Местные провайдеры не желают уступать красноярский рынок проводного интернета федералам и спустя почти 6 лет с момента прихода «варягов» по-прежнему держат более половины клиентской базы.
Приход федералов перекроил местный рынок интернет-услуг
Развитие рынка проводного интернета в Красноярске эксперты обсуждали в преддверии Дня связиста 6 мая. Программный доклад по теме сделал директор ГК Maxima Евгений Тютрин.
Он напомнил, что федеральные игроки стали заходить на местный рынок проводного интернета начиная с 2007 г.
«После захода федералов среди местных операторов связи усилилась конкуренция, и не только по качеству и количеству предоставляемых услуг. В первую очередь мы увидели существенное падение цен на услуги связи, в частности, по интернету. Буквально 5 лет назад мы платили за интернет помегабайтно, каждый Мб стоил 1 руб. Сейчас мы за 300–350 руб. получаем высокоскоростные каналы в каждую квартиру», — рассказал Тютрин.
По его словам, федеральные игроки привнесли на красноярский рынок новые технологии, и местным компаниям ничего не оставалось, кроме как принять их. Те же, кто не захотел этого сделать, с рынка ушли.
«По данным на 2008 год, активных операторов на рынке Красноярска было 40–50. Сейчас среди местных операторов их с десяток», — констатировал Тютрин.
В то же время он отметил, что, по прогнозам федералов, которые те делали, заходя в Красноярск, местные игроки к 2013–2014 гг. должны были исчезнуть как вид. На деле же этого так и не произошло. Больше того — если в конце 2000-х именно приход федеральных компаний стал катализатором существенного снижения цен на рынке проводного интернета, то сейчас, по словам Тютрина, имеет место обратная ситуация.
Теперь уже местные провайдеры не дают ценам расти.
Красноярск на 60% подключен к сети местными провайдерами
«Местные операторы, те, кто остался, приняли технологии и правила игры федералов и в данный момент предоставляют цены ниже, чем федеральные операторы связи. Судя по аналитике, если местные операторы связи сейчас полностью уйдут с рынка Красноярска и останутся только федералы, то конечный потребитель не увидит «прелести» рынка связи и конкуренции, которая до сих пор сохраняется.
Более того, местные операторы помимо интернета начали предоставлять доступ на рынок бесплатного телевидения и проводную телефонию. Все эти услуги связи мы объединяем пакетами и даем при высоком качестве и достаточно низких ценах», — сказал Тютрин.
Он высказал предположение, что при существующих невысоких ценах рынок проводного интернета федеральным игрокам не так интересен, как рынок сотовой связи, где норма дохода выше.
«Федералы привыкли зарабатывать на сотовой связи, где абонент платит 600–1000 руб. в месяц. Поэтому на рынке широкополосного доступа в интернет в Красноярске два пути — жители города либо будут платить по 500–1000 руб. за интернет, либо не будут: при условии сохранения местных операторов связи, которые не позволят поднять цены. В других городах России, где альтернатива составляет меньше 50%, цены на интернет гораздо выше, чем в Красноярске», — рассказал Тютрин.
По его словам, сейчас местные провайдеры держат более половины рынка проводного интернета.
«В 2007–2008 годах на рынке Красноярска домохозяйств, подключенных к интернету, было порядка 120 тыс. Спустя 5 лет ситуация такова: всего в городе около 350 тыс. домохозяйств, из них подключено по кабелю к интернету, по нашим данным, порядка 67–70%. Среди этих 250 тыс. подключенных квартир доля местных операторов составляет 55–60%. То есть федералы еще и половину не проглотили», — резюмировал Тютрин.
Участники круглого стола сошлись на том, что и у местных, и у федеральных игроков есть как свои плюсы, так и минусы.
Федералы имеют возможность экономить на крупных оптовых закупках и инфраструктурных моментах, таких как единый колл-центр на всю страну. А местные операторы могут предоставить более гибкую и быструю реакцию на запросы и жалобы клиентов — просто потому, что находятся куда ближе к ним, чем московские офисы федеральных компаний.
ШПД продолжит уходить к региональным игрокам
По мнению гендиректора ЗАО «Интертакс» Казимира Войткевича, в будущем услуги ШПД все больше будут ложиться на плечи местных игроков.
«Я думаю, что именно наземное ШПД будет все более уходить в сторону местных операторов — не как юридических лиц, а как аутсорсеров, возможно, крупных местных филиалов.
Нельзя работать с чердаками, подвалами и кабелюгами, которые проходят у нас по земле, удаленно. Нужны сильные местные подразделения. Контакт с местными клиентами лучше получается у местных.
В итоге получится разумное сотрудничество — если федералы будут давать сотовую связь, местные будут экспортировать связь наземную, и в итоге у всех будет все хорошо», — заключил Войткевич.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru
ссылка на комментарий
Евгений Шустов
директор красноярского филиала компании «ЭР-Телеком»
Тема противостояния местных и федеральных игроков всегда имеет «жареный» привкус. На самом деле ну какое противостояние? Есть конкуренция на рынке, и неважно, локальный ты игрок или федеральный. Кто предложит лучшие технологии и лучший продукт, тот и выиграет.
По нашим оценкам, ситуация на местном рынке широкополосного проводного доступа в интернет в динамике такова. В 2010 г. доля местных игроков составляла 77%, федеральных — 23%. По данным на I квартал 2013 года, за федералами — 56% рынка, за местными — 44%. Что касается рынка платного ТВ, здесь еще интересней: в 2010 году у федеральных компаний было лишь 2% рынка, но на I квартал 2013 года их доля достигла уже 47%.
Если говорить о тенденциях по рынку проводного ШПД в целом, то рост его замедляется и, по нашим прогнозам, в 2013 году составит 10-12%, в 2014 году — 8-10%. В основном все компании будут развиваться за счет переключений, по I кварталу 2013 года 78% всех подключений — это переключения от одного провайдера к другому.
По сути, красноярский рынок немного отличается от рынка российского, где консолидация уже завершилась. У нас остаются интересные локальные игроки, которые выбрали свою нишевую стратегию. И те их них, кто cделал выбор правильно, останутся на рынке и будут развиваться.