Объемы производства алкоголя в Красноярском крае за последнее время существенно снизились. Местную водку активно теснят на полках магазинов спиртные напитки из других регионов, а то и вовсе контрафакт. В правительстве региона уже ищут способы, как в нынешних непростых условиях достичь своей цели и увеличить на алкогольном рынке долю продукции краевых заводов.
Легальный алкогольный рынок края — это 6 млн дкл крепких спиртных напитков (водка, виски, коньяк, ром, вино, шампанское) и 16,6 млн дкл пива.
Этот объем «горячительного» красноярцы выпивают ежегодно, и цифра на протяжении многих лет почти не меняется. Другое дело — доля тех или иных производителей на рынке, и здесь идет постоянная борьба. Особенно это касается водки, которой в крае потребляется порядка 3 млн дкл в год.
В правительстве края никогда не скрывали, что хотели бы видеть на полках магазинов больше местной сорокаградусной. Для этого была принята целая программа по развитию производства подакцизной продукции, которая предполагала, что к 2015 г. краевые производители должны занять 50% водочного рынка.
«Своя водка» вместо «чужой» — это поступления в бюджет Красноярского края, а не другого региона
В 2011 г. власти были как никогда близки к своей цели. Объем производства алкоголя на местных заводах почти достиг 1,25 млн дкл. По сути, весь этот объем сделали три предприятия — «Шушенская марка», «Минал» и «Красноярский водочный завод» (КВЗ).
На 2012 г. планы были масштабнее, тем более что к процессу в начале года подключился выкупленный «Байкалфармом» ликеро-водочный завод в Канске. Однако в мае он остановился.
«Канский ЛВЗ находится пока в простое, — поясняет министр промышленности и торговли края Александр Климин. — В прошлом году собственник — «Байкалфарм» — принял решение о перепрофилировании завода на выпуск портвейнов — недорогой продукции на основе винного сырья. В принципе, проект на тот момент был достаточно интересный, на нем можно было неплохо зарабатывать. Но потом произошли изменения в законодательстве, выросли ставки акциза. И «Байкалфарм» от своего проекта вынужден был отказаться».
Крах «Шушенской марки» подкосил алкогольную промышленность Красноярского края
В конце прошлого года отрасль ждал новый удар — крах «Шушенской марки».
ДЕЛА.ru подробно писали о развитии ситуации на предприятии, где на данный момент вовсю уже идет процедура банкротства (см. подр. ««Шушенскую марку» признали банкротом»). Завод прекратил выпуск продукции, что называется, на самом интересном месте — в преддверии новогодних праздников, когда алкогольные предприятия традиционно наращивают мощности.
Результат того, что крупный завод вышел из строя, не заставил себя долго ждать: по итогам 2012 г. силами своих предприятий край еле перешагнул отметку в 1 млн дкл. В текущем году объемы производства могут сократиться еще больше, констатируют в минпромторге.
«Ожидаем, что по 2013 г. мы сделаем 850 тыс. дкл — конечно, это мало в сравнении с прошлыми показателями, — признает министр. — Объем производства упал во многом из-за того, что из процесса выпала «Шушенская марка». К тому же в конце прошлого года предприятия вышли на перепроизводство продукции, эта ситуация сложилась в связи с повышением ставок акцизов»
В результате заводы перенасытили рынок оптовиков продукцией со старыми акцизами, которая, говорят в минпромторге, продавалась вплоть до мая текущего года. И это тоже стало причиной спада в производстве. «В целом по России он составил 28,3%, в Сибирском федеральном округе — 46%, у нас в крае — 33%. Так что на фоне соседних регионов мы выглядим неплохо», — добавляет министр.
Вернуть краю прежние объемы теперь будет сложно. Причина кроется не только в акцизах, но и повышении стоимости лицензирования. Теперь торговая точка приобретает право на торговлю алкоголем за 40 тыс. руб. — такую сумму сбора установили на федеральном уровне. Хотя раньше плату определял сам субъект, и в Красноярском крае она составляла 5 тыс. руб.
«Этот сбор мы устанавливали вместе с Заксобранием и считали, что он оптимальный, так как у нас в регионе много сельских торговых точек. А сумма в 40 тыс. руб. и всевозможные сопутствующие процедуры согласования не заинтересовывают небольшие магазины работать легально», — поясняет Климин.
На деле получилось, что многие торговцы свою лицензию не продлили, но водку продавать продолжают, только уже нелегально. Штрафы в каких-нибудь 5 тыс. руб. предпринимателей тоже не пугают. Так что им проще расстаться с этой суммой, чем прекращать весьма прибыльную торговлю спиртным.
Свою лепту в расширение сбыта паленой водки внес и рост акцизов. И дело даже не в изменении ставок, а в последующей активизации поставщиков нелегального алкоголя, настаивает председатель «Енисейской алкогольной ассоциации» Валерий Анохин.
По его словам, местные производители, стремящиеся работать легально, сразу столкнулись с проблемой сбыта своей продукции, так как регион наводнила водка с подозрительно низкой ценой — 110–140 руб. Между тем для местных красноярских предприятий, которые работают легально, «берут кредиты, платят в виде акциза по 80 руб. с бутылки», предел — 170 руб.
«Ну кто же будет покупать нашу продукцию, хоть и хорошего качества? — задается вопросом Анохин. — Особенно это касается районов. Как раз там многие берут водку подешевле. А каких-то жестких мер предпринять к торговцам было невозможно, потому что наш регулятор — Росалкогольрегулирование — не успевал приезжать и протоколировать нарушения. Ведь в каких-нибудь поселковых магазинах они не дают чек, что продали именно водку, а не какое-нибудь масло или хлеб. В итоге ничего не зафиксируешь».
Вместе с тем падение производства в местной алкогольной отрасли не выглядит катастрофичным, полагает председатель ассоциации. В прошлом году за период с января по август силами трех заводов край произвел 659 тыс. дкл, в этом — 574 тыс. дкл., перечисляет Анохин. В основном падение производства приходится на «Красноярский водочный завод», ставший жертвой растущего спроса на дешевый алкоголь непонятного происхождения.
Почти весь объем легального производства водки вывез на себе МИНАЛ
В итоге почти весь объем легального производства этого года «вывез» на себе «Минал», на который собственник временно перенес мощности своих других заводов. В результате минусинское предприятие выпустило 440 тыс. дкл, против 178 тыс. дкл в прошлом году.
«Они покрыли свои прежние объемы, а также объемы «Шушенской марки» и Канского ЛВЗ. За полгода они дали в бюджет акцизов и НДС в полмиллиарда», — говорит Анохин.
В минпромторге считают, что без ужесточения наказания рынок подпольного алкоголя будет только разрастаться. В целом уровень контрафакта по России оценивался до 40% от объема легально выпитого алкоголя — это до повышения акцизов и лицензионных сборов.
В Красноярском крае с контрафактом все было не так плохо. По оценкам чиновников, в 2011 г. он составлял 22–25% — то есть примерно 700 тыс. дкл. Правда, на сегодняшний день рынок насыщен «паленкой» больше, не исключают в министерстве. По информации «Енисейской алкогольной ассоциации», объем контрафакта на начало текущего года был примерно в 30–40% от объема легального алкоголя.
«Сейчас, конечно, ее распродали, и доля понизилась», — отмечает Анохин.
Подпольная водка бьет не только по здоровью потребителя, но и по бюджету. Для краевой казны акцизы — одна из основных статей доходов. Общий сбор акцизов от алкоголя и пива в 2012 г. составлял 2,9 млрд руб.
В текущем году, несмотря на падение производства, ожидается 3,2 млрд руб. — во многом за счет роста ставки акциза.
В этой связи и задача у министерства выглядит просто: стимулировать рост потребления водки, произведенной в крае. От нее есть выхлоп для бюджета, а от спиртного, хоть и легального, из Подмосковья и других регионов Красноярский край ничего не имеет.
Впрочем, спаивать население, объясняет Климин, в правительстве не собираются.
Чиновники стремятся к максимально возможному замещению чужеродного алкоголя, порой весьма подозрительного качества, местными напитками.
Как уверяет Климин, для реализации этих планов в крае уже все есть.
«В советские времена весь объем потребления (водки. — Ред.) — 3 млн дкл — закрывали местные заводы, — говорит глава минпромторга. — Тогда работали Канский ЛВЗ, Красноярский ЛВЗ и «Минал». До 1992 г. втроем они делали всю продукцию».
С тех пор, по словам министра, производственные мощности заводов не изменились. Канский ЛВЗ и «Минал» — это так называемые заводы-«миллионники». КВЗ априори способен произвести меньше водки, так как ему не хватит площадей, чтобы разместить продукцию. Однако как эти мощности используются, уже другой вопрос.
В правительстве рассчитывают все же реанимировать до конца года Канский ЛВЗ. Завод предполагается запустить с прежним профилем — производство водки. В планах к открытию стоит и предприятие в Железногорске — бывший «Сибалко». Лицензия у него есть, осталось только определиться с брендом и объемами производства, добавил Климин.
На «Шушенскую марку» в обозримом будущем в министерстве пока не надеются. Глава минпромторга уверен, что «завод надо перезапускать». Однако по крайней мере в следующем году возобновление производства в прежних объемах там маловероятно.
Будущее главного водочного бренда края пока не определено
«У него есть замечательный бренд «Диксон», — отмечает Климин. — Эта марка очень известна и занимала у нас первое место по продажам».
По поводу переговоров с собственниками «Шушенской марки» министр ответил, что хотел «бы более плотно взаимодействовать», но пока не получается.
На этом, в общем-то, ворох проблем в отрасли не заканчивается. В последнее время объемы производства снизились и у местных пивоваров. Львиную долю рынка здесь удерживает «Балтика-Пикра» (90%), остальное делят более мелкие пивоваренные заводы в Минусинске, Зеленогорске, Канске и прочих.
Во многом падение объемов выпуска продукции связано с антиалкогольной кампанией: реклама пива была существенно ограничена, наложен запрет на его продажу в ночное время и в нестационарных торговых объектах. Фактически с рынка вымели большой сектор реализации пенного напитка.
Тем не менее введенные запреты не спровоцируют серьезного снижения производства пива.
«Думаю, что останемся примерно в тех же цифрах (16,6 млн дкл в год. — Ред.)», — уверен министр. Между тем у правительства есть опасения за судьбу местных производителей пива из-за законопроекта о запрете его продажи в ПЭТ-бутылках.
Депутаты предлагают разрешить торговлю пивом только в стеклянной таре. Законопроект муссируется в Госдуме уже на протяжении нескольких месяцев. И если ограничение все же введут, оно точно ударит по краевым пивоварам.
«Мы категорически выступаем против законопроекта, — подчеркивает Климин. — У нас на «Балтике-Пикра» и небольших пивзаводах практически все производится в ПЭТ-бутылках. Мы неоднократно выражали свою позицию на федеральном уровне. Безусловно, поддержать наши стекольные предприятия нужно, но не таким же способом».
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru