не самая перспективная на современной политической арене, ведь
«мир по-прежнему стареет, пенсионеров становится больше, и к 2040 г. лица пожилого возраста, по данным демографов, могут составлять до 40% населения страны, аналогично и в крае».
Щербо сообщил, что в начале 90-х гг. «Россия утратила могущество», в стране «расцвела коррупция —
и цветет до сих пор, моральные ценности стали извращенными, ориентиры — размытыми». В итоге «нарушилась преемственность поколений, нарушилась связь времен, ухудшилось отношение к старшему поколению».
«Партия пенсионеров», по словам Щербо, рассчитывает создать «сильное социально ориентированное государство», повысив качество жизни российской семьи, поборов «бездуховность, алкоголизм и наркоманию» и улучшив пенсионное обеспечение граждан.
Когда он закончил, многие из депутатов откровенно клевали носом.
Оно и понятно — вопрос, который в теории предвещал крупномасштабную политическую баталию со срыванием покровов, на деле обернулся скучным зачитыванием с листа ни к чему не обязывающих тезисов и призывов
и куда более напоминал протокольное заседание «Единой России».
Критика у представителей номинальной оппозиции вышла откровенно беззубой, а все упомянутые ими проблемы — все эти «мы обязаны заботиться об экологии», «мы должны строить доступное жилье», «нам необходимо победить коррупцию»
— давно заболтаны до полной потери смысла представителями реальной власти.
Да и могло ли быть иначе, когда 3 из 4 оппозиционных партий представляют выходцы из властных структур, а четвертую — бывший кандидат в мэры? Вряд ли.
Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru