Настоящей «красной тряпкой» для работодателей стали блоги и социальные сети. По данным различных исследований, более половины офисных сотрудников посещают эти сайты в течение рабочего дня, в итоге чего снижается производительность труда.
Российские (и, в частности, красноярские) компании к этой проблеме подходят консервативно: ограничивают доступ к запрещенным сайтам или устанавливают слежение за виртуальными передвижениями сотрудников.
Болтать в рабочее время на форумах, в ЖЖ и соцсетях офисные работники любят
Согласно опросу консалтинговой фирмы Morse, офисные работники в среднем, по их собственным словам, тратят на социальные сети около 40 минут рабочего времени в неделю.
При этом сами респонденты наблюдают вокруг себя прямо-таки сетевой разврат — у коллег, по их мнению, уходит на виртуальное общение до двух часов в день, пишет Слон.ru.
Исследователи из Университета Мельбурна, напротив, утверждают, что работники, которые активно пользуются интернетом в офисе, в том числе дискутируют в блогах и социальных сетях, более производительны, поскольку короткие периоды, когда люди отвлекаются на интернет-общение, позволяют мозгу отдохнуть и с новой силой приняться за рабочие задачи.
Несмотря на то, что исследования не претендуют на всеобъемлющее знание предмета, топ-менеджеры большинства компаний, в том числе и российских, успели проникнуться идеей, что социальные сети — это зло.
И хотя в России ущерб от социальных сетей пока еще никто не оценивал, российские менеджеры поступают так же, как их иностранные коллеги: блокируют доступ к площадкам интернет-общения. Главным аргументом служит то, что «Одноклассники», «Вконтакте», ЖЖ и прочие сайты отнимают время, которое сотрудники должны тратить на работу.
Однако блокировка «Одноклассников» и «ВКонтакте» сама по себе проблемы не решает: запрет можно обойти через зеркала и прокси-серверы. Но работодатели и про них в конце концов узнают, так что список запрещенных сайтов может расти ежедневно. Многие решают проблему радикально — просматривают весь трафик или ставят программу, автоматически делающую снимки экранов компьютеров.
По такому пути пошли и некоторые красноярские работодатели.
Блокировку сайтов, с помощью которых можно переписываться с друзьями, и «аськи» у нас осуществляет система учета рабочего времени. Благодаря ей руководители точно знают, сколько рабочего времени их подчиненные провели не на рабочем месте, и, соответственно, наказывают за это, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ сотрудник крупной алкогольной компании.
— Кроме того, в компании ограничен доступ в интернет в целом. Каждому достается столько трафика, сколько требуется для решения поставленных задач».
Помимо мониторинга веб-серфинга компании вводят дополнительные ограничения. Причем с социальными сетями борются как крупные работодатели, так и небольшие компании. Одним из способов борьбы с любителями посидеть в соцсетях на рабочем месте может стать ограничение скорости канала.
«Мы не ставили ограничение на вход в социальные сети и на развлекательные сайты, но на компьютерах некоторых сотрудников снизили скорость доступа в интернет, — отметил в разговоре с РМ директор компании, занимающейся разработкой сайтов, Дмитрий Киров, — А на небольших скоростях не получается сидеть сразу на нескольких сайтах».
Некоторые руководители считают, что контролировать жизнь сотрудников в интернете бессмысленно. Ведь если люди нацелены на конечный результат, то они и так справятся с заданием вовремя, и социальные сети этому не помешают.
«В каждой компании бывают периоды, когда работа идет в авральном режиме, и тогда речи о посещении социальных сетей быть не может. А когда спешки нет — почему бы сотрудникам не посидеть в интернете? — заявляет в разговоре с РМ директор по персоналу ООО РИЦ «Илан» Юлия Роговская.
— Некоторые компании вообще специально выделяют для сотрудников час, в течение которого они могут сидеть в «Одноклассниках», «Вконтакте», ЖЖ и спокойно общаться (обычно после 18 часов). И это эффективное решение проблемы, поскольку лояльность работника компании сохраняется, а сама компания не несет потерь в производительности труда».
Некоторые красноярские компании избрали более хитрую схему, запретив использование социальных сетей и предоставив работникам альтернативные площадки для общения на корпоративных сайтах.
«Доступ к развлекательным ресурсам («Вконтакте», «Одноклассники») в компании был запрещен, поскольку на этих сайтах сотрудники проводили слишком много времени, — рассказывает РМ менеджер отдела рекламы компании «Позитроника-Красноярск» Анастасия Римарчук.
— Но в нашей фирме интернет-общение достаточно развито. Во-первых, мы — компьютерная компания, и не использовать возможности интернета для нас было бы неправильно. Во-вторых, большая часть нашего коллектива — молодые люди, и общение через интернет для нас вполне привычно и удобно. Так, в нашей компании активно используется аська. Многие рабочие вопросы решаются через нее».
Также в «Позитронике-Красноярск» приветствуется и поощряется общение на внутреннем форуме среди сотрудников. «Естественно, на форуме обсуждаются исключительно рабочие вопросы. Все сотрудники пишут от своего имени, но создана и специальная тема, где они могут анонимно задать интересующий их вопрос. За самые интересные и актуальные темы предусмотрено вознаграждение.
У компании есть и собственный блог, также внутренний. Пишет в ней исключительно руководящий состав. И темы, которые там поднимаются, на самом деле полезные и актуальные», — подчеркивает Анастасия Римарчук.
Как правило, лояльно к пользователям соцсетей относятся те работодатели, для которых это не развлечение, а производственная необходимость, или если в компании действует схема, согласно которой сотрудники сами ответственно подходят к этому вопросу.
«Бесконтрольный доступ сотрудников в интернет действительно может снизить производительность труда. Но при этом каждая компания должна подходить к решению этого вопроса индивидуально, поскольку есть организации, для которых социальные сети являются инструментами продвижения продукции, — утверждает Юлия Роговская.
— В нашей компании доступ к социальным сетям и ЖЖ не ограничен, нет никаких программ, которые позволяют отследить, на каких сайтах сотрудник находится больше всего. Но у нас на каждом компьютере есть определенный лимит, который рассчитывается с учетом должности сотрудника и его рабочей потребности в интернете.
Кроме того, сотрудник сам может контролировать время, которое он проводит в интернете. Если он просидит 2 недели на «Одноклассниках» круглосуточно, то остальные две недели он не сможет выйти в интернет по рабочим потребностям. Как показывает практика, этот путь достаточно эффективен, поскольку работники сами в состоянии контролировать этот процесс».
Интересно, что в крупных компаниях связи политика в вопросе доступа сотрудников к развлекательным сайтам не отличается от политики других компаний. Например, крупнейший оператор сотовой связи МТС тоже запрещает своим работникам посещать социальные сети, однако объясняет это особыми причинами.
Сергей Горюнов:
нам невыгодно, чтобы сотрудники потребляли дополнительный трафик
«Сотрудникам компании МТС запрещен доступ на такие социальные сети, как «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир» и другие.
Такой подход имеет два обоснования - во-первых, постоянное отвлечение сотрудников на деятельность, напрямую не связанную с профессиональной, снижает эффективность работы сотрудника в компании, во-вторых, посещение социальных сетей расходует большой объем трафика, соответственно, компания увеличивает свои траты на внешний интернет - рассказывает РМ коммерческий директор филиала ОАО «МТС» в Красноярском крае Сергей Горюнов.
— Утверждать, что использование социальных сетей сотрудниками в рабочее время полностью отрицательно сказывается на их производительности труда, я бы не стал. Найти плюсы и минусы можно и в том, и в другом случае. Мы придерживаемся стратегии удержания баланса между производительностью труда сотрудников и сокращением издержек на интернет-трафик, напрямую не связанный с их профессиональной деятельностью».
По мнению РЕКЛАМЫ-МАМЫ, вопрос о том, хорошо или плохо, когда сотрудники компаний имеют возможность в течение рабочего дня выходить в социальные сети и ЖЖ, однозначного ответа не имеет.
Ведь компании, которые борются с любителями пообщаться через интернет, делают как минимум одну ошибку: не учитывают те усилия, которых стоит постоянная слежка за сотрудниками, и тот урон, который подобная политика наносит лояльности персонала.
Работники, лишенные средств общения, может быть, первое время и будут сосредоточены на работе, но вскоре найдут другие способы отдохнуть за счет работодателя. В конце концов, тот, кому «болтовня» интереснее его работы, всегда найдет способ не работать.
Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА