Экс-вице-мэр Красноярска, а ныне профессор кафедры торгового дела и маркетинга торгово-экономического института СФУ Василий Куимов ранее активно давал советы о решении проблемы красноярских детских садов. Теперь он переключился на торговлю.
В ходе Красноярского городского форума Куимов поделился своим видением развития торговли в Красноярске и крае. И, в частности, поведал, что красноярцам недостает правильного питания, чтобы быть здоровыми.
Жители города, уверен профессор Куимов, должны есть продукты, выращенные здесь же, на красноярской земле.
Все докладчики площадки форума «Логистика и дислокация ретейлеров» сошлись в том, что торговля в городе динамично развивается. Так, доцент кафедры экономики и планирования торгово-экономического института Татьяна Берг рассказала, что в Красноярске растут физические объемы продаж и объемы продаж на душу населения.
«За 4 года в городе количество торговых объектов увеличилось на 1 тыс. В структуре объектов розничной торговли незначительную долю занимают магазины городского значения — 1%. 46% приходится на магазины продовольственных и непродовольственных товаров районного значения, и, к сожалению для города, более половины — это объекты временной розничной торговли.
Обеспеченность населения торговой площадью по Красноярску составляет более 1 тыс. кв. м — по этому показателю город не уступает Лондону. По Красноярску этот показатель выше, чем в среднем по СФО, где обеспеченность составляет 700 кв. м», — поведала Берг.
В числе недостатков она выделила значительное количество временных объектов торговли, неравномерное размещение точек по территории города и недостаточную обеспеченность по отдельным районам.
«По районам города объектами продовольственной торговли не обеспечены Кировский, Железнодорожный и Октябрьский районы. По непродовольственной торговле необеспеченным является Кировский, а также Свердловский, Октябрьский и Железнодорожный районы», — рассказала Берг.
В целом из ее слов выходило, что, несмотря на недостатки, развитие торговли в городе идет.
С утверждений общих и вдохновляющих начал свое выступление и Василий Куимов — по его словам, российская торговля «прошла быстрый путь становления и находится на этапе активного развития, характерного для многих развитых и быстроразвивающихся стран».
«Исследования, которые мы проводили, показывают, что городская торговля абсолютно приобретает черты современной развитой сферы. Россия находится на стадии перехода от быстрого роста к замедленному росту торговли, и это на самом деле так. Структурно численность работающих в России приблизилась к самым развитым странам, в городе это самая крупная отрасль деятельности, кстати, как и в регионе», — рассказал Куимов.
По его информации, показатель выручки городских организаций, занятых в торговле, составляет 24,2%.
По мнению Куимова, в Красноярске полно богатых пенсионеров
С другой стороны, заверил профессор, в Красноярске за последние годы выросло количество обеспеченных людей.
«Это правоохранительные органы, финансовые органы, это, кстати, пенсионеры, которые единственные кроме всех социальных групп опережали инфляцию по выплате пенсий», — поведал о благосостоянии пожилых горожан Куимов.
И подытожил, что и с позиций спроса, и с позиций предложения «городская торговля обладает исключительным ресурсом для развития».
Однако, по словам профессора, есть у местной торговли и серьезная проблема, и лежит она в плоскости товарного ассортимента.
«Жители города и Красноярского края не потребляют необходимого количества продукции, выращенной в региональном разрезе. Между тем считается самым полезным есть то, что растет там, где человек живет. Это социально значимый фактор продолжительности жизни населения города и края. Ведь проблема потребления продукции местной не только потому, что ее мало и нет, еще вдобавок ко всему население нашего региона и Красноярска, по большому счету, недоедает необходимого количества качественной продукции для того, чтобы быть здоровым», — обрисовал проблему Куимов.
В качестве иллюстрации правильного подхода к организации питания он привел Страну восходящего солнца.
«Несмотря на страшную загазованность в городах Японии, японцы предпочитают рис свой — даже не иранский, хотя именно иранский считается лучшим из рисов во всем мире. Но они всегда будут свой рис есть. Больше того, их рис дороже в 2 раза, но покупают только свой рис», — поведал о патриотизме азиатов Куимов.
Корни проблемы, по его мнению, лежат как в низкой производительности краевого сельского хозяйства, так и в проблемах с продвижением местных товаропроизводителей на прилавки.
«Сельское хозяйство, прежде всего наше родное, краевое, не производит необходимого количества продукции, а вторая часть местной продукции не попадает жителям на стол, потому что недостает инфраструктуры. Казалось бы, Красноярск занимает второе место в России по уровню развития торговых площадей на душу населения — мы приблизились не только к Лондону, Парижу, но и многим другим городам. Но чем торгуем? Тем же, что оттуда привозят, но что там уже не едят», — раскритиковал ассортимент продуктовых магазинов Красноярска профессор.
Профессор Куимов уверен, что красноярцы поздоровеют, если станут есть местные продукты
Таким образом, по мысли Куимова, «на один из первых планов» в развитии местной торговли «выдвигается не только количество площадей, которые нужно построить, но и чем нужно торговать, чтобы красноярцы были здоровы и долго жили».
А торговать надо местными овощами, фруктами, мясными и молочными продуктами.
«Самая развития экономика мира ежегодно 44 млн своих жителей ежемесячно дает продовольственную карту на 134 доллара, и 22 млн домохозяйств дают такую же карту на 400 долларов, но для приобретения только местной продукции, выращенной в США. Это та зеленая корзина, которую нужно формировать и в России», — вновь сослался на зарубежный опыт Куимов, и из его жонглирования словами «ежегодно» и «ежемесячно» стало ясно, что в США механизмы субсидирования устроены очень непросто.
Однако Куимов уверен, что в нашем случае есть набор простых шагов, которые помогут пополнить рацион красноярцев местными продуктами.
«Надо развернуть государственные муниципальные закупки у местных товаропроизводителей. Дать преференции сетям общественного питания, которые будут забирать продукцию местного производства. Организовать частно-государственное партнерство и преференции для создания объединенных сбытовых каналов. И четвертое — продвигать понимание того, что продукция, выращенная в хороших условиях, здесь, где ты живешь, — это первая продукция, которую надо потреблять», — заключил Куимов.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru