статья

Частные коллекции для души

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскКрасноярские бизнесмены коллекционируют самые разные предметы: от сувениров-колокольчиков, старинных журналов мод до холодного оружия. Однако коллекции — дело интимное, афишировать свое увлечение решились немногие. Чаще всего коллекции только зарождаются и пока собираются исключительно для души. Как объект инвестирования их бизнесмены еще не воспринимают.

в 10 раз за последние пятнадцать лет выросла в цене коллекция журналов XX века

300 картин в крупнейшей частной галерее Красноярска

40 штук среднее количество экспонатов в коллекциях красноярских бизнесменов

Недавно в Красноярске прошла персональная выставка известного российского фото­художника-пейзажиста Александра Камакаева в поддержку изданного им в этом году собственного фотоальбома «Апология одиночества». А накануне одна из его работ попа­ла в список 300 лучших фотографий, сделанных в этом году в России, — проект проходил под эгидой Министерства культуры РФ.

«А как же бизнес?» — не удержался от вопроса корреспондент «ДК». «Бизнес остается бизнесом, а фотография — это хобби. Если бы фотография стала главной, тогда, наверное, я бы работал фотографом, а я по-прежнему руководитель компании», — ответил Александр Камакаев, учредитель красноярского холдинга «Современные технические решения», представляющего на местном рынке грузовую технику Sсania, масла Shell и т. д.

В коллекции руководителя «Современных технических решений» тысячи собственных фотографий.

Собирают все: от птиц до оружия

Коллекционирование в среде красноярского бизнеса становится популярным. В ходе экспресс-опроса, «проведенного «ДК», выяснилось, что практически все предприни­матели из числа тех, с кем удалось пообщаться, увлечены собирательством. Например, сразу два генеральных директора крупных местных строительных компаний коллекци­онируют старинное оружие. Руководитель агентства недвижимости собирает обломки метеоритов, один из банкиров коллекционирует птиц.

Как рассказал эксперт в вопросе филателии, сбор марок также стал популярен среди бизнесменов. Причем есть пример, как один из них финансирует хобби по сбору марок своего отца. Также среди собираемых вещей назывались предметы интерьера различ­ных эпох, алкоголь, сувениры со всего света, автомобили, картины, монеты, открытки и т. д.

Однако показать свои коллекции решились только единицы. Причины отказа звучали самые разные. Например, коллекция находится на начальной стадии, и демонстрировать ее общественности пока рано. Звучали и несколько неожиданные аргументы, например, «не хочу после публикации работать экскурсоводом».

О том, что бизнес не стремится делать свои коллекции достоянием общественности, говорит и собственник картинных галерей «Хинган» Валерий Маркелов: «Ко мне всего один раз представитель бизнеса обращался с просьбой провести выставку собранной им коллекции картин местных художников. И это было десять лет назад».

Аналитики говорят, что есть еще одна довольно банальная причина, по которой частные коллекционеры не стремятся к публичности, — безопасность. Многие коллекционеры боятся, что после огласки их ценности станут наживкой для охотников за раритетами.

Увлечение с пользой

Бизнесмены-коллекционеры — люди многогранные. Как правило, это романтики с праг­матичным уклоном. Многие из них говорят, что увлечение приносит дивиденды их биз­несу. «Я вижу большую пользу от фотографии для бизнеса. Фотография развивает твор­чество, творчества в бизнесе хоть отбавляй. У нас очень многие успехи связаны с твор­ческим подходом, начиная от поиска каналов распространения продукции до придумы­вания стандартов руководства. Мы не повторяем ничего, как в фотографии, которая зас­тавляет каждый раз искать оригинальное решение», — говорит Александр Камакаев.

Директор холдинга «Современные технические решения» привел пример такого нестандартного хода. «Когда нам пришла в голову идея сделать станцию по замене масел Shell, мы не стали ни на кого оглядываться, фантазировали. Обсуждали даже самые абсурдные идеи. До этого процесс замены масла был грязной работой, мы же предложили принципиально новый по качеству сервис — быстрый (10–15 минут), в светлом чистом помещении, рядом с ним кафе быстрого питания, для детей зона отдыха. Наш опыт заметили, на очередном дистрибьюторском фестивале мы презен­товали концепцию. Сейчас начались стройки таких станций по всей России, Белоруссии, Украине, Молдове», — рассказал г-н Камакаев.

Директор «Города ремесел» Наталья Сафонова выставляет коллекционируемые ею предметы интерьера начала прошлого века у себя в магазине. «Это привлекает посетителей и позволяет мне сэкономить на рекламе», — говорит г-жа Сафонова.

Соучредитель ГК «Крепость» Александр Кангун рассказал, что планирует выставлять картины в шоу-руме автотехцентра. «В позапрошлом году у нас в выставочной зоне цен­тра пианист исполнял произведения Чайковского, в этом году мы проводили выставку кошек, в перспективе планируем выставлять картины, как привлеченные, так и из соб­ственной коллекции», — рассказал г-н Кангун.

На Сальвадора Дали пока не заработали

Искусствоведы категоричны в оценке: Красноярск в вопросе коллекционирования — провинция. По их словам, частных коллекций, представляющих серьезную культурную и финансовую ценность, у нас пока нет.

Бизнесмены-коллекционеры и не пытаются спорить с профессиональными оценщиками. «Я коллекционирую картины, которые нравятся мне лично. Имя автора при покупке картины меня не интересует. Я не воспринимаю свою коллекцию как объект инвестиро­вания. Для вложения денег надо покупать картины кого-то из великих, которые в стои­мости точно ничего не потеряют, но у меня столько свободных денег нет», — говорит Александр Кангун.

«Я коллекционирую для души», — призналась «ДК» Наталья Сафонова.

Утверждение, что коллекцию можно передать детям как ценность, также было воспри­нято многими бизнесменами скептически. «Кто сказал, что собираемые мною картины будут нужны моим детям? Может, они о картинах вообще не захотят говорить?» — сказал Александр Кангун.

«Деловой квартал» решил пообщаться с несколькими потенциальными наследниками и убедился в том, что сомнения коллекционеров в значимости их коллекций для детей не беспочвенны. В частности, один из потенциальных наследников отцовской автомо­бильной коллекции сказал следующее: «Для меня это драндулеты и не более. Руль и четыре колеса»

Пока же коллекции красноярских бизнесменов выполняют роль мощной эмоциональной подзарядки. «В сложной ситуации эти предметы позволяют переключить мозг на позитив, дают возможность поворошить связанные с ними приятные воспоминания, подумать о вечных ценностях», — сказал один из бизнесменов-коллекционеров живописи.

Александр Камакаев — коллекционер образов

В своей визитнице Александр Камакаев носит сразу две карточки. На одной он — пред­седатель совета директоров ГК «Современные технические решения». Другая визитка выполнена в виде фотопленки, на ней просто указано имя. «Когда веду какие-то бизнес-переговоры, оставляю одну. Если дело касается фотографии, будь то участие в конкурсе или открытие персональной выставки, в ход идет другая», — говорит Александр Камакаев.

Фотографией бизнесмен Камакаев серьезно увлекся в начале 2000-х. Старт новому хобби дал интерес к техническим новинкам. «Хорошо помню, как зашел в магазин и увидел новый зеркальный Olympus. Мне захотелось держать камеру в руках, пользо­ваться ей. Со временем наметился определенный творческий рост, и я стал уделять фотографии больше времени», — рассказал г-н Камакаев.

Сейчас в его коллекции больше десяти тысяч фотографий — в основном это пейзажная съемка, именно в ней он находит наибольшее вдохновение. Александр Камакаев — член Союза фотохудожников России. Он не раз становился призером престижных фотокон­курсов, а недавно у него вышел фотоальбом. Но фотография — это по-прежнему лишь увлечение. «Если сложить все съемочные дни, то на них придется месяц в году. Я не могу позволить себе отдавать фотографии больше времени. Да и вопрос: хочу ли? Неизвестно, будут ли мне так дороги эти «вылазки», если они станут постоянными», — говорит г-н Камакаев.

Кроме творческого удовлетворения увлечение приносит Александру Камакаеву вполне ощутимые материальные дивиденды. «Иногда работы покупают. Не так давно одна из компаний приобрела 13 работ для календаря. Стоимость каждой около 10 тыс. рублей. Мне такое внимание, не скрою, приятно. Но не более того. Цель — продавать фото­графии — у меня не стоит. Если бы таковая была, я бы придумал какие-то бизнес-ходы», — говорит г-н Камакаев.

Он не отрицает, такое хобби, как фотография, требует серьезных вложений. «Это не дешевое удовольствие. Сейчас у меня две камеры. Одна стоит 12 тыс. евро, другая — 8 тыс. долларов. Хорошо, что техника такого уровня достаточно медленно уста­ревает, обновлять ее нужно не чаще, чем раз в пять лет», — говорит Александр Кама­каев. Он отмечает, значительная часть инвестиций уже окупилась.

Из очередной поездки в Ергаки Александр Камакаев рассчитывает привезти как минимум несколько десятков ценных экземпляров для своей фотоколлекции. «Подъем, который я испытываю перед поездкой, вряд ли можно с чем-то сравнить. У меня уже все готово: аккумуляторы заряжены, горелки лежат в ряд. Понимаю, что все три дня в Ергаках я буду работать на одном дыхании. А вернувшись, с такой же энергией займусь бизнесом», — сказал Александр Камакаев.

Кол-во фотографий: около 10 тыс. шт.

Александр Кангун черпает вдохновение в Париже

Коллекция картин соучредителя группы компаний «Крепость» Александра Кангуна насчитывает примерно 30 полотен. Часть из них он разместил в своем офисе — г-н Кангун убежден, что прекрасное не должно быть заперто в четырех стенах.

Его коллекция начиналась с полотен художника Широкова. «Первые картины у меня появились просто — мне их подарил приятель, который был одноклассником Широкова. У приятеля с художником есть так называемый день пива — один раз в год они собира­ются и идут в мастерскую общаться. Утром одноклассник от него уходит, а тот не отпус­кает его с пустыми руками и дарит какую-нибудь из своих работ. Так как мой прия­тель в картинах ничего не понимает, он дарит их мне — на день рождения каждый год. Уже четыре года подряд», — рассказал Александр Кангун.

В его коллекции не только подарки — немало картин соучредитель «Крепости» купил сам. Как признался Александр Кангун, он любит бродить по французским улочкам с женой и покупать там картины местных художников. «Эту картину мы купили в Париже на Монмартре, эту — на маленьком аукциончике неподалеку», — рассказывает соучредитель «Крепости».

Картины выбирает те, что понравились, не глядя на имя автора и цену. Стоимость купленных картин, висящих в его кабинете, оценил примерно в 8-10 тысяч евро.

Александр Кангун: «У меня уже появился дух коллекционера. Когда мы бываем за границей, обязательно посещаем выставки, выставки-продажи, маленькие аукционы. Я изучаю каталоги по живописи».

Есть в кабинете г-на Кангуна и еще одна любопытная коллекция — колокольчиков из разных городов и стран. В ней около 50 экспонатов. «У каждого свой звук, недавно привезли с Валдая колокольчик, так у него звук как у настоящего колокола — раскати­стый, глубокий», — говорит соучредитель «Крепости».

Кол-во картин в коллекции: 30 шт.

Наталья Сафонова знает о моде прошлого века

Директор «Города ремесел» Наталья Сафонова собирает старинные дамские журналы. За годы коллекционирования они поднялись в цене примерно в 10 раз.

До революции в России модных журналов выпускалось очень много: «Женская жизнь», «Домашняя портниха», «Дамский мир», «Модный свет», «Журнал для хозяек», «Пчелка», рассказывает Наталья Сафонова. Она коллекционирует журналы начала ХХ века о светской жизни, хозяйстве. Есть в ее собрании и экземпляр 1870 года выпуска. В основном в коллекции московские и питерские издания.

«Поразительная вещь: читаю их и понимаю, что в жизни мало что меняется. Недавно прочитала рассказ о том, как тогда покупали. Была очень поражена — поведение потре­бителей совсем не изменилось. А вообще, в этих журналах больше, конечно, дам­ского чтива. Там и про воспитание детей, и про курортные романы», — говорит г-жа Сафонова.

Первые журналы она приобрела около 15 лет назад на ярмарке Вернисаж в Москве. Наталья Сафонова: «Я купила сразу 15 журналов. Тогда это было не накладно, стоили они примерно столько же, сколько хорошие современные журналы мод. Сейчас цена на журналы начала ХХ века выросла примерно в 8–10 раз».

Пополняет свою коллекцию Наталья Сафонова по-прежнему в столице на ярмарке Верни­саж и при помощи знакомого московского антиквара. «Последние приобретения система­тизирую. Заношу в компьютер информацию — где, у кого, за сколько купила. Не потому, что задумала продать, просто пытаюсь начать более серьезно относиться к своей коллекции», — сказала Наталья Сафонова.

Кол-во журналов в коллекции:около 100 шт.

Валерий Маркелов сделал искусство безубыточным

У него две картинные галереи и около трехсот полотен в собственности. Директор ком­пании «Хинган» Валерий Маркелов с гордостью говорит, что наконец ему удалось сделать свои галереи безубыточными. До этого много лет они были для него благотворительным проектом.

В Москве частных галерей становится с каждым годом все больше. «Там люди гоняются за предметами, представляющими историческую ценность. У нас такого нет. У краснояр­цев пока другие приоритеты, например, дорогие автомобили и т. п.», — говорит Валерий Маркелов.

Бизнесменов, желающих выставить в его галерее свои частные коллекции, пока нет. «До недавнего времени выставочное направление было как хобби. Зарабатывал же исключи­тельно на розничной продаже товаров для творчества. В этом году впервые галереи вышли на самоокупаемость», — рассказывает г-н Маркелов.

В «Хингане» стали привлекать посетителей необычными приемами, в частности, делать их сопричастными к выставляемым работам. Например, предлагают придумать название картине. «Кроме того, мы открыли около 30 направлений по различным видам творчества — декупажу, валянию и т. п. В помещении галереи проводим различные уроки, мастер-классы, тем самым серьезно увеличиваем проходимость», — рассказал Валерий Маркелов.

Он не без гордости поделился тем, что по итогам 2009 года стал номинантом конкурса «Лучший предприниматель года», проводимого администрацией города Красноярска. Занял второе место.

Кол-во картин в собственности:300 шт.

Олег Гетто — коллекционер-дегустатор

«Марки, ручки, статуэтки — прока от таких коллекций не много. Да, ими можно любоваться, но не более. Моя коллекция ценна тем, что она динамична. Один «экспо­нат» заканчивается, начинается другой», — так говорит о своей коллекции директор клиники «Ирис», врач Олег Гетто. Уже около семи лет он собирает виски.

Коллекционирование виски для г-на Гетто — серьезное увлечение, это понятно сразу. О «воде жизни» — так этот напиток называют в Шотландии, и так уважительно о нем говорит сам коллекционер —
Олег Гетто может рассказывать часами. Он знает, какой вкус должен быть у островного виски и как отличаются послевкусия равнинного и высокогорного напитков, почему стака­ны для виски имеют такую специфичную форму и какой напиток можно, а какой не стоит пить разведенным.

Однако, вспоминает г-н Гетто, первое знакомство с виски отнюдь не обещало такой страстной любви в напитку. «В 1999 году я привез бутылку настоящего виски из Испании. Попробовал его с тоником, с водой, с чем-то еще — не понравилось. Только несколько лет спустя, когда совершенно случайно прочитал книгу об этом напитке, понял, как правильно его нужно пить», — рассказывает Олег Гетто.

Сейчас в коллекции г-на Гетто около 40 видов виски различных марок. Он подчеркивает, коллекция «живая» — все бутылки в ней открыты. Есть в собрании и несколько раритет­ных экземпляров. Например, шотландский виски, который изготовлен для «внутреннего» использования, — считанные экземпляры были вывезены за пределы Шотландии. Или напиток в круглой бутылке-неваляшке, предназначенной специально для питья на кораблях. Есть виски, срок выдержки которых более 25 лет.

К своему увлечению Олег Гетто пристрастил друзей и коллег. «Бывает, все вместе ус­траиваем дегустации вслепую — по вкусу пытаемся угадать, напиток какой марки пьем», — рассказывает г-н Гетто. Пополняется коллекция тоже сообща. «Иногда покупаю новые бутылки виски сам. Много дарят друзья, коллеги. Кстати, это очень удобно — снимает проблему подарка. Учитывая, что виски около шести тысяч различных видов, каждый раз можно презентовать что-то новое», — смеется Олег Гетто.

Кол-во экспонатов: 40 шт.

Наталья Повольнова, Татьяна Соболева
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Свыше 10 000 собеседований провели на ярмарке трудоустройства Краевая служба занятости провела региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей». Во всех городах…

В Красноярске появится новый район на Калинина Администрация Красноярска утвердила проект планировки и межевания территории на пересечении ул. Калинина и ул. Тотмина. Здесь в рамках комплексного развития…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).