Михаил Васильев: бюджет не может быть стерильным
Специально для РМ краевой бюджет 2010 года прокомментировал депутат Законодательного Собрания края, председатель комитета по экономической политике Михаил Васильев.
Он считает, что в состоянии экономического кризиса, когда регион испытывает серьезные затруднения в связи со снижением доходной части бюджета, «бюджет не может быть стерильным».
При этом кризисные явления должны на деле, а не на словах, привести бюджетные структуры к режиму экономии.
«Последние годы у нас не было дефицита, довольно благополучно строился бюджетный процесс. Проблема бюджета 2010 года лежит на поверхности, все о ней знают. Мы находимся в состоянии кризиса, и бюджет не может быть стерильным. Конечно, мы испытываем серьезные затруднения в связи со снижением доходной части бюджета. Это, прежде всего, налог на прибыль, это налог на доходы физических лиц. Бюджет получит от этих налогов, к сожалению, меньше, чем мы бы того хотели. В силу этого мы вынуждены сокращать расходную часть бюджета».
— На что, по вашему мнению, стоит обратить внимание, чтобы понять, какие подходы заложены в бюджете 2010 года?
— Ключевых моментов, на мой взгляд, два. Первое, в расходной части практически не закладывается индексация расходов бюджетных учреждений на инфляцию.
С одной стороны, это плохо, потому что может вызвать реальные проблемы у некоторых бюджетных учреждений. В течение года, ближе к его концу, у них просто физически может не хватить финансирования, чтобы сводить концы с концами. Но, с другой стороны, вот такого рода кризисные явления, они должны подвигать нас всех к осуществлению режима экономии, о котором мы всегда любим говорить, но который никогда не любим исполнять.
Это возможность понять, насколько актуальны те или иные расходы. А если они актуальны, насколько их уровень соответствует сегодняшнему дню. Например, в коммунальном хозяйстве стоит проанализировать расходы на отопление, на освещение, расходы на благоустройство.
Второе — мы не трогаем заработную плату. Мы ее не снижаем, но мы ее и не повышаем. Это, конечно, минус, потому что замораживание зарплаты в условиях инфляции ведет к снижению реального уровня жизни бюджетников.
Но, хочу отметить, мы сегодня не нормируем численность работников, мы сегодня только пытаемся нормировать фонд оплаты труда. Более того, в течение этого года в крае был введен новый, экспериментальный порядок, который позволяет регулировать в коллективах уровень заработной платы достаточно самостоятельно. Следовательно, можно рассчитывать на повышение заработной платы в организации, если вы снижаете численность работников.
Мы всегда говорили и продолжаем говорить, что бюджетный сектор в РФ сильно раздут. Он раздут не только за счет чиновников, но и за счет других управленцев и работников бюджетной сферы. Поэтому здесь тоже есть резервы, которые могут помочь нам выполнить свои бюджетные полномочия, не снижая их качества, за счет меньшей численности работников, а значит, за счет меньших расходов.
— Нас ждут сокращения в бюджетных организациях?
Михаил Васильев: бюджетный сектор в РФ сильно раздут
— Мы всего лишь заложили такую возможность при формировании бюджета. Не от хорошей жизни, а от того, что у нас реально доходы вызывают необходимость снижения расходов примерно на треть. Где это можно сделать , мы сделали. Например, мы относительно безболезненно снизили объемы капитальных вложений. Мы меньшее количество денег направляем на капитальное строительство, на строительство, модернизацию и реконструкцию дорог, мы меньше денег направляем в жилищно-коммунальное хозяйство. Это, конечно же, тоже плохо.
Но есть необходимость сохранить, пусть и не в полном объеме, расходы на социальную сферу. Потому что до сих пор, к нашему глубокому сожалению, огромное количество жителей края не способны самостоятельно, исходя из собственных доходов, оплачивать жилищно-коммунальные услуги, медикаменты, оплачивать какие-то свои социальные расходы. Их берет на себя краевой бюджет.
— Эта ситуация ведь сложилась не вчера?
— Мы попали в тот самый капкан, в который власть неоднократно загоняла сама себя. Мы критиковали за это Зубова, критиковали за это Лебедя, и сейчас администрация Хлопонина наступила на те же самые грабли. В те годы, когда у нас были уверенные доходы, которые превышали расходы, и мы жили с профицитом, тогда было можно и нужно большую часть средств вкладывать в инвестиционное развитие края.
В развитие инфраструктурных проектов. В развитие энергетики (там, где есть наша ответственность). В развитие дорожной сети. В капитальное строительство. Но в эти богатые, «тучные», как их порой называют на федеральном уровне, годы, мы, к сожалению, непропорционально наращивали социальные обязательства.
Мы вводили дополнительные льготы для малоимущего населения, для нетрудоспособных и больных. Это, конечно же, тоже нужно, но должно быть осознание того, что вслед за «тучными» годами неизбежно приходит период вынужденной экономии. Об этом надо всегда помнить. Не хочу никого критиковать, потому что и сам принимаю в этом участие.
— Много копий сломано в вопросе о транспортном налоге. Вы приняли решение не повышать транспортный налог, и теперь в доходной части 2010 года нет 150 млн рублей, в 2011 - более 670 млн, и 700 с лишним миллионов в 2012 году. Этими деньгами предполагалось закрыть новые расходные статьи, которые краю перебросили федералы. Как будем выходить из ситуации?
— Будем соразмерно увеличивать дефицит бюджета, это пока еще позволено по нормативам, и искать дополнительные источники доходов. У нас есть возможность делать это в течение всего 2010 года, вот, начиная с первого января, и будем этим заниматься.
Бюджет ведь не догма, бюджет — это наш план на год, и если нам удастся найти дополнительные плюсы, дополнительные источники доходов, это означает, что мы справимся с нашими обязательствами.
— На заседании был отмечен низкий уровень планирования и прогнозирования при подготовке бюджета, вы с этим согласны?
Михаил Васильев: в стране засилье финансистов
— С этой критикой я согласен. К сожалению, это действительно так. У нас, а впрочем, и не только у нас, а в России в целом, засилье финансистов. В той части, где речь идет о планировании и прогнозировании социально-экономического развития территорий.
На уровне федерации главную скрипку играет Минфин в лице Кудрина, который может даже председателю правительства сказать «нет, этого не будет», и, что удивительно, он оказывается прав.
К сожалению, такова ситуация и на уровне регионов, и в Красноярском крае. Причем она сложилась не сегодня, она длится десятилетиями. Не берусь сейчас углубляться в причины, это зависит и от общей экономической культуры в стране, и от работы ВУЗов, от качества подготовки специалистов.
Но главная причина, по моему мнению, в невостребованности этих программ. Ведь программа социально-экономического развития, взвешенная, грамотная, правильным образом разработанная и принятая, она предполагает некую планомерность. А куда как проще принимать решения сиюминутные, вызванные либо политической коньюктурой, либо желанием большого начальника, либо чем-то еще.
Вот приезжает губернатор куда-то в деревню и, взмахнув левой рукой, говорит, я здесь вам построю спорткомплекс, взмахнув правой рукой, здесь я вам построю клуб. А есть ли для этого возможности? Желание, конечно же, есть. Если говорить о желаниях, то бюджет края должен быть полтора триллиона. Но, к сожалению, жизнь — она скучнее, мелочнее. И, поэтому, когда мы говорим о прогнозировании, о планировании развития, мы должны понимать, что нужна система индикаторов, нужна система приоритетов.
Мы должны понимать, что если мы сегодня вложим этот рубль сюда, то мы через пять-десять лет получим такие-то результаты. В демографии, в социальном развитии, в здоровье человека, в благополучие его. Если мы используем этот рубль иначе, мы получим другие результаты. К сожалению, здесь хромает и теория, и тем паче, практика.
Дмитрий БОЛОТОВ
РЕКЛАМА-МАМА