В Красноярске работают почти триста стоматологических клиник. Даже самые успешные из них чувствуют влияние кризиса, потому что глобально завязаны на импортные материалы. Вслед за повышением цен происходит закономерное падение спроса и отчасти – переток клиентов в заведения рангом пониже.
Впрочем, цены хоть и больно бьют по карманам посетителей, зубную боль не перешибают, так что крепко стоящий на ногах стоматологический бизнес не особенно волнуется. А кризис даже пойдет слегка распухшему рынку на пользу.

Услуги частных зубных клиник Красноярска подорожали, по разным оценкам, на 10-50%
До наступления экономических трудностей частная стоматология в нашем городе переживала расцвет: каждый год открывалось по 10–20 клиник: как самостоятельные, так и филиалы сетей из других городов, причем не только столичных.
«Стоматологический рынок у нас развит очень серьезно, по общему уровню услуг мы находимся в лидерах по СФО», – полагает профессор кафедры клиники ортопедической стоматологи, внештатный эксперт судмедэкспертизы Георгий Манашев.
В 2015 году рост остановится, а кто-то должен будет уйти с рынка.
«Рост курса валют отразился на сферах, для которых закупаются импортные препараты, инструменты и оборудование. А именно: отделениях стоматологии, косметологии, пластической хирургии, – подчеркивает главный врач центра эстетической медицины «Реновацио» и стоматологической клиники «ВОКА» Виктор Парилов. – Например, стоматология комплектуется зарубежной продукцией на 95%».
По мнению Манашева, с начала года цены на услуги большинства стоматологий в Красноярске выросли на 20-40 %. Впрочем, повышение у всех разное, а кто-то пока даже остался в прежних прайсах. Клиенты также ведут себя по-разному. Часть даже возвращаются в государственные медучреждения, другие начинают считать деньги.
«С января все поставщики подняли цены на стоматологические расходники на 50 и более процентов. Тем самым нам все же пришлось увеличить стоимость услуг примерно на 10%», – рассказали в сети стоматологических клиник Al’denta.
«Тотальных изменений нет, падение спроса на стоматологические услуги не очень большое, от 10 до 25%, примерно на столько же выросли и цены.
Изменилась характеристика спроса: отказываясь от более дорогих услуг, клиенты выбирают более дешевые», – говорит генеральный директор Клиники стоматологической имплантации Practica Андрей Божко.
Дмитрий Герасимов, генеральный директор Центра стоматологии «Астрея», отмечает, что стоимость лечения выросла неравномерно и зависит от ценового сегмента клиники.
По его мнению, от кризиса в первую очередь пострадают «дешевые» стоматологии:
«Подъем себестоимости услуг меньше отражается на заведениях, работающих на высокой базе. В клиниках среднего и премиум-сегмента цены выросли на 15-20%, а вот те, кто работал на низких ценах, вынуждены поднимать стоимость услуг на 40-50%, и именно их пациенты могут уйти в государственные клиники».
«Мы цены не повышали, поэтому количество пациентов у нас не убавилось, – комментирует исполнительный директор Клиники натуральной стоматологии Witar Артем Василенко. – Да, часть клиентов стали выбирать чуть более дешевую альтернативу процедуре, но на количестве визитов это не сказалось. Как долго это будет – неизвестно».
По данным гендиректора «Астреи», число пациентов в первом квартале этого года уменьшилось примерно на 10%. А по словам представителя сети стоматологических клиник Al’denta, число обращений не изменилось, и даже самые дорогие услуги по-прежнему востребованы, потому что класс пациентов по большей степени «выше среднего», и для них «цена не имеет значения».
«Те, кто добросовестно относится к своему здоровью, меньше посещать стоматологов не стали. Но они стараются экономить,
– отмечает Дмитрий Герасимов. – Можно выделить две категории пациентов: первые просят о скидках, рассчитываясь наличными, вторые, напротив, - о предоставлении рассрочки. Мы идем таким клиентам навстречу, поскольку деньги стоят денег, и предлагаем первым скидку на сумму банковских процентов, а для вторых перекладываем такую же сумму на стоимость услуги. Но вообще, конечно, наш клиент не уйдет в государственную медицину. Возможно, часть может перейти в клиники более низкого сегмента».
В целом кризис выступит лишь катализатором процесса, который начался до него, считает Андрей Божко.
«Раньше рынок стоматологических услуг был растущий, а теперь созрел, предложение сбалансировалось со спросом, а может, даже немного превысило его. В результате кризиса произойдет утряска рынка, но ее результат будет иной, чем в торговле, когда остается предложение с низкими ценами – здесь победят клиники с высоким уровнем качества услуг.
Стоматология – это ручная работа, и тот, кто умеет хорошо работать руками, без хлеба не останется при любых обстоятельствах, потрясениях и даже после атомной войны. А вот те, кто работает чуть хуже, не очень внимательно и аккуратно, имел проблемы еще до кризиса: некоторые клиники жаловались на отсутствие клиентов и закрывались», – говорит Андрей Божко.

Клиенты победнее сбегут от зубной боли в «серые» или государственные клиники
Это все относится к цивилизованным лечебницам. Но в Красноярске действуют и нелегальные стоматологии. Работая в «серую», без регистрации, они обычно имеют одного-двух докторов, оборудование, кабинет, а клиентуру собирают по принципу сарафанного радио. Цены на услуги – вдвое ниже, чем на рынке.
«Точное число таких клиник никто не скажет, потому что они нелегальные. Но они работают без лицензий, не платят налогов, и ими не занимаются контрольные органы, в отличие от честных клиник, которые проверяют очень строго», – говорит Манашев.
Отбелит ли кризис серый рынок стоматологических услуг или, напротив, он расцветет пышным цветом, вопрос открытый.