статья

Красноярский крематорий споткнулся о скрепы

Проект строительства крематория в Красноярске основательно увяз в городском совете депутатов. Казалось бы, вопрос вполне проходной — инвестор на свои деньги просит разрешить ему построить объект на пустыре рядом с действующим кладбищем. Однако значительной части депутатов проект пришелся не по нраву, из-за чего за последние месяцы обсуждение вопроса строительства крематория несколько раз переноси­лось, а накануне, наконец состоявшись, вылилось в одно из нелепейших в истории этого созыва представлений.

Противники крематория на полном серьезе, с каменными лицами упирали на мнения епархии и еврейской общины, проводили параллели с язычеством и Освенцимом, сравнивали строительство объекта с сатанинской мессой, пугали «запахом сожженных».

И тут же следом настаивали на эксгумации «безродных» и похоронах всех родственников в одной могиле. Защитники проекта парировали «гробами в приемной администрации», но в целом выглядели куда как более вменяемо, чем их идейные противники.

По меткому замечанию одного из участников этой замечательной дискуссии, стараниями ряда депутатов заседание комиссии в этот раз временами куда более напоминало съезд Священного Синода — если бы он проводился рыночными торговцами.

Крематорий, проект
Вопрос о крематории пытаются решить уже более полугода

Напомним, в последние месяцы вопрос строительства крематория на окраине Краснояр­ска, рядом с Бадалыком, уже не раз попадал в повестку комиссии по градостроительной политике горсовета. Депутатов просят согласовать перевод участка, на котором инвес­тор хочет построить крематорий, из зоны промышленных предприятий в зону кладбищ. Всякий раз вопрос крематория обсудить не удавалось — то у комиссии перед самым его рассмотрением исчезал кворум, то этот пункт вычеркивали из повестки целенаправ­ленно.

Исключением не стало и заседание 5 февраля. В самом его начале депутат Аркадий Волков предложил вопрос крематория снять, однако на этот раз его предложение не прошло.

С докладом на трибуну поднялся главный архитектор Красноярска Андрей Макаров.
Он напомнил, что инициатором строительства выступает физлицо, «заинтересованное в размещении крематория», — Виктор Суровцев. Площадь участка, на котором планируется строить объект, составляет 5,2 га. Согласно документации он граничит с нежилыми зданиями на Северном шоссе, 7, 7а, стр. 1—10 и частично занят недостроем.

Земля эта находится в аренде у Суровцева до июня 2015 г. Крематорий, по словам Макарова, городу жизненно необходим —

поскольку земельные ресурсы действующих городских кладбищ в самое ближайшее время будут исчерпаны.

«Утверждение проекта позволит рационально использовать городские земельные ресурсы за счет сокращения земельных участков, выделяемых для традиционного погребения в землю, в 5—10 раз минимизировать вредное воздействие захоронений на окружающую среду и источники питьевой воды, снизить затраты населения на погребение до 50% по сравнению с традиционными похоронами, санировать существующие общественные кладбища с целью высвобождения мест под новые захоронения, что со временем позволит высвободить от 25 до 35% существующих территорий», — рассказал Макаров и попросил поддержать проект.

Кто-то из зала спросил, как погребены родственники докладчика. Несмотря на явную некорректность вопроса, главный архитектор ответил, что в его семье практиковались как традиционное погребение, так и кремация. «Поэтому я считаю, что может быть по-разному», — сказал он.

Депутат Геннадий Торгунаков напомнил, что в прошлом году по проекту крематория проходили слушания, где «за» проект проголосовало 424 человека, против — 2206 человек (что, впрочем, не помешало городской комиссии по слушаниям проект согласовать). Кроме того, Торгунаков сообщил, что проектировщики нового генплана настаивают на размещении крематория за чертой города. Макаров возразил, что с разработчиками генплана беседовал, и они готовы изменить свое мнение и документ откорректировать.

Место под крематорий
Депутатам не понравилось, что строить объект предполагается на пустыре по соседству с помойкой

Депутат, строитель и сибиряк Владимир Егоров раскритиковал инвестора за выбор неподходящего места для возведения объекта.

«Мы все знаем эту территорию. Там рядом свалка, дальше недостроенные помеще­ния, непонятно, что вообще куда. Это святое место, это предки наши, это мы, это все! — патетично заявил Егоров. — Оно должно быть обустроенное, чистое, должен быть сделан какой-то эскизный проект. Вы же понимаете, как везти на кремацию родствен­ника по помойкам, по всем вопросам. Я думаю, что крематорий городу нашему нужен, но там должно быть чисто, ухожено. Чтобы утвердить все это, надо предоставить эскизный проект, чтобы посмотреть, как там будет все сделано, какие будут подъезды, как будет сделан колумбарий.

Чтобы можно было туда приходить как на святое место, а не как в бичевник, где сожгли — и ладно».

Суровцев, присутствовавший на заседании, поведал Егорову, что эскизных проектов на слушаниях было представлено целых 7 штук, и попробовал всучить тому альбом с эскизами, однако Егоров брать альбом наотрез отказался.

Депутат Аркадий Волков в своем выступлении, обращенном к Макарову, решил

сделать акцент на материях не материальных, но духовных.

«Вот, Андрей Юрьевич, в контексте вашего неуважительного речитатива по отношению к красноярцам, что в нашем городе может быть все, я вам хочу сказать, что очень много депутатов внимательней к этой теме подошли, чем мы. У нас и на этих товарищей, и на ту тему, которую они продвигают, вот такая папка! — припугнул Волков. — Мы обратились к митрополиту Красноярскому и Ачинскому в 2013 году, когда эта тема не звучала так ярко.

Пантелеимон руководителю социальной политики Упатову отвечает, что православные каноны

— а вы в православном городе, — указал Волков Макарову,

— не предусматри­вают захоронения православных верующих через кремацию, указывая на то, что этот обычай принадлежит языческому периоду.

В нынешнее время, 25 июля, Пантелеимон отвечает мне — в случае положительного решения вопроса о строительстве крематория наилучшим решением вопроса было бы строительство за чертой Красноярска. Уважаемое наше красноярское еврейское религиозное объединение тоже официально отвечает — отношение еврейской религи­озной общины к созданию крематория в черте Красноярска крайне отрицательное и неприемлемое.

Аркадий Волков
Аркадий Волков взялся защищать население от языческих обычаев

Сейчас на месте предполагаемого строительства помойка,

поэтому многие православные люди рассматривают это даже с точки зрения морально-этических соображений как сатанинскую мессу.

У меня в связи с этим к вам вопрос — вы почему так неуважительно относитесь ко мнению красноярцев?» — завершил выступление Волков под хохот зала.

Макаров парировал, что если бы так относился к мнению красноярцев, как утверждает депутат, то «тут бы не жил и не работал». «Второе — я вообще православный и крещеный, и масса сомнений по поводу того, что такое сжигать и как сжигать, у меня тоже есть…», — начал говорить Макаров.

«Кремировать, а не сжигать!» — поправил Егоров.

«Кремировать, да, — с запинкой поправился Макаров. — Но, к сожалению, все мы смертны, и где-то после смерти каждый достоин упокоиться, в земле или в урне. К сожалению, в Красноярске страшный дефицит кладбищ. Пока мы будем искать места за городом, пока найдем желающих, места в городе закончатся».

Волков попросил «вопрос вдогонку» и с ним, кажется, уже серьезно перегнул палку.

«Буквально недавно была годовщина освобождения Освенцима. Вы хотите под эту дату приурочить открытие? Мы не понимаем вашей спешки!».

«Вы как спикер…», — начал отвечать Макаров.

«Я не спикер, я трезвый человек, — гордо возразил Волков, развеяв подозрения многих присутствующих.

— Я защищаю мнение красноярцев!»

«Я не хочу приурочить открытие крематория к годовщине освобождения Освенцима, — смог наконец ответить главный архитектор. — Но если мы будем откладывать этот вопрос, то потом нам с вами гробы в приемную повезут».

«Куда гробы повезут — это ваша проблема!» — перевел стрелки Егоров.

Депутат Александр Коропачинский предложил коллегам не лезть в высокие материи.

«По поводу того, что по-христиански, не по-христиански — я хочу иметь право, а воспользуюсь я им или нет, это мне решать. Давайте не будем такие материи обсуждать.

Мы тут социологический опрос провели. Я, Елена Вячеславовна (Курамшина), Андрей Викторович (Козиков), например, — потенциальные клиенты будущего учреждения, но чуть попозже, наверно. Думаю, красноярцы должны иметь возможность такой услугой воспользоваться. Поэтому крематорий нужен. Возможно, он не в очень удачном месте — но пусть тогда администрация найдет наконец более подходящую площадку».

Крематорий, проект
На размещение крематория за пределами города в бюджете денег нет

Депутат Владимир Владимиров поведал, что «в социальных сетях все выступают в основном за крематорий».

«Один комментатор написал, что среди тех, кто выступает против, немало тех, кто наживается на горе. У соседки муж преставился в обед, и в тот же день бравые пареньки из бюро ритуальных услуг постучали в дверь с готовым прейскурантом в тысячу долларов по новому курсу», — рассказал Владимиров.

Депутат Евгения Бухарова спросила у Макарова, есть ли у администрации на примете за городом подходящие для строительства крематория площадки. Тот ответил, что на выкуп таких площадок в бюджете денег нет, да и договориться с прилегающими муници­паль­­ными образованиями — задача непростая.

Спикер горсовета Валерий Ревкуц взялся возразить аргументам Егорова.

«Любая стройка любым строителем начинается на пустыре. В том числе и Владимир Владимирович Егоров начинал свои прекрасные кварталы на пустом месте. И я пола­гаю, что если площадка крематория размещается сегодня на не совсем благовидном, по оценке депутатов, месте, то, наверное, тот человек, который вкладывает свои деньги в этот объект, обязан будет благоустроить территорию до такой степени, чтобы она стала привлекательной. И дорогу сделает, потому что по колдобинам к крематорию никто не поедет. Это его деньги и его риски. И он приведет участок в порядок.

С уважением относясь ко всем религиозным конфессиям, мы сегодня заседаем не на Священном Синоде — это наше мирское дело, комиссия городского совета. Давайте принимать решения, исходя из мирских соображений.

Наше решение никого не обяжет кремировать кого-то. Но у людей должен быть выбор», — сказал Ревкуц.

Депутат Виталий Дроздов в пику Волкову выразил надежду, «что мы живем в светском государстве и таким государством и останемся, и комиссию будем начинать не с молитвы».

«У нас есть проект нового генплана. А мы одновременно с ним пытаемся и старый генплан зачем-то править. Предлагаю вопрос по крематорию рассмотреть в рамках нового генплана», — предложил Дроздов.

Кто-то из депутатов, тоже апеллируя к выступлению Волкова, напомнил, что «Северный построен на свалке, и ледовый дворец построен на свалке, и

когда Северный строили, никто не советовался ни с еврейской общиной, ни с Пантелеимоном».

Тут снова попросил слова Егоров, предложив построить крематорий прямо на Бадалыке.

«У нас есть кладбище Бадалык, задняя часть которого выходит от горожан. Там похоронены безродные, которых надо было сжигать, то есть кремировать. Почему в этом месте участок не отвести, сделать эксгумацию, построить это и начинать там работать, прямо на кладбище? Зачем на свалку лезть? В западном крыле кладбища тоже места хватает под крематорий», — сообщил народный избранник.

Депутат Максим Золотухин спросил Суровцева, как быстро тот готов возвести объект. Инвестор заверил, что на все про все уйдет 40 недель, включая благоустройство.

«Хорошо, а сколько потребуется городу в случае отказа Суровцеву, чтобы найти новый участок и нового инвестора либо построить крематорий самостоятельно?» — спросил Золотухин.

«Долго. Эта процедура длительная, и она будет тянуться годами», — ответил Макаров.

«А на сколько хватит существующих кладбищ?» — спросил Золотухин.

«Речь идет о нескольких месяцах», — признался главный архитектор.

Суровцев, который все это время держал в руках микрофон, воспользовался возникшей паузой, чтобы вставить свое веское слово:

Виктор Суровцев
Виктор Суровцев: мое дело понятное, а Россия — страна светская

«Я еще вот что хочу сказать. Когда проводились слушания, два депутата — члены комиссии, которая проводила слушания, — отсутствовали. Они просто не пришли. Депутат Волков, который был в этой комиссии, ни разу в ее работе не участвовал».

«Так, а вы что против депутатского корпуса-то имеете сказать?! — тут же перешел на понятия Волков.

— Мы сейчас решим очень быстро и вашу судьбу, и судьбу вашего непонятного дела!».

«Мое дело как раз понятное, и Россия — страна светская!» — с вызовом ответил Суровцев, а утихомиривать распетушившихся коллег пришлось председателю комиссии Юрию Турову.

Когда страсти улеглись, депутат Александр Глисков сначала обратил внимание собрания на информацию о том, что места под захоронения у города на исходе, а затем предложил мэрии подумать над тем, чтобы построить крематорий за бюджетные деньги на базе муниципального предприятия «Ритуальные услуги».

Татьяна Рыкунова выступила с предложением хоронить всех родственников в одну яму — для экономии территории.

«Бадалык переполнен. Семьи некоторые не хотят хоронить в разных сторонах кладбища и хотят, чтобы и бабушка, и дедушка, и родственники остальные были в одной могилке», — пояснила Рыкунова.

Депутат Торгунаков попросился выступить повторно и призвал размещать крематорий за Красноярском:

«Как понимаю, все депутаты за крематорий. Но он должен находиться за чертой города. Потому что есть опасность выбросов над городом, запаха или еще чего-то. Если хотя бы на одну бабушку этот запах попадет, будет здесь очередь стоять, чтобы снести этот крематорий».

В итоге, когда дело дошло до голосования, депутаты последовательно попытались рекомендовать проект к принятию, отправить его на доработку, отклонить и отложить,

но ни одно из предложений не набрало достаточного для прохождения количества голосов.

Крематорий
Комиссия горсовета так и не решила вопрос — хотя уже через несколько месяцев
места на городских кладбищах закончатся

Теперь вопрос будет вынесен на сессию, и народные избранники попытаются разоб­рать­ся с ним уже там. Запасаемся попкорном.

© ДЕЛА.ru

 

новости

В Красноярске стартовал 15-й Сибирский энергофорум Свыше ста участников – топ-менеджеров крупных энергетических компаний, ученых и бизнесменов будут обсуждать актуальные вопросы как большой, так и малой энергетики.

Аэропорт Норильска получит новый перрон и рулежные дорожки Международному аэропорту Норильск на севере Красноярского края предстоит новая большая модернизация: главные воздушные ворота Севера обретут перрон на…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).