С наступлением лета в Красноярске откроется сезон местного туризма. По этому поводу ДЕЛА.ru решили узнать, что нового предлагают туркомпании на одном из самых любимых красноярцами маршрутов активного (условно) отдыха — сплавах по Мане. Выяснилось, что дрейф плотов по таежной речке все более входит в цивилизованное русло — туристы стали требовательнее и жаждут отдыхать культурно, а некоторые — и трезво. Кроме того, со своими корпоративами по Мане поплыли даже некоторые иногородние компании.
У компаний, сплавляющих туристов по Мане, сложился круг постоянных клиентов
В принципе, в «манском бизнесе» не происходит каких-то крупных изменений: все довольно стабильно. И клиентура, как отмечают участники рынка, в основном та же — численность любителей сплавов не слишком растет, давно сложился определенный сегмент людей, которые включают такие путешествия в список летних развлечений.
В связи с этим даже о конкуренции говорить сложно, полагает Алексей Чаус, директор компании TRAVEL: «Из-за ограниченного сезона и возможности перевезти ограниченное количество человек, число которых на реке из года в год примерно одинаковое, можно сказать, что конкуренции нет. У каждой компании, организующей сплавы, есть свои преданные, постоянные клиенты. В период высокого спроса мы даже сотрудничаем со многими нашими «конкурентами», которые предоставляют достойный уровень обслуживания, подходящий под формат нашей компании».
По оценке представителей других фирм, конкуренция все же имеется. Как считает Сергей Борисов, директор компании «Туризм&Сервис», крупных игроков не более четырех. А по оценке Игоря Бурмака, директора компании «Альтамира», манскими сплавами официально занимаются примерно 10–15 компаний. Плюс немало тех, кто предоставляет туристам услуги неофициально.
О наличии конкуренции говорит тот факт, что компании активно стараются завлечь клиентов новыми сервисами и обновлением «транспортного парка».
Все отмечают, что в новом сезоне на Мане появится много плотов, поставленных уже не на надувные камеры, а на гондолы высокого давления из ПВХ. Кроме того, плавсредства оснащаются двигателями, а палубы — перилами для безопасности.
«Идет массовая модернизация плотов, они приобретают совершенно другой вид и плавучие качества», — отмечает Сергей Борисов.
Если говорить про внешний вид, то в компании «Туризм&Сервис» плавсредства, например, стилизуют под старинные американские пароходы: туристов в этом сезоне будут возить по Мане, как по Миссисипи, «Марк Твен» и «Джек Лондон», в планах — делать плоты в виде парусников и лайнеров. В TRAVEL также отмечают, что компания добавила к своему парку новые комфортные плоты, в том числе не только на стандартных 25, но и на 15 пассажиров.
Манские плоты стилизуют под пароходы
Модернизированный плот на баллонах и с мотором позволяет быстрее передвигаться по реке — так выясняется, что неторопливому созерцанию манских красот нынешние туристы все чаще предпочитают активные развлечения на стоянках.
В прежние времена, помнится, наоборот, ценилась возможность плыть рядом с плотом на протяжении чуть не всего путешествия…
«Да, людям интереснее плыть быстрее. Купаться можно во время остановок на плесах. Моторный плот мобильнее совершает подруливающие маневры, быстрее оказывается на стоянке. А там — много возможностей для отдыха: игра в футбол, волейбол, можно посидеть в кафе, потанцевать на дискотеке», — говорит Сергей Борисов.
Компании заранее готовят арендованные у лесфонда участки, каждая — свои.
«Мы начинаем благоустройство стоянок весной, проводим освещение, выкашиваем траву, ставим павильоны под кафе и дискотеки... Хорошая стоянка — залог хорошего сплава», — считает Борисов.
Современные сплавы не обходятся без дискотек
Игорь Бурмак тоже отмечает, что сплавы становятся менее дикими и «более культурными»: начинаются они с туркомплекса «Беретская поляна», где запуск плотов происходит с оборудованных площадок. Улучшился, по словам представителей туркомпаний, и проезд до Берети, хотя последние 20 км дороги по-прежнему не заасфальтированы. Зато на высадке туристов в поселке Манском — все как в давние времена.
«Там помойка, далеко идти до автобусов, но как мы ни пытались решить вопрос с администрацией Дивногорска, никто ничего не хочет делать, чиновники упираются всеми конечностями, несмотря на то, что и условия на месте есть, и финансы можно найти», — говорит Сергей Борисов.
Сами манские путешественники год от года становится более взыскательными, полагают участники рынка.
«С изменениями в организации сплавов, ежегодного улучшения обслуживания пропорционально меняются и требования клиентов. Современные сплавы по Мане уже не сравнить с теми, которые организовывались даже 10 лет назад, не говоря о более ранних, — отмечает Алексей Чаус. — Теперь сплав представляет собой полноценный организованный тур начиная от предоставления питания и заканчивая любыми видами развлекательных программ с аудио-видео аппаратурой».
Манский туризм становится все более организованным и комфортным
О ценах на весь этот фарш: в пик сезона путешествие, которое начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером в воскресенье, составляет в среднем 3,5-4 тыс. руб. с человека. За «особый комфорт» — например, установку палатки силами инструкторов, расширенное меню и прочее — придется доплатить еще 1,2-2 тыс. А в начале июня и второй половине августа можно сплавиться за 3 тыс. руб. и даже дешевле.
Самым популярным маршрутом, по словам Алексея Чауса, остается сплав от поселка Береть до Манского. Но, по мнению Игоря Бурмака, тенденцией можно назвать все больший спрос на сплавы с верхнего участка, от пос. Нарва: чтобы с большим комфортом пообщаться с природой, поскольку движение плотов выше по течению реки далеко не такое интенсивное, как от Берети.
Бурмак отмечает также, что все большее число туристов хотят участвовать в «трезвых» (или умеренно трезвых) сплавах, семьями. Поскольку большинство плотов рассчитаны на 20-25 человек, в компании «Альтамира» стараются объединять семейных клиентов. А в у некоторых, как у TRAVEL, появились сплавы для детских групп.
Все участники рынка отмечают сложность своего бизнеса.
«Этот бизнес непрост потому, что связан с активным отдыхом людей на опасном водном объекте. Туристы во время сплава порой неумеренно употребляют спиртное, что создает большие проблемы для организаторов», — говорит Бурмак.
«Наш бизнес, к примеру, не подходит для инвестирования. Им могут заниматься только люди, для которых туризм — образ жизни. Те, кто начинает на деньги инвесторов, обычно заканчивают крахом. Многое зависит от погоды, само создание, перевозка, эксплуатация плотов — непростое занятие. Плавсредства все компании делают самостоятельно, поскольку для Маны не подходит оборудование, изготовленное на потоке. Словом, это семейный бизнес, который строится на любви к подобной деятельности», — считает Борисов.
Сложно быть сплавщиком и с организационной точки зрения.
«Большую часть занимает подготовка к сезону, которая начинается буквально с января и заканчивается в июне, — говорит Алексей Чаус. — Многие факторы в организации зависят от качества работы контрагентов. В этом бизнесе присутствует огромное количество мелочей, при упущении которых клиент может не оправдать своих ожиданий, что категорически недопустимо для сферы услуг».
80% туристов — корпоративные клиенты и молодежь
Возвращаясь к вопросу о клиентах: 80% из них, по оценке Чауса, это компании различных сфер деятельности и молодежь. Остальные 20% приходятся на сборные группы и пенсионеров. Иностранцы же бывают на сплавах в качестве участников корпоративных компаний, которые едут в Красноярск с деловыми целями. «Но бывают и путешественники, которые совершают дружеские коллективные выезды», — говорит директор TRAVEL.
Интересно то, что организаторы манских сплавов начинают выходить на рынки других регионов.
«Мы выиграли несколько тендеров на проведение российских корпоративов, — рассказывает Сергей Борисов. — Есть компании, которые, имея офисы по всей стране, раз в год проводят выездные мероприятия: на Байкале, Алтае, в Карелии. Красноярск заявил о себе сплавами по Мане, и мы стали их организаторами. Корпоративные путешествия компаний из других городов проходят с таким живым интересом и восторгом, что у этого рынка, я считаю, есть достаточно интересное будущее».
Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru