статья

Марш сотни

Взгляд на красноярскую оппозицию со стороны

В субботу вечером в городе прошел свой «Марш миллионов». Местные силы оппозиции собрались на Красной площади. ДЕЛА.ru решили предоставить слово человеку, далекому от политики, чтобы проверить, какой протестная активность красноярцев видится со стороны.

Марш миллионов
Людей выходит на митинги все меньше

...Я переживу Путина. Четыре к одному. Хотя бы потому, что у меня фора в возрасте. Да и дергаться, как ему, мне не приходится. И все из-за этих несогласных. Оппозиция. Страшное слово!

Позиция слизняка

Видимо, красноярская полиция на этот счет такого же мнения. По крайней мере, к местному «Маршу миллионов» стражи порядка подготовились, как говорится, более чем.

Небольшое лирическое отступление: я не имею чести относить себя к оппозиции — мне выпало уродиться аполитичным слизняком (так я оправдываю перед самим собой свою гражданскую пассивность), хотя, скорее всего, я просто слишком ленив.

Но ТВ и инет все-таки сделали свое дело — мне вдруг захотелось быть в гуще событий. Тем более что каша заваривалась нешуточная — «Марш миллионов». В общем, в прош­лую субботу, предвкушая новые ощущения, я оказался на Красной площади. За полчаса до времени «Ч».

Нет, я не дрожал от нетерпения присоединиться к противникам «путинского режима». Хотя бы потому, что не имею принципиальных нареканий в адрес «ВВ & Ко», так как хуже при нынешних «жуликах и ворах» жить не стал, а те моменты, в которых мы с президен­том Путиным расходимся, как-то мало его колышут. Пришел я пораньше по одной простой причине — застолбить себе место под солнцем. С детства не люблю быть в хвосте очереди. Атавизм «совка», что поделать.

Мобилизация

Я не имею опыта участия в митингах и не знаю, как он должен выглядеть за полчаса «до». Но, наверное, у меня больное воображение, потому как то, что оно мне рисовало, мало напоминало реальность. Увидеть людей с вилами и факелами я, конечно, не ожидал, но хотя бы ЛЮДЕЙ видеть хотелось очень. В смысле много людей. Однако же их не наблюдалось.

Марш миллионов
Одна из основных тем прошедшего мероприятия — выборы оппозиции

Говоря военным языком,

человек пятьдесят рассредоточились небольшими кучками с восточной стороны стелы, чтобы негромко разговаривать и тихо посмеиваться.

Причем половина из них — местные журналисты и блоггеры.

Единством почему-то не пахло. Только и оставалось — влиться в стаю знакомых акул пера и стать компонентом такой же кучки. Что я и сделал.

— Нет никого! — заявил я братьям по баррикаде. — Думал, народу больше будет.

— Еще подтянутся, — успокоил меня соратник. – Время еще есть.

С трудом верилось, что за полчаса на Красную площадь стекутся пусть не миллион, но хотя бы тысяча человек. И все же спорить я не стал: говоривший — постоянный участник всех этих акций несогласия, в «ЖЖ» и Фейсбуке периодически насаживающий на пальцы партию власти, иже с ними, да и вообще парень с головой. А стало быть, знает, о чем говорит.

Белая сотня + ½

К шести часам вечера, тому самому времени «Ч», стало очевидно, что и на старуху бывает проруха и блоггеры тоже ошибаются. Не обязательно было иметь пятерку по математике, чтобы, окинув взглядом площадь, понять — это не тысяча человек. Как говаривал Остап Бендер, «это гораздо хуже». Полторы сотни в лучшем случае.

Это вместе с новоприбывшими смишниками, полиционерами в штатском, чью мимикрию можно было назвать удачной только с очень большой натяжкой, и небольшой компашкой, накачавшейся огненной водой в тени здешних деревьев.

Марш миллионов

С трудом верилось, что в миллионном Красноярске все остальные – согласные.

Как будто ничего не случилось в марте и их не обманывают. Гуляют себе по улицам (ну да, согласен, погода хорошая), заходят в магазины, едут на дачу, смотрят телевизор дома… Тоже мне граждане.

Марш миллионов
Наклейки быстро закончились

И уж совсем тоскливо было от того, что ни у кого из пришедших не было белой ленточки — символа оппозиции. Правда, на лавочке сидел мужчина с пришпиленной к пиджаку красной лентой, а какие-то девоньки притащили белые клейкие таблички с надписью «Я переживу Путина» и начали их раздавать. Только они быстро закончились. Переживу.

Под флагами

Оживление возле ступеней на «сцену» дало надежду на то, что не все кисло в датском королевстве. Появились какие-то дяденьки с негустой охапкой трубок, оказавшихся древками знамен оппозиции. Оранжевые знамена натянули на эти флагштоки. «Органи­заторы», — подумал я. А уж когда в руках вертевшегося возле них паренька появился мегафон…

Марш миллионов

— Просьба собравшимся – подходите ближе, — объявил мегафон голосом автоответчика. – Через пять минут начнем.

Кажется, вечер переставал быть томным. Как-то непонятно порадовал случайно услышанный разговор двух пенсионеров, стоящих чуть позади меня.

— У нас во дворе, вот за домом, машина с ОМОНом стоит, — сказал один, видимо, живущий неподалеку и не имеющий морального права пропустить данный флешмоб.

— Так они, если что, выскочат, — тоном знатока ответил его напарник, возможно, еще по Великой Октябрьской социалистической. – Боятся…

Может, мне показалось, но в воздухе запахло адреналином.

Как выстрел

На «трибуну» поднялся тот самый парень с мегафоном. «Так это главный!» — мне стало стыдно за свой политически несведущий мозг.

Марш миллионов
Оппозиционные активисты Денис Стяжкин и Олег Безруких

Слово главного было вступительным. «В рамках всероссийской акции…», «марш миллионов…», «поддержать…», бла, бла, бла…

Не люблю я вступительных слов, и уж совсем не для них я притащился сюда. Хотелось хоть немного революции. Пусть оранжевенькой, локальной, маленькой — пусть, но только не этого пространного официоза. Его я наслушался в пионерско-комсомольскую бытность.

Революционное настроение стремительно падало… И тут главный предложил выска­зываться. Второй оратор оказался не таким мертвым, как предыдущий, но идти на баррикады почему-то все еще не хотелось. Даже на оранжевые. «Мы должны…», «мы не должны…». И тут…

— Как говорил Михалыч, — изрек выступающий, имея в виду генерала Иволгина из охото-рыбных «Национальных особенностей», — мы должны быть краткими, как приказ, как выстрел…

Жаль, что на этом образность и экспрессия иссякли.

Равнение на палец

А потом на сцену поднялся мальчик. Нет, если подойти поближе и рассмотреть его, становилось понятно, что этот ...ммм… юноша, может быть, даже иногда бреется…

Марш миллионовДело было в пальце. Назидательно оттопыренная конечность забирала себе все внимание аудитории. По вине этого указательного мерзавца я почти ничего не помню из пламенной речи вьюноши, кроме чего-то там про «сайт координационного совета оппозиции», «воров», «зарегистрироваться», «лоснящиеся рожи» и «займет пять минут».

В какой-то момент, собравшись в кулак, я таки сконцентрировал свое внимание на самом выступающем и очень удивился тому, что, несмотря на возраст, он имел вид человека, сильно обиженного действующей властью. «Когда успел?!» — подумал я. И еще помню мысль: «Цыплята курицу не учат? Да учат. Еще как».

Минута славы

После пальца с юношей желающих выразить свое несогласие прибавилось.

Их спичи были короткими. Как выстрел.

Бла, бла, бла…

Марш миллионов
Блоггер Илья Лабунский: Никого не посадят, а даже если посадят — выпустят

— Я всегда ношу его с собой! – заявил один, выудив из кармана сложенную в шестнадцать раз клеенку с надписью в стиле Брестской крепости: «В Красноярске геноцид экономический, научно-социальный, экологический».

Бла, бла, бла…

— Не бойтесь, не те времена, никого не посадят, — подбодрил собравшихся другой выступающий. – Даже если посадят – выпустят.

Бла… Бла… Бла…

— Нужна революция, но мирная, я подчеркиваю: мирная, — вразумлял всех еще один лидер.

— Правительство напоминает таиландских транссексуалов, которые обрезали свое достоинство и украсили себя перьями, — уверял собравшихся человек, видимо, недавно приехавший из отпуска.

Бла… Бла… Бла…

— Все на выборы в Верховный… — когда очередной оратор понял, что зарапортовался, он просто, по-человечески улыбнулся, почти как Гагарин, и поправился: — в координа­ционный совет оппозиции…

Бла, бла, бла…

Начали за здравие…

А вот дальнейшее развитие митинга стало укладываться в формулировку «Пчелы, мед, что-то там еще и мухи». Владимир Семенович в свое время пел: «Тут вообще началось – не опишешь в словах». Но я попытаюсь.

В какой-то момент на «сцене» стали появляться люди, мягко говоря, далекие от оппозиционных дел.

Марш миллионов
Дачники преклонного возраста останавливались ненадолго послушать...

Я мало что понимаю в маршах миллионов, но когда призывы убрать сверху жуликов и воров перетекают в жалобы на ЖКХ и положение сирот – это выглядит как-то… не комильфо. При всем сочувствии к сиротам.

По всей видимости, не я один это почувствовал, и после очередного выступления «Я немного не в тему» и появления среди желающих выразить свое несогласие пошатывающихся мужчин митинг объявили закрытым.

И как-то было не жаль. В отличие от потраченного времени.

Андрей МОСКОВ

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).