В интервью для «Конкурента» — рассказ о большой работе по оптимизации краевого бюджета, о взаимодействиях со всемогущей Москвой; персональное «спасибо» Михаилу Прохорову; предостережение от погони за высокопроцентными депозитами, размышление о вывозе российских капиталов за рубеж и откровение о сомнительных прелестях четырёхчасового сна.
Михаил Котюков
Заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов Красноярского края. Родился 21 декабря 1976 года в Красноярске. В 1999 году с отличием окончил Красноярский государственный университет по специальности «Финансы и кредит». Трудовую деятельность начал в 1997 году ещё во время учёбы в университете — в должности главного экономиста кредитного отдела главного финансового управления администрации края. В 1999 году был назначен начальником контрольно-ревизионного отдела главного финансового управления администрации края.
В дальнейшем возглавлял финансовый отдел ОАО «Красноярскагропромдорстрой». Работал в главном управлении экономики и планирования администрации г. Красноярска. Возглавлял отдел инвестиционных ресурсов и экологии.
В 2003 году был назначен заместителем начальника главного финансового управления администрации края. В 2005-м — первым заместителем руководителя департамента финансов. С марта по июль 2007-го работал в должности проректора по финансовым вопросам ФГОУВПО «Сибирский федеральный университет».
С июля 2007 года — заместитель губернатора края — руководитель департамента финансов администрации края. С июля 2008 года — министр финансов Красноярского края.
C декабря 2008 года — заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов Красноярского края. Координирует деятельность органов исполнительной власти края, даёт им поручения и указания по вопросам реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой и кредитной политики; решает задачи по составлению и исполнению краевого бюджета; занимается вопросами проведения экономического и финансового мониторинга, анализа социально-экономической ситуации в крае. Непосредственно координирует деятельность казначейства Красноярского края и службы финансово-экономического контроля.
— Михаил Михайлович, простодушный наш народ в большинстве своём примерно так представляет себе министра финансов: в строгом костюме, «профессорских» очках и с саквояжем, набитым наличными купюрами… По поводу вашего молодого облика на сайтах сетевые мудрецы тревожатся: «Да кто этому парню денег даст? В Москву надо посылать матёрого…»
— В федеральном Министерстве финансов работают здравомыслящие люди, которые в силу своих обязанностей должны обеспечивать макроэкономическую социальную стабильность в регионах, за которые они отвечают.
Да, есть и влияние человеческого фактора, когда мы должны доказать свою позицию и обосновать расчёты. Но определяющей является объективная картина. Федеральный Минфин ещё в конце прошлого года оценил возможный объём падения доходов нашего бюджета. Эти цифры сегодня подтверждаются. И поэтому край получает именно такие деньги, о которых я говорил. Не потому, что кто-то куда-то поехал и о чём-то договорился, а потому, что так складывается экономическая ситуация.
При этом не скрою, что мы очень много времени провели в Москве, доказывая каждую свою цифру. Мы всё обосновали, дали свои предложения в общую формулу, по которой распределены федеральные деньги. И эти предложения, в том числе и наша доказательная база, позволили краю получить те немалые деньги, которые мы получили. Но должен сказать, что в этой формуле участвовал очень важный показатель — своевременное сокращение расходов, под которые сейчас нет доходов. 30 миллиардов мы убрали, и это стало одним из ключевых факторов, позволивших нам получить в Москве 12 миллиардов помощи. Если б мы этого не сделали, то не получили бы.
В России, если взять большой исторический срез, наиболее успешными финансовые министерства и их руководители были в те времена, когда преобладало державное мышление, проводилась общеуправленческая государственная политика. Безусловно, при принятии решений финансист обязан учитывать денежную сторону вопроса. Но это не единственный аргумент, и не он должен являться определяющим.
Государственные финансы — это перераспределение денег от бизнеса к населению. Перераспределение через государственные инструменты. Если говорить про федеральный уровень, здесь намного более широкий инструментарий. Это и кредитная политика, и долговая политика, и фискальная политика — через налогообложение. На региональном уровне инструментов значительно меньше. Мы занимаемся фактически только распределением того, что собрано с бизнеса через налоги.
Налоговые режимы определены федеральным законодателем, а регионы их исполняют, лишь немного корректируя отдельные позиции. Дальнейшая наша задача — распределить получаемый ресурс, установив наиболее значимые в данный момент времени стратегические направления расходов. Делать это исключительно из бухгалтерских соображений — неправильно.
Да и неперспективно. При этом нужно чётко понимать, что министр финансов не свои деньги делит. Это я к вопросу про саквояж с купюрами. Министр финансов практически обеспечивает функцию, когда средства налогоплательщиков возвращаются гражданам. Главная задача — просчитать все возможные варианты этого возврата. И выбрать из них наиболее оптимальный в данный момент времени. На что больше отправить денег: на выплату заработной платы, пенсий, пособий? Или направить часть средств, в ущерб этим социальным выплатам, на развитие в будущем? Вот выбор, который всегда актуален.
К каждому проекту, который рассматривается в данном контексте, должны быть очень жёсткие требования по текущим затратам и будущей отдаче. И от того, насколько качественно учтены все «за» и «против», будет зависеть эффективность этого распределения сегодня и отдача завтра. Я это считаю крайне важной задачей для финансистов, вне зависимости от уровня их работы. Мы все действуем в интересах населения.
— И все мы, так или иначе, зависим от щедрот Москвы. Сколько придёт денег из столицы — главное условие. И только потом включаются на местах все виртуозные таланты по их распределению. Ведь так?
— Нет, не согласен с таким посылом. Я считаю, что есть две позиции. Первая позиция — сидеть и ждать, что скажет старший, что он позволит. А вторая позиция — в условиях, когда предоставлены инструменты, активно действовать. К примеру, если есть в руках лопата, надо брать и копать. И чем больше ты накопаешь, тем больше получишь. В крае у нас позиция именно такая.
Говоря про зависимость нашего бюджета от помощи Федерации, надо не просто смотреть на цифры в бюджете, а детального их осмысливать. По отношению к федеральному бюджету Красноярский край всегда являлся регионом-донором. То есть помощи, трансфертов мы не получали.
Другое дело, что в краевом бюджете очень много средств федерального бюджета. Но они предоставлены не в виде помощи, а в качестве финансирования переданных от Федерации полномочий. В том числе и как средства для реализации крупных, федерального значения, инвестиционных проектов. Таких, как Нижнее Приангарье, Ванкор и так далее.
В 2009 году из-за резкого снижения наших собственных доходов и возможностей, в силу известных всем причин, мы впервые стали получать помощь от Федерации. Объём этой помощи составил двенадцать с половиной миллиардов рублей. И в этом году мы действительно зависим от федеральной помощи. Во второй половине октября я обсуждал в Министерстве финансов, в Государственной Думе, в Совете Федерации принятые решения по поддержке Красноярского края.
Из 150 миллиардов, выделенных на эти цели в целом по России, мы получили 12 миллиардов. Это очень много. И это позволяет нам обеспечить выполнение нашего бюджета. При том, что наши собственные возможности, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, существенно сократились. Снижение налога на прибыль в 2009 году, по сравнению с девятью месяцами прошлого года, составило более 65 процентов. Это очень существенные цифры.
— В текущем году, по сравнению с 2008-м, бюджет был урезан значительно?
— Значительно. Мы должны были убрать 51 миллиард рублей, то есть почти треть наших расходов. Проведя серьёзную работу, мы смогли уменьшить бюджет на 30 миллиардов. А ещё 20 — обеспечить за счёт интенсивной работы с налогоплательщиками. Заметьте: это не только работа с Федерацией, где, как я сказал, мы получили 12 миллиардов. В результате мы очень многое сохранили в бюджете-2009. Должны были убирать 51, а убрали только 30.
— Но всё равно ведь тяжело пришлось?
— Да, и мы в первом квартале финансировали только первоочередные социально значимые расходы: зарплаты, социальные выплаты. Приостановили почти все капитальные расходы.
А уже в конце мая приняли на сессии Законодательного Собрания изменения в бюджет. Это позволило обеспечить сбалансированность бюджета и фактически финансировать всё, что в нём сохранилось. Пришлось отказаться от многих проектов, на которые рассчитывали первоначально. Это были в основном новые проекты. А базовый объём расходов мы не пересматривали.
— Что год грядущий нам готовит?
— В финансовом плане 2010-й будет нисколько не лучше нынешнего. Существенного прироста нет. Остаются крайне высокими риски, что и в 2010 году доходная часть бюджета существенным образом не изменится. Проект, который мы внесли, предусматривает незначительное увеличение объёмов собственных доходов. Но в то же время у края уже не будет такого объёма переходящих остатков, как было в начале нынешнего года.
На 1 января 2009 года на наших счетах имелось 10 миллиардов рублей свободных средств. Во многом за счёт этих денег мы финансировали в первом полугодии разницу между поступающими доходами и необходимыми расходами. Такой «подушки безопасности» на следующий год у нас уже нет. Соответственно, бюджет десятого года потребовал от нас принятия ряда непопулярных решений. Мы вынуждены отказаться от индексации заработной платы, от индексации текущих и социальных расходов. Но и этого недостаточно. Нам пришлось говорить о повышении ставок транспортного налога. Такова объективная реальность. Ставки в Красноярском крае не пересматривались три года, по многим позициям они наименьшие в Сибирском федеральном округе.
Мы вынуждены были рассматривать вопрос об оптимизации социальных обязательств в крае и придании им большей адресности. Я говорю про субсидии граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Я говорю про ограничения поездок в транспорте и ряд других направлений. Это меры, которые ранее принимались краем в инициативном порядке, в дополнение к общефедеральным подходам и при наличии серьёзных доходных возможностей. Такие возможности иссякли. Сейчас нет денег, чтобы продолжать это финансировать.
— Но ведь нефть опять дорожает…
— Мировые цены на нефть для краевого бюджета роли не играют. «Ванкор» в следующем году принесёт в бюджет около 11 миллиардов рублей. Определяющий фактор — цена на внутреннем рынке, которая, безусловно, зависит от мировых цен, но не напрямую. Там своя формула ценообразования. В большей степени доход нашего бюджета зависит от цен на цветные металлы.
Мы сейчас заложили в параметры следующее: 15 тысяч долларов за тонну никеля, 5 тысяч долларов за тонну меди — это цены, которых в нынешнем году мы пока ещё не достигли. Да, текущий уровень выше, но в среднем цены с начала года по никелю — 14 тысяч долларов. При этом надо заметить, что курс доллара, учтённый сейчас в параметрах 2010 года, составляет 34 рубля. Какой он на данный момент — все видят. Соответственно, если доллар будет на уровне 30 рублей, край может недополучить более 4 миллиардов рублей.
— Бывший заместитель губернатора Красноярского края Александр Новак, уезжая в Москву на работу в Министерство финансов, обещал оказывать нашему региону уж если не помощь, то всестороннее содействие.
— Мы постоянно встречаемся, при каждом моём приезде в Минфин я обязательно к нему захожу. Обсуждаем ситуацию в крае: как обстоят дела, какие у нас проблемы, каковы наши предложения. Его помощь на сегодня сложно переоценить. По любым проблемам, которые необходимо проработать в Министерстве финансов Российской Федерации, всегда есть доступ и возможность именно с ним это обсудить — как с человеком, принимающим решения.
По тем вопросам, которые относятся к компетенции его коллег по Министерству финансов, всегда есть поддержка в плане организации непосредственных встреч, донесения наших позиций. Это очень важно. И в целом отношение федеральных министерств к Красноярскому краю, учитывая серьёзное представительство наших коллег-земляков в федеральных органах власти, существенным образом повышает наши позиции в рамках любых переговоров.
— И ещё об одном нашем земляке. Прописка Михаила Прохорова в Красноярском крае действительно пошла региону на пользу?
— Это была очень серьёзная поддержка для нашего бюджета в плане его сбалансированности — и помесячно, и в целом. Мы очень благодарны столь уникальному налогоплательщику, что он выбрал Красноярский край местом регистрации и уплаты своих налогов.
— Центральный банк впервые в новейшей истории России снизил ставку рефинансирования ниже 10 процентов годовых. К чему бы это?
— В перспективе это должно быть очень хорошим знаком, ведь ставка рефинансирования Центробанка является определяющим показателем величины ставок по кредитам, которые выдают банки. Мало кто вспоминает об этом, но факты говорят сами за себя: уровень кредитных ставок на сегодня фактически вернулся к докризисному значению. Есть отдельные банки, которые ещё пытаются выставлять ставки 20 и более процентов, но это уже исключения, а не правило. Средние ставки в том же «Сбербанке» уже возвращаются к докризисным. Ставка рефинансирования тоже вернулась к этому значению.
Ставка рефинансирования ЦБ в России — это некий индикатор уровня инфляции, ожидаемого по итогам года. С другой стороны, это индикатор, который задаёт нам направление по ставкам банковского кредитования в среднем.
В нашем случае это позволяет ожидать, что ставки кредитования и дальше должны иметь тенденцию к снижению. Грубо говоря, ставка рефинансирования — это процент, по которому Центробанк даёт деньги коммерческим банкам. Всё, что сверх этой ставки, это уже конкретная маржа каждого банка, зависящая от качества заёмщика, который к нему обращается. Чем хуже это качество, тем больше коммерческий банк обязан резервировать денег под такой кредит. Соответственно, он высвобождает деньги из оборота, а это ведь не его деньги, он их где-то взял, и их тоже нужно обслуживать.
Всё это работает только в том случае, если коммерческий банк оперирует с деньгами Центрального банка. Если же коммерческий банк работает с депозитами населения, то там минимальный уровень отправной себестоимости — это ставка по депозиту. И если банк привлекает депозит под 18 (!) процентов годовых, то, соответственно, кредитовать он будет от 20-25 процентов.
То есть банк, который привлекает депозиты под высокий процент, это потенциально опасный банк. У него низкие шансы разместить данные депозиты, отдать их рынку в виде кредитов под такой процент. Соответственно, очень высокий риск даже при размещении невозврата. А это значит, что и обслуживать депозит будет неоткуда. Отсюда вывод: человек, который стремится под высокий процент отдать свои деньги в виде банковского вклада, очень сильно рискует.
— Но ведь везде указывается, что вклады застрахованы.
— В пределах 700 тысяч рублей государство гарантирует возврат средств. Но надо понимать: там есть определённый регламент. За одну секунду деньги вы не получите. Нужно пройти определённые процедуры. И каждый должен помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Когда вы отдаёте свои деньги, вы должны понимать, кому вы их отдаёте, на каких условиях и как они будут вам возвращаться.
— Выше 15 процентов годовых — для депозитов это сейчас много?
— Есть ставка рефинансирования — средний по рынку индикатор, к ней возможны премии. Размер премий должен быть разумен. Если мы хотим иметь ставку кредитования не выше 15 процентов, то депозит выше 12 не может быть. Не бывает такой экономики. Раньше в наших банках были дешёвые западные деньги, которые брались под 3-4 процента годовых. Сейчас таких дешёвых денег нет.
Российские банки на Западе брали короткие деньги, а выдавали их уже под длинные кредиты. Соответственно, когда финансовые рынки росли как на дрожжах, было очень легко перекредитовываться на Западе. Брать один кредит, а гасить другой. В итоге, за три года без особых проблем перекредитовавшись три раза, можно было выдавать трёхлетние кредиты. Сейчас возможности такого финансирования существенно сжались, поэтому нет длинного ресурса. И ипотечный кредит по этой же причине взять сложно. Кто даст банку деньги на 30 лет? Практически никто. Вот фундаментальная проблема банковского сектора — отсутствие длинного ресурса.
— Пресса, впрочем, куда больше любит поднимать вопрос о «вечном» процессе вывоза российского капитала за рубеж.
— Сложный вопрос. Отвечать на него однозначно — можно пытаться. Но, я думаю, это не совсем было бы честно…
Вывоз капитала бывает двух свойств. Первый вариант вывоза — это откровенное воровство: срубил по-лёгкому — увёз подальше. Второй вариант — это способ финансирования каких-то конкретных проектов. Значительная часть тех ресурсов, которые статистически проходят как иностранные инвестиции, есть не что иное, как прибыль российских компаний, сформированная за границей. Это в том числе и вынужденная мера защиты от недобросовестных конкурентов. Здесь уже лежит плоскость модернизации законодательства. И не случайно наш президент отметил необходимость серьёзных антирейдерских изменений наших законов.
Уходя в норму международного права, многие российские компании стараются страховать свои риски. Поэтому тема вывоза капитала весьма неоднозначна. Простых решений она не имеет. Расстрелять пятьдесят человек — и всё изменится? Нет, не изменится. Согласен, с первым случаем, о котором я сказал, то есть с откровенным воровством, нужно бороться решительно. А второй упомянутый мною фактор — это тема, требующая пристального внимания и очень компетентного вмешательства.
— «Главный экономист», «начальник контрольно-ревизионного отдела». Это ведь из вашей биографии факты. В чём феномен столь разносторонней востребованности?
— Меня с детства учили тому, что хвалить тебя могут только другие люди. Сам себя человек хвалить не должен. С тех пор я усвоил и то, что вопросы общественной значимости более значимыми должны быть, чем личные. Это началось ещё в школе, где общественные мероприятия стояли во главе угла.
— Номер школы — не секрет?
— Шестьдесят восьмая. Достаточно системно воспитывали меня и дома. Мои дедушка, бабушка и мама очень много времени уделяли общественной жизни на своей работе. И в семье нашей было заведено, что вопросы общественной значимости должны быть первоочередными. Сегодня я тоже очень много времени провожу на работе, так что в дефиците моего внимания и участия находится моя семья. Это является весьма негативным для меня фактором. Серьёзно размышляю: что и как нужно изменить, чтобы больше внимания уделять семье.
— У вас ведь двое детей?
— Да, в этом году родилась дочь. И это вдвойне усугубило мои тяжёлые размышления. Рассчитываю, что по итогам рассмотрения проекта бюджета я смогу к Новому году определить для себя новую модель жизненного поведения и перестроить свой световой день.
— Вы как бы «жаворонок в клетке»?
— У меня вообще сложный внутренний склад. Сколько себя помню, считал себя совой, потому что вечером рано ложиться не могу, и при этом утром я сейчас просыпаюсь в 6:30. Мой сон — это приблизительно с двух до шести тридцати. Это гарантированное время, когда я точно сплю. Если удаётся немного раньше уснуть — настоящее достижение. А вот проснуться позже уже не получается.
— При таком графике надо уметь концентрированно отдыхать, восстанавливаться.
— Сейчас нет такой возможности. Чуть ли не единственная отдушина — общение с детьми. Оно очень ограничено во времени, к сожалению. Но тем не менее каждая минута получается многократно ценнее.
— Вашему сыну уже сколько?
— Семь лет Роману. Пошёл в школу.
— К чему больше предрасположен?
— К математике.
— То есть тоже министром финансов будет?
— Сложности у парня я вижу — писать буквы ему не очень нравится, они у него не очень красивые получаются. Я даже вспомнил себя, как у меня проходили уроки письма. Писал я настолько мелко, что учительница — она была у нас пожилого возраста — не могла прочитать, что я там «изобразил».
— Зато при мелком почерке получаются превосходные шпаргалки.
— Да, мой богатый опыт студенческой жизни позволил натренироваться и в составлении шпаргалок, безусловно.
— Как полагаете, достойно ли наше «современное» и «продвинутое» студенчество столь многомиллионных вложений? Я имею в виду весь этот неуёмный глобализм вокруг СФУ. Стоит ли «овчинка» столь дорогой выделки?
— Вы серьёзнейший вопрос поднимаете сейчас, как бы невзначай сформулированный. Вопрос крайне сложный. Я был в университете в первые месяцы его образования: находился там в качестве проректора, участвовал в выработке первоочередных решений, в составлении программы развития университета первых трёх лет его работы.
Считаю одним из самых важных для нашего региона за последнюю пятилетку свершений (наравне с объединением края) принятие решения о формировании национального университета именно здесь. Если б мы не получили на территорию края этот проект, наши шансы на светлое будущее, на уверенное, устойчивое развитие были бы существенно ниже.
Университет должен стать, с одной стороны, кузницей кадров, а с другой стороны, это магнит, который будет притягивать молодёжь, привязывать её к краю и после получения высшего образования. Этот вуз не должен быть перевалочной базой под вывеской «отучился — уехал в Москву». Необходим принципиально иной университет.
В Сибирском федеральном — 33 тысячи студентов. Безусловно, на первом этапе очень сложная стояла задача, чему отдать приоритет: содержанию образования или развитию материальной базы. Совершенно правильно было решено, что заниматься надо и тем и другим. И есть уже успехи сегодня. Успехи построения стен видны любому обывателю. Успехи в изменении учебного процесса нельзя вот так вот, знаете, взять и пощупать. Ещё нет выпускников, которые учатся по новым технологиям. Это будет через три года. Запланирован отложенный эффект. И он реален.
Задача СФУ — в большей степени готовить специалистов по точным дисциплинам. Должны быть физики, должны быть химики. Это то, что для сибирского и дальневосточного регионов является определяющим. Не экономисты и юристы нужны. Я могу против своей логики идти, я ведь экономист, но я точно знаю: в большей степени сейчас нужны технари, которые будут развивать производственную, промышленную базу.
Стратегически важно для края в перспективе серьёзно усилить кадровый сегмент, который занимался бы переработкой первично добытого здесь сырья. У нас очень богатый спектр ископаемых, которые в крае есть и которые активно добываются. Но большинство из них вывозится при первичной обработке. И если мы сможем сформировать здесь существенный план по переработке, то, с одной стороны, это значительно усилит экономику края. А с другой стороны — обеспечит занятость населения, создаст большее количество рабочих мест и обеспечит более высокую заработную плату.
Применяйте всё это здесь! К чему кто-то старается убежать, переехать куда-то? К лёгкой жизни? Я считаю, это не очень правильно. Есть очень хорошая поговорка: где родился, там сгодился. Тоже очень важная мысль. И мы должны стараться работать эффективно именно там, где живём.
Игорь РУДИК
Газета «Конкурент»