Предприниматели Красноярска уходят от торговли, которая еще несколько лет назад доминировала в структуре деятельности малых предприятий, и осваивают все новые ниши и направления, говорят эксперты. В будущем же, по их мнению, предпринимательская активность в городе будет только нарастать.
По оценке заместителя руководителя департамента экономики мэрии Красноярска Александра Цаплина, на сегодня в Красноярске насчитывается около 61 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые ведут хозяйственную деятельность. Из них 26 тыс. — это организации, юрлица, а около 35 тыс.— индивидуальные предприниматели.
«На сегодня в данном сегменте превалирующей отраслью остается оптовая и розничная торговля, однако из года в год ее позиции ослабевают, то есть у нас экономика диверсифицируется. Изменяются процентные отношения между направлениями — если раньше торговля занимала до 80%, то в 2012 году она снизилась уже до 40%. Появляется и развивается все больше предприятий в других видах деятельности, особенно в сфере услуг.
Красноярские предприниматели открывают все больше предприятий в различных сферах
Наш малый и средний бизнес уже не мононаправлен, у него, так сказать, щупальца разрослись во все стороны. Занятие предпринимательством и бизнесом так или иначе выгодно для тех людей, которые выбрали для себя этот путь зарабатывания денег на жизнь. Из года в год их число растет, несмотря на изменения законодательства», — сказал Цаплин.
Он, впрочем, признал, что в начале года, после изменений по страховым взносам, часть микробизнеса в городе закрылась либо ушла в тень.
Однако отметил, что сейчас «ситуация выравнивается».
Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев вызвался поспорить с Цаплиным и предостерег: если государство продолжит рассматривать бизнес лишь как источник налогов, это может отбить желание заниматься предпринимательством у многих.
Государство продолжает рассматривать бизнес лишь как источник налогов
«Сейчас готовятся поправки в ФЗ по страховым взносам, но в правительстве, признавая ошибку, не хотят возвращаться к тому, что было раньше, к базовым ставкам, которые платил малый бизнес, а хотят ввести дифференцированную шкалу, чтобы по-старому платили только совсем нищие и бедные, а кто побогаче, должен платить побольше.
То есть государственный фискальный интерес в нашей стане довлеет над любой экономической мыслью о диверсификации экономики, развитии в стране предпринимательской активности.
Человека можно отучить от активности, если постоянно наказывать за это. Поэтому я опасаюсь, что люди могут потерять интерес к предпринимательской деятельности. Если еще несколько лет назад молодежь, студенты грезили миллиардными доходами, то сейчас большинство хотят занять чиновничьи должности — спокойный кусок хлеба, ни за что по факту не отвечаешь», — сказал Васильев.
Впрочем, и он предположил, что в будущем бизнес-активность в городе будет возрастать вне зависимости от желания властей.
«Все поддерживающие институты власти не имеют решающего значения: это просто некий вектор, показывающий, что власть санкционирует какие-то начинания и довольна, если люди пойдут в эту сторону. И так и должно быть, потому что власть не может накормить предпринимателей и не должна этого делать. 60 тыс. работающих в городе субъектов малого и среднего бизнеса — это цифра, которая фиксируется в Красноярске уже много лет. Но она не статична — каждый год закрываются тысячи предприятий и возникают тысячи новых, это абсолютно нормальный процесс, и это и есть признак жизнеспособности организма.
Я думаю, что активность будет расти, потому что желание людей быть экономически независимыми от власти с ростом грамотности и общей культуры населения увеличивается, по крайней мере, мировой опыт это показывает», — сказал Васильев.
Бизнес Красноярска пока нечасто осваивает новые территории
Цаплин отметил, что в Красноярске до сих пор масса не занятых для бизнеса ниш, в том числе экзотических. И город готов поддерживать бизнесменов, двигающихся в перспективных направлениях.
«У нас никто, к примеру, улиток не разводит, а в ресторанах их едят, и в Красноярске тоже начинают. Идей много. Город пытается поддерживать тех предпринимателей, которые являются производителями собственных товаров, работ и услуг. Эти люди, которые что-то производят или умеют предоставлять уникальные услуги — мы им помогаем, даем субсидии. Общий объем нашей программы — около 60 млн руб. в этом году. К примеру, мы предоставляем субсидии частным детским садам на покупку оборудования и приобретение помещений, что сейчас очень востребовано в городе. Объем таких субсидий огромный — 2 млн руб.», — сказал Цаплин.
Директор центра содействия малому и среднему предпринимательству Красноярска Роман Болтов рассчитывает, что толчок бизнесу даст неделя предпринимательства, которая пройдет в городе с 20 по 23 мая. По его словам, мероприятие позиционируется как общегородское, рассчитанное на всех жителей Красноярска.
«Полагаю, что мы получим суммарную аудиторию в 1,5 тыс. человек. Главная панельная дискуссия состоится в четверг, 23 мая», — рассказал Болтов.
Бизнес-активность будет расти вне зависимости от желаний властей
Васильев добавил, что в рамках дискуссии организаторы попробуют разобраться, каким бизнес видят красноярские власти.
«На панели дискуссий мы предлагаем поговорить с властью о предмете, который никогда еще не обсуждался, — о том, какое место бизнеса в этом городе видит сегодня администрация. Что для нее бизнес — инструмент решения каких-то задач? Является ли он самостоятельным участником развития города, имеющим собственную мотивацию и интересы, которые порой противоречат интересам власти? Это будет разговор о том, чего не хватает бизнесу, чтобы инвестировать в город, создавать здесь рабочие места, работать на благо Красноярска, а не только на собственный кошелек», — сказал Васильев.