Громкие события в Бирюлево заставили власть обратить внимание на действующую в стране миграционную политику. Национальный состав жителей России расширяется. В том же Красноярском крае представителей разных наций сейчас гораздо больше, чем 10 лет назад. Регулировать конфликты становится сложнее, и зачастую стычки между так называемыми местными и приезжими — это событие уже не района, города или региона, а всей страны.
В сибирской глубинке пока все выглядит намного спокойнее, чем у тех, кто живет ближе к Москве или Кавказу, считают эксперты. Тем не менее, по оценкам чиновников, с некоторой долей уверенности можно говорить о том, что около 40% красноярцев страдают мигрантофобией — неприязнью к людям других национальностей. Причем большинство заразились ею через интернет или телевизор, уверяют авторы исследований.
Сегодня в регионе проживают 144 тыс. мигрантов, все они находятся в крае легально и поставлены на учет —
об этом стало известно в ходе обсуждения миграционной политики региона, которое состоялось на этой неделе в Заксобрании. По сравнению с предыдущим годом количество приезжих увеличилось на 8%, то есть примерно на 11–12 тыс. человек. Естественно, что это лишь официальные цифры. В регионе достаточно большое количество неучтенных мигрантов, но оценивать, сколько их на самом деле, не берется никто.
Наибольшее количество граждан прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, с Украины, из Армении, КНР, Азербайджана. Цель приезда очевидна — поиск работы. В основном гастарбайтеры востребованы в строительстве, обрабатывающей промышленности, торговле, добыче полезных ископаемых.
Официальное разрешение на трудовую деятельность в крае сейчас имеют 10,6 тыс. мигрантов при квоте в 16 тыс. человек.
Для работы в сельском хозяйстве регион аннулировал все квоты. Тем не менее, по словам председателя комитета Заксобрания по вопросам законности и защиты прав граждан Юрия Швыткина, были установлены факты, когда китайцы работали в теплицах Березовского района. Местные власти, отметили в ЗС, так и не смогли дать ответа на вопрос, почему у них не территории незаконно трудятся мигранты.
Каждый год в край прибывают более 10 тыс. мигрантов
ФМС в течение только этого года выявила 1665 нарушений миграционного законодательства, было наложено штрафов на 75 млн руб. Однако сколько из этой суммы реально взыскано с предпринимателей, незаконно нанимающих гастарбайтеров, тоже никто пояснить не смог.
Примечательно и другое. По данным той же ФМС, количество преступлений, совершаемых иностранцами в крае, снизилось, но остается довольно высоким — 413 фактов.
А вот число случаев противоправных действий в отношении мигрантов, напротив, растет.
За нынешний год таких преступлений было совершено на 11% больше, чем в прошлом году, и составило 196. В основном в списках фигурируют кражи, побои, сбыт наркотических средств.
Возможно, в правоохранительной динамике не стоит искать какой-то тенденции нарастающего уровня неприязни к приехавшим из других стран. Возможно, эти цифры и вовсе несопоставимы и не показательны. Но, как ни крути, мигрантофобия, ксенофобия и прочие фобии не обошли стороной красноярцев.
Исследования социологов в прошлом году показали, что в целом уровень мигрантофобии среди жителей Красноярского кра составляет 38–42% — такова в числе опрошенных людей доля тех, кто «недоволен миграционной ситуацией, либо очень недоволен, либо скорее недоволен», пояснил ДЕЛА.ru замначальника управления внешних связей администрации губернатора края Рашит Рафиков.
Причем показатель был получен без учета тех, кто не ответил на вопрос о миграционной ситуации,
и если брать всех, то не исключено, что уровень мигрантофобии в крае достигает 50%.
Наиболее рисковая группа — это старшеклассники и студенты средних специальных учебных заведений и лицеев. В этом возрасте молодежь отличается «максималистскими настроениями, воспринимает все либо как черное, либо как белое», поэтому среди них мигрантофобия может приближаться к 70%, заметил Рафиков.
Изменился ли за последние годы уровень мигрантофобии в крае, власти судить не берутся. Чтобы делать такие выводы, нужно проводить анализ и опросы хотя бы один раз в 5 или 6 лет, объяснил он. Однако такое масштабное исследование межнациональных настроений край проводил, по сути, не впервые.
Вместе с тем Рафиков полагает, что
если сравнивать край с другими регионами Сибири, то «у нас ситуация спокойнее».
Не говоря уже о таких субъектах, как Ростовская область или Краснодарский край, где, по его словам, мигрантофобия носит едва ли не «массовый характер».
«У нас мигрантофобия в основном, как показывают все замеры, базируется не на личном опыте, а имеет в основе влияние электронных СМИ, телевидения, социальных сетей, интернета, — добавляет чиновник.
— Заметно ощущается, что общая социальная необустроенность населения ищет выхода, и некоторые спекулирующие на этом личности пытаются направить недовольство людей на борьбу с представителями иной расы, национальности, вероисповедения и проживания. Такое существует».
Рашит Рафиков: почти половина населения края испытывает неприязнь к мигрантам
Фото ЗС
С другой стороны, уверяет Рафиков, держать ситуацию под контролем в крае помогает «достаточно системная работа в сфере противодействия экстремизму и радикализму, а также взаимодействие с национальными объединениями».
«Это позволяет оперативно решать какие-то локальные и бытовые конфликты, не дает им разрастаться, — сказал он. — К примеру, в Ачинске несколько лет назад была ситуация, когда стены разрисовали антирусскими граффити. Такой акт мог спровоцировать погромные действия в отношении мусульманского населения, но выяснилось, что это была провокация со стороны как раз русскоязычного товарища. Его очень быстро нашли».