статья

Кто испортил красноярский воздух?

Красноярская экология — как дитя без глаза из известной пословицы. При россыпи контрольных органов, следящих за чистотой атмосферы и объемами выбросов загрязняющих веществ, уровень загрязнения воздуха в Красноярске уже много лет характеризуется как «очень высокий», а сами контролеры не могут договориться даже о том, кто отравляет городской воздух больше всего — промгиганты, мелкие предприятия, автотранспорт или хозяева придорожных кафе, сжигаю­щие мусор у дороги.

Эксперты сетуют, что в крае не хватает единого экологозащитного органа, который бы координировал действия всех проверяющих.

Кто загрязняет воздух расноярска - отравленная атмосфераПул спикеров на пресс-конференции, посвященной качеству городского воздуха, одним лишь своим видом внушал уважение и трепет и прозрачно намекал, что экология, с точки зрения власти, является одним из важнейших и актуальнейших вопросов на данный исторический момент.

Просто перечислим приглашенных экспертов: начальник центра мониторинга окружаю­щей среды Среднесибирского УГМС Наталья Шленская, начальник экологического надзора управления Росприроднадзора по краю Наталья Каплунова, замначальника отдела по охране окружающей среды департамента городского хозяйства администрации Красноярска Наталья Морозова, начальник отдела экологического мониторинга центра реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Валентина Куликова, начальник отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Светлана Солошенко.

Рядовой обыватель, глотающий смог по дороге с работы, вряд ли догадывается, что о его легких печется столько различных структур.

При этом Красноярск, по словам Шленской, входит в список городов России с очень высоким уровнем загрязнения, и уровень этот в последние в 5-6 лет не снижается.

«В теории, все загрязнения должны относиться от города ветрами, но, к примеру, в прошлом году было 36 дней с неблагоприятными условиями — это сочетание слабого ветра или штиля и приземной инверсии. То есть над городом появляется своего рода крышечка тепла, и выбросы предприятий под этим инверсионным слоем накапливаются», — рассказала Шленская.

По словам Морозовой, в мэрии, анализируя объемы выбросов, опираются на данные Красноярскстата, который, в свою очередь, проводит опросы предприятий.

Таким образом, все данные держатся на честном слове последних.

«180 предприятий в прошлом году показали выбросы в объеме 146 тыс. тонн. Это на 6 тыс. т больше, чем в прошлом году», — привела статистику Морозова.

В свою очередь на долю передвижных источников, по ее словам, приходится еще 139 тыс. тонн выбросов, или порядка 49% от общего объема выбросов по городу.

Впрочем, с 2012 года расчет выбросов от передвижных источников в РФ стала осуществлять федеральная служба Росприроднадзора. Опираются там на количество автотранспорта, данные предоставляются муниципалитетом. В Красноярске, по призна­нию Морозовой, ради уточнения данных исключили из мониторинга Дивногорск, что дало сокращение на 25 тыс. авто.

Выхлопы автомобилей загрязняют воздух
За последние годы несколько крупных предприятий в Красноярске прекратили работу —
однако качество атмосферы не улучшилось ни на грамм

Росприроднадзор, применив новую методику, рассчитал, что за 2012 год объем выбросов от автомобилей составил лишь 78,8 тыс. тонн, а не 139 тыс., полученных по предыдущей методике. Соответственно и доля автотранспорта в общем загрязнении Красноярска сократилась с 49 до 35%, а доля промпредприятий выросла до 75%.

Впрочем, Наталья Каплунова призвала не обвинять в загрязнении исключительно промгиганты. Они, по заверениям Каплуновой, «стоят на жестком контроле», и подвергаются регулярным плановым и неплановым проверкам.

«Как только появляется неприятный запах в воздухе, со стороны жителей сразу сигнал: «Это КрАЗ!» Но КрАЗ контролируется нами постоянно — в прошлом году мы были там 6 раз, в этом уже дважды. Выбросы КрАЗа под жестким контролем», — заверила Каплунова.

Она добавила, что за последние годы несколько крупных предприятий в городе прекратили работу — однако качество атмосферы не улучшилось ни на грамм.

Из этого Каплунова сделала вывод, что основным виновником сохранения тяжелой экологической ситуации сейчас является транспорт,а кроме того — горящие свалки вокруг города и незарегистрированные мелкие предприятия, которые «тоже дымят».

«Был такой прецедент, когда весь район внезапно засыпало белым порошком. Когда выехали туда, оказалось, что индивидуальный предприниматель занялся деятель­ностью по обжигу извести. И совершенно не соблюдая никаких требований, запулил все это дело в воздух», — вспомнила былое Каплунова.

Морозова подтвердила, что «выбросы бывают и от наглого поведения». «Не секрет, что до сих пор бывают случаи, когда сжигают внаглую отходы. Это, например, на Северном шоссе можно наблюдать в выходные, отходы сжигают придорожные кафе. Люди эти не знают меры», — сказала Морозова.

И Морозова, и Каплунова пожаловались, что в крае нет единого органа, который осуществлял бы координирующие функции в сфере экологии.

Жители пригородов приезжают отравлять красноярцам атмосферу
Жители пригородов приезжают отравлять красноярцам атмосферу

«Для того чтобы данные привести в соответствие, нужно взаимодействие. Но на сегодня деятельность выглядит разрозненной. И у нас нет такого органа, который бы отвечал за качество окружающей среды. У каждого органа есть полномочия, каждый работает и определяет свою стратегию, а в результате мы имеем что имеем», — констатировала Морозова.

Выступавший одним из последних эколог Николай Зубов призвал присутствующих применять в вопросах контроля простые решения.

«Достаточно на каждую трубу стационарного источника выбросов поставить датчики, завести на один компьютер и смотреть, кто там и что выбрасывает, и тогда понятно будет, кто, где и сколько грязнит.

Что касается автомобильного транспорта: в новой методике Дивногорск исключили из подсчета, и ситуация резко улучшилась. Но посмотрите утром — весь Дивногорск едет на работу в Красноярск, все дивногорские автомобили в Красноярске.

Сюда едут все пригороды, поэтому считать нужно всех в округе, и тогда картина будет объективной. И нужна математическая модель транспорта в Красноярске — раз мы занимаем третье место по количеству авто на душу населения», — сказал Зубов.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Край представил свою площадку по финграмотности на московском салоне Московский международный салон образования – это 605 городов из всех регионов России,  65 стран, 78 000 онлайн-участников, 7 000 посетителей…

Киренского встанет: в Красноярске на год закрывают ул. Чкалова С 23 октября в Красноярске на год закроют улицу Чкалова – для строительства новой развязки в Николаевке. Сегодня по улице  многие объезжают…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»