статья

Моногород — не приговор

В Красноярском крае пытаются решать проблемы монопрофильных городов

В октябре власти в очередной раз вспомнили об одной из актуальных проблем экономики — президент Владимир Путин поручил прави­тельству составить перечень инвестиционных проектов, которые планируется осуществить в российских моногородах.

Подразумеваются поиск новых источников финансирования и выработка механизмов реализации инвестиционных проектов — чтобы вдохнуть новую жизнь в города, созданные когда-то вокруг крупных единичных промышленных предприятий. Также запланировано «подстегнуть» мониторинг социально-экономического положения в таких поселениях.

Небольшой город
В России, по официальным данным, насчитывается 329 моногородов

Для справки. Моногородом считается населенный пункт, в котором на одном или нескольких предприятиях, производящих более 50% объема местной продукции, работает более четверти экономически активного населения. Монопрофильные города есть практически во всех субъектах РФ. В Красноярском крае к таковым относят Бородино, Шарыпово, Назарово, Лесосибирск, Норильск, Зеленогорск, Железногорск.

Собственно, проблема моногородов, доля которых во времена СССР достигала более 30%, возникла в новое время в связи с закрытием либо стагнацией заводов, комбинатов и производственных комплексов, обеспечивавших жителей работой и социальными благами.

Список, который регулярно актуализирует Минрегионразвития, сегодня (по состоянию на июль 2013 г.) насчитывает 329 моногородов, из которых 68 признаны фактически умирающими; численность безработного «моногородского» населения превышает 100 тыс. человек.

Федеральному бюджету приходится тратить на поддержку моногоро­дов десятки миллиардов рублей, хотя далеко не всем удается помочь.

Существующая федеральная программа по спасению монопрофильных населенных пунктов в этом году была продлена на 5 лет, до 2018 г.

Тем не менее и сегодня далеко не каждый моногород терпит бедствие. Ситуация зависит от множества факторов. Это и состояние градообразующего предприятия, и уровень развития малого предпринимательства, и географическое положение по отношению к крупным промышленным центрам.

«Решение проблемы моногородов в крае зависит от их типа, — говорит зампредседа­теля Заксобрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. — Понятно, что у нас есть моногорода, в которых «схлопнулись» градообра­зующие предприятия: например, как крупный завод автоприцепов в Сосновоборске — заменителя ему не нашлось.

Сосновоборск
Некоторые моногорода края становятся частью агломерации

Да, в Сосновоборске развивается малый бизнес, предпринимаются попытки для подтягивания в город различных предприятий, небольших заводов. Но в основном пути решения проблемы в этом городе мы видим в более логичном территориальном планировании в рамках Красноярской агломерации: с учетом транспортных сетей Сосновоборск, как во многом и Дивногорск, уже стали для Красноярска спальными районами».

По мнению Клешко, с моногородами в крае наблюдается и «диаметрально противоположная ситуация» — например, в Норильске.

«В силу новых экономических реалий там произошло выделение компаний, которые раньше находились в структуре норильского комбината, а теперь перешли на аутсор­синг. Однако понятно, что основным работодателем в Норильском промышленном регионе остался комбинат, от него зависит жизнь города. Тут, на мой взгляд, мы видим достаточно ответственного партнера, который понимает эту ответственность, и у власти есть совместные с компанией «Норникель» программы, направленные на поддержание достойных условий жизни в городе», — отмечает Клешко.

Норильск является одним из самых крупных моногородов России и вторым по числен­ности населенным пунктом края, в котором проживает более 177 тыс. человек. Их благополучие напрямую зависит от того, насколько генеральные планы промышленного гиганта скорректированы с учетом модернизации городской инфраструктуры и удовлетворения базовых потребностей населения.

Норильск
Статус моногорода не мешает развиваться Норильску

С помощью компании в городе ремонтируют дома, прокладывают новые коммуникации.

Прошедшим летом в Норильске открылись три детских сада, два из которых построены на деньги «Норильского никеля». Новые сады позволили полностью ликвидировать оче­редь для детей от 3 лет. Также в городе реконструирован стадион «Заполярник», ГМК вложила в эти работы более 410 млн рублей. Продолжается и реализация программы по переселению жителей Норильска в регионы с более благоприятными погодными условиями: в 2013 г. на эти цели «Норникель» перечислил, как и в предыдущие годы, 830 млн руб.

Уже десять лет в компании действует программа по улучшению социально-бытовых условий труда и отдыха сотрудников. С 2003 г. инвестиции в нее составили более 2 млрд рублей.

В принципе, ситуация в Норильске развенчивает миф о моногородах как наиболее депрессивных точках на экономической карте страны.

«Объективно социальные вложения компании — одни из самых высоких в стране. Более того, они последовательны. Все программы, реализуемые на территории, доводятся до завершения. Учитывается актуальность проектов и их востребован­ность, а без обратной связи с населением это было бы невозможно. Компания и дальше будет участвовать в социальных проектах на территории», — сообщил генеральный директор ОАО «ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин.

Въезд в Канск
Решить проблему монопрофильных городов могли бы предприятия-магниты

Однако хороший пример Норильска не означает, что проблема моногородов в крае отсутствует.

«Есть в крае и третий тип моногородов — а точнее, малых городов, — считает Алексей Клешко. — Таких, как Канск, Шарыпово, Назарово и других. В них, я считаю, должны существовать не столько монопредприятия, сколько предприятия-магниты, которые обеспечивали бы развитие этих муниципальных образований. Надо сказать, что поиск таких предприятий-магнитов и инвестиционных проектов ведется пока с очень большим трудом».

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Как самим лечить «легкий» ковид? Заболеваемость коронавирусом в Красноярском крае продолжает стремительно расти: на пике пятой волны медики ожидают до 2000 новых заразившихся в день. …

Жители Академгородка опасаются отмены 83-го автобуса Жители Академгородка в Красноярске собирают подписи в защиту маршрута №83. По их опасениям, мэрия может отменить этот автобус, как уже поступила с другими…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»