статья

Манские корпоративы в Красноярском крае меняют ориентацию

С наступлением лета в Красноярске откроется сезон местного туризма. По этому поводу ДЕЛА.ru решили узнать, что нового предлагают турком­пании на одном из самых любимых красноярцами маршрутов активного (условно) отдыха — сплавах по Мане. Выяснилось, что дрейф плотов по таежной речке все более входит в цивилизованное русло — туристы стали требовательнее и жаждут отдыхать культурно, а некоторые — и трезво. Кроме того, со своими корпоративами по Мане поплыли даже некоторые иногородние компании.

На плоту
У компаний, сплавляющих туристов по Мане, сложился круг постоянных клиентов

В принципе, в «манском бизнесе» не происходит каких-то крупных изменений: все довольно стабильно. И клиентура, как отмечают участники рынка, в основном та же — численность любителей сплавов не слишком растет, давно сложился определенный сегмент людей, которые включают такие путешествия в список летних развлечений.

В связи с этим даже о конкуренции говорить сложно, полагает Алексей Чаус, директор компании TRAVEL: «Из-за ограниченного сезона и возможности перевезти ограни­ченное количество человек, число которых на реке из года в год примерно одинаковое, можно сказать, что конкуренции нет. У каждой компании, организующей сплавы, есть свои пре­дан­ные, постоянные клиенты. В период высокого спроса мы даже сотрудни­чаем со мно­гими нашими «конкурентами», которые предоставляют достойный уровень обслуживания, подходящий под формат нашей компании».

По оценке представителей других фирм, конкуренция все же имеется. Как считает Сергей Борисов, директор компании «Туризм&Сервис», крупных игроков не более четырех. А по оценке Игоря Бурмака, директора компании «Альтамира», манскими сплавами официаль­но занимаются примерно 10–15 компаний. Плюс немало тех, кто предоставляет туристам услуги неофициально.

О наличии конкуренции говорит тот факт, что компании активно стараются завлечь клиентов новыми сервисами и обновлением «транспортного парка».

Все отмечают, что в новом сезоне на Мане появится много плотов, поставленных уже не на надувные камеры, а на гондолы высокого давления из ПВХ. Кроме того, плавсредства оснащаются двигателями, а палубы — перилами для безопасности.

«Идет массовая модернизация плотов, они приобретают совершенно другой вид и плавучие качества», — отмечает Сергей Борисов.

Если говорить про внешний вид, то в компании «Туризм&Сервис» плавсредства, например, стилизуют под старинные американские пароходы: туристов в этом сезоне будут возить по Мане, как по Миссисипи, «Марк Твен» и «Джек Лондон», в планах — делать плоты в виде парусников и лайнеров. В TRAVEL также отмечают, что компания добавила к своему парку новые комфортные плоты, в том числе не только на стандартных 25, но и на 15 пассажиров.

Плот "Марк Твен"
Манские плоты стилизуют под пароходы

Модернизированный плот на баллонах и с мотором поз­во­ляет быстрее передвигаться по реке — так выяс­няется, что неторопливому созерцанию манских красот нынешние туристы все чаще предпочитают активные раз­влечения на стоянках.

В прежние времена, помнит­ся, наоборот, ценилась возможность плыть рядом с плотом на протяжении чуть не всего путешествия…

«Да, людям интереснее плыть быстрее. Купаться мож­но во время остановок на плесах. Моторный плот мобильнее совершает подруливающие маневры, быстрее оказывается на стоянке. А там — много возможностей для отдыха: игра в футбол, волейбол, можно посидеть в кафе, потанцевать на дискотеке», — говорит Сергей Борисов.

Компании заранее готовят арендованные у лесфонда участки, каждая — свои.

«Мы начинаем благоустройство стоянок весной, проводим освещение, выкашиваем траву, ставим павильоны под кафе и дискотеки... Хорошая стоянка — залог хорошего сплава», — считает Борисов.

Сплав по Мане, дискотека
Современные сплавы не обходятся без дискотек

Игорь Бурмак тоже отмечает, что сплавы становятся менее дикими и «более культурными»: начинаются они с туркомплекса «Беретская поляна», где запуск плотов происходит с оборудованных площадок. Улучшился, по словам представителей туркомпаний, и проезд до Берети, хотя последние 20 км дороги по-прежнему не заасфальтированы. Зато на высадке туристов в поселке Манском — все как в давние времена.

«Там помойка, далеко идти до автобусов, но как мы ни пытались решить вопрос с администрацией Дивногорска, никто ничего не хочет делать, чиновники упираются всеми конечностями, несмотря на то, что и условия на месте есть, и финансы можно найти», — говорит Сергей Борисов.

Сами манские путешественники год от года становится более взыскательными, полагают участники рынка.

«С изменениями в организации сплавов, ежегодного улучшения обслуживания пропорцио­наль­но меняются и требования клиентов. Современные сплавы по Мане уже не сравнить с теми, которые организовывались даже 10 лет назад, не говоря о более ранних, — отмечает Алексей Чаус. — Теперь сплав представляет собой полноценный организованный тур начиная от предоставления питания и заканчивая любыми видами развлекательных программ с аудио-видео аппаратурой».

Плот на Мане
Манский туризм становится все более организованным и комфортным

О ценах на весь этот фарш: в пик сезона путешествие, которое начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером в воскресенье, составляет в среднем 3,5-4 тыс. руб. с человека. За «особый комфорт» — например, установку палатки силами инструкторов, расширенное меню и прочее — придется доплатить еще 1,2-2 тыс. А в начале июня и второй половине августа можно сплавиться за 3 тыс. руб. и даже дешевле.

Самым популярным маршрутом, по словам Алексея Чауса, остается сплав от поселка Береть до Манского. Но, по мнению Игоря Бурмака, тенденцией можно назвать все больший спрос на сплавы с верхнего участка, от пос. Нарва: чтобы с большим комфор­том пообщаться с природой, поскольку движение плотов выше по течению реки далеко не такое интенсивное, как от Берети.

Бурмак отмечает также, что все большее число туристов хотят участвовать в «трезвых» (или умеренно трезвых) сплавах, семьями. Поскольку большинство плотов рассчитаны на 20-25 человек, в компании «Альтамира» стараются объединять семейных клиентов. А в у некоторых, как у TRAVEL, появились сплавы для детских групп.

Все участники рынка отмечают сложность своего бизнеса.

«Этот бизнес непрост потому, что связан с активным отдыхом людей на опасном водном объекте. Туристы во время сплава порой неумеренно употребляют спиртное, что создает большие проблемы для организаторов», — говорит Бурмак.

«Наш бизнес, к примеру, не подходит для инвестирования. Им могут заниматься только люди, для которых туризм — образ жизни. Те, кто начинает на деньги инвесторов, обычно заканчивают крахом. Многое зависит от погоды, само создание, перевозка, эксплуатация плотов — непростое занятие. Плавсредства все компании делают самостоятельно, поскольку для Маны не подходит оборудование, изготовлен­ное на потоке. Словом, это семейный бизнес, который строится на любви к подобной деятельности», — считает Борисов.

Сложно быть сплавщиком и с организационной точки зрения.

«Большую часть занимает подготовка к сезону, которая начинается буквально с января и заканчивается в июне, — говорит Алексей Чаус. — Многие факторы в организации зависят от качества работы контрагентов. В этом бизнесе присутствует огромное количество мелочей, при упущении которых клиент может не оправдать своих ожиданий, что категорически недопустимо для сферы услуг».

Сплав по Мане
80% туристов — корпоративные клиенты и молодежь

Возвращаясь к вопросу о клиентах: 80% из них, по оценке Чауса, это компании различных сфер деятельности и молодежь. Остальные 20% приходятся на сборные группы и пенсионеров. Иностранцы же бывают на сплавах в качестве участников корпоративных компаний, которые едут в Красноярск с деловыми целями. «Но бывают и путешествен­ники, которые совершают дружеские коллективные выезды», — говорит директор TRAVEL.

Интересно то, что организаторы манских сплавов начинают выходить на рынки других регионов.

«Мы выиграли несколько тендеров на проведение российских корпоративов, — рассказывает Сергей Борисов. — Есть компании, которые, имея офисы по всей стране, раз в год проводят выездные мероприятия: на Байкале, Алтае, в Карелии. Красноярск заявил о себе сплавами по Мане, и мы стали их организаторами. Корпоративные путешествия компаний из других городов проходят с таким живым интересом и восторгом, что у этого рынка, я считаю, есть достаточно интересное будущее».

Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Развязке с Пашенного на Николаевский мост утвердили проект Госэкспертиза утвердила проект развязки с мкрн Пашенный на Николаевский мост. Стройка начнется в этом году и завершится в следующем. О получении положительного…

Заболевших красноярцев ускоренно проверяют на омикрон В Красноярском крае граждан, заболевших коронавирусной инфекцией, ускоренно проверяют на новый штамм омикрон. Для этого часть проб отправляют в федеральный…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»