Статистика по безработице все больше напоминает сводки с полей сражения: так, за последнюю неделю армия нетрудоустроенных пополнилась на 533 человека, а общие потери края вплотную приблизились к 40 тысячам.
Наиболее уязвимой в современной экономической ситуации специалисты считают молодежь. По декабрьским данным Федерации независимых профсоюзов, в РФ работу находит лишь каждый третий соискатель в возрасте до 25 лет.
Показатель действительно тревожный. Если верить все той же Федерации, то безработные молодые люди до 25 лет составляют треть от всех нетрудоустроенных, а сама молодежная безработица грозит стать «застойной».
Высокий уровень безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения»
Этот термин обычно применяется, когда работники долгое время не могут найти новое место, а иногда отчаиваются трудоустроиться и вообще прекращают поиски. Высокий уровень «застойной» безработицы, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова, грозит России появлением нового «потерянного поколения».
В нашем крае данные по безработице всегда почему-то немного лучше «средней температуры по больнице». По информации Агентства труда и занятости Красноярского края, 1 ноября безработными были 2,5% активного населения. Это на 0,1% ниже, чем по России, и на 0,2% меньше показателей по Сибирскому федеральному округу. Количество нетрудоустроенной молодежи от общего числа также невелико: сейчас в Центре занятости населения Красноярска на учете стоят лишь 330 выпускников (всего безработных — 6020), а в год к ним обращаются не больше 1500.
Данные рекрутинговых агентств города существенно отличаются от официальной статистики.
Екатерина Блиновская: молодые специалисты составляют не менее трети всех соискателей
«Молодые специалисты сейчас составляют не менее трети всех соискателей, — отмечает директор офиса компании «Анкор в Красноярске» Екатерина Блиновская. — Примерно таким же соотношение было и в докризисный период. Работу находит каждый второй специалист в этом возрасте. Однако чаще всего она далека от первоначальных ожиданий».
В компании «HeardHunter Красноярск» не столь оптимистичны: по их наблюдениям, количество резюме молодых специалистов в этом году увеличилось на 60%, а число претендентов на одну вакансию в некоторых отраслях доходит до 35.
Настолько существенная разница в официальной статистике и данных рекрутинговых агентств показательна. Выпускники фактически пренебрегают ресурсами, которые есть у государственных учреждений, — для них зазорно получить статус безработного сразу после окончания вуза, они просто не знают о дополнительных возможностях, которые предоставляют службы занятости, поэтому «доходят» до них в последнюю очередь.
И все-таки молодежную безработицу в нашем городе еще нельзя назвать «застойной», и в этом мнении все эксперты единодушны.
Категорически против такого определения директор Центра занятости населения города Красноярска Александр Кайдалов: «Реально рынок труда для молодых специалистов в Красноярске есть. Активные люди устраиваются всегда, возможно, не так быстро, но устраиваются. Если ждать подачек сверху, безработица точно будет застойной, потому что под лежачий камень вода не течет. Я не думаю, что это свойственно нашей молодежи».
Обычно молодой специалист ищет место работы от одной недели до трех месяцев. «Но только в том случае, — добавляет Екатерина Блиновская, — если он действительно хочет найти работу: адекватен в своих притязаниях и активно ищет сам (следит за вакансиями, рассылает резюме, ходит на собеседования и пр.). В противном случае работу можно искать бесконечно долго».
Среди наиболее распространенных проблем молодых специалистов, которые мешают быстро найти нужную должность, специалисты называют неадекватную самооценку и «не то» образование.
Не работать, а зарабатывать
Работодатели уверены, что молодые люди хотят не работать, а зарабатывать: запросы выпускников слишком высоки, а реальные навыки оставляют желать лучшего.
«Выпускник без опыта — все-таки не тот товар, который интересен работодателю», — подтверждает общее мнение начальник отдела по содействию занятости молодежи городского Центра занятости Светлана Козырева. Но это совсем не означает, что такие претенденты никому не нужны.
Оксана Матвеенко: компании готовы рассматривать кандидатов без опыта работы
«Хотя прошлой осенью и зимой предложения для студентов и выпускников на рынке труда существенно сократились, компании готовы рассматривать кандидатов без опыта работы», — уверена менеджер по маркетингу и PR компании HeardHunter Красноярск Оксана Матвеенко.
Даже в условиях кризиса есть фирмы, заинтересованные в привлечении молодых специалистов и выпускников. Мотив, по мнению экспертов, понятен — дешевле «вырастить» в своем коллективе перспективного сотрудника, чем приглашать готового профессионала со стороны. Компания имеет возможность сформировать специалиста в рамках корпоративной культуры и через некоторое время получить высококлассного сотрудника.
«Руководители готовы смириться с отсутствием опыта работы у выпускника, но компенсируют это высокими требованиями к уровню образования и степени обучаемости молодого специалиста, — отмечает Екатерина Блиновская. — С другой стороны, рынок кандидатов в ситуации кризиса стал более конкурентным, помимо молодежи активно ищут или готовы сменить место работы специалисты с серьезным профессиональным опытом. В такой ситуации, работодатель всегда отдаст предпочтение более опытному претенденту».
Мария Назарова: я сомневаюсь, что руководителям нужны неамбициозные сотрудники, готовые работать за копейки
Защищает амбициозных выпускников директор Центра карьеры СФУ Мария Назарова. По ее мнению, работодатели очень часто не совсем понимают, кто же им нужен. Отсюда и завышенные ожидания по отношению к способностям молодых специалистов. Не так уж и страшно желание вчерашних студентов получать много.
«Я считаю, любой опытный HR-менеджер сможет легко повернуть так, что молодой специалист будет самозабвенно работать в компании на перспективу за весьма скромную зарплату. Молодежь часто ругают за то, что они хотят сразу слишком многого. Но я сомневаюсь, что руководителям нужны забитые, неамбициозные сотрудники, которые готовы работать за копейки с утра до вечера», — добавляет г-жа Назарова.
Такая позиция не случайна: центры карьеры при учебных заведениях — единственная прослойка между вузами, в которых работающих студентов всегда не любили, и суровой реальностью, где не нужны претенденты без опыта. Здесь учат искать работу и ориентироваться на рынке труда.
Поиск работы — это технология
«Главная проблема, с которой сталкиваются выпускники, — нехватка информации, — уверена Мария Назарова. — Трудоустройство — технологичный процесс, для того, чтобы найти работу, иногда достаточно просто знать определенные технологии. Многие выпускники такими знаниями не обладают — они просто не понимают, куда идти и что делать».
Обращение в центр карьеры — единственный способ обезопасить выпускника от неизбежного стресса первого трудоустройства, если студентам запрещают совмещать работу и учебу. Хотя, по наблюдениям Светланы Козыревой, легче всех находят работу студенты, которые работают во время обучения: «Неважно кем — промоутером, официантом, курьером. Такие молодые люди оценивают себя адекватно, и в 90 случаях из 100 без проблем трудоустраиваются».
Кто же работает на ВВП?
Если с первой бедой еще можно как-то справиться, то переизбыток специалистов определенной профессии, которых плодят коммерческие и государственные вузы, — проблема очень серьезная. По мнению директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, ситуация намного серьезней — в России слишком много людей, получивших высшее образование.
1 сентября 2009 г. порог вузов перешагнули 7,47 млн студентов, а в середине 90-х их было всего 2,79 млн — в 2,7 раза меньше. Интересна и другая цифра: в этом году на первый курс пришли 1,46 млн человек, но школы выпустили 890 000 школьников. Откуда остальные? Немалая часть — это люди, желающие получить второе высшее образование, разочаровавшись в первом.
Чему же учатся студенты? В 2008 г. 35,7% ВВП России было произведено в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, строительстве и сфере ЖКХ. Финансовый сектор и госуправление обеспечили 8,3% ВВП. Но среди студентов лишь 14% будущих инженеров, 3,2% геологов и технологов, 2,9% аграриев. А 45% — это специалисты по общественным наукам, предпринимательству и праву. В США последний показатель составляет 36%, а в Германии — 22,5%.
Наиболее востребованные работодателями специальности (Источник: HeardHunter Красноярск)
Данные нашего города в целом подтверждают эти наблюдения: сейчас по специальности устроены не больше половины (!) всех выпускников.
Светлана Козырева видит причину такого дисбаланса в том, что абитуриенты не думают, где они будут работать через 5-6 лет: «Менеджеры на транспорте, специалисты автомобильного и авиастроения… Выпускницы почти в 90% не смогут найти работу по специальности только потому, что работодатели видят на этой должности мужчин. Они обречены с момента поступления. Чаще всего такие выпускницы в статистику не попадают, потому что уезжают, выходят замуж, сидят дома с детьми».
Что касается пресловутых юристов, которых очень любят упоминать в качестве примера нетрудоустроенных, то здесь нельзя сказать однозначно, что они никому не нужны. «Если это действительно грамотные специалисты, они в большинстве случаев устраиваются. Рынку нужны не отвлеченно юристы-экономисты, ему нужны специалисты в этих областях», — уверена Светлана Козырева.
«Среднестатистический» безработный - мужчина до 32 лет с высшим или средне-специальным образованием
Вот и получается, что у молодежи есть все шансы найти работу по душе. Желающих помочь ей в этом нелегком деле более чем достаточно — главное не переусердствовать. Потому что одна из причин появления «застойной» безработицы — пассивность самих соискателей, надеющихся на то, что государство обязано их всем обеспечить.
И напоследок. По нашей просьбе рекрутинговая компания «Анкор» попыталась составить портрет «среднестатистического» безработного. Оказалось, что это мужчина до 32 лет с высшим или средне-специальным образованием. Может быть, это и есть та категория безработных, которую нужно поддерживать?
Екатерина ПАВЛОВА
РЕКЛАМА-МАМА