статья

Красноярская полиграфия прекращает размножение

Сфера полиграфических услуг Красноярска пока не оправилась от кризисного падения и ждёт сокращения числа игроков рынка. Многие типографии города в ближайшие год-два будут вынуждены закрыться, полагают эксперты. По их мнению, в «тучные годы» в Красноярске появилось слишком много издательских компаний, часть из которых на данный момент едва сводит концы с концами.

Типография
Красноярские типографии работают в условиях жесткой конкуренции Trip Print Press

По данным Красноярскстата, в январе-июле 2011 г. оборот производителей полигра­фической продукции в крае составил 3 млрд 635 млн руб., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 32%. Выпуск полиграфии по итогам января-сентября текущего года попал в число видов деятельности, по которым отмечен рост индекса производства — он составил 6%. По информации минэкономики края, увеличение произошло на фоне повышения потребительского спроса.

Однако игроки полиграфического рынка говорят, что конкуренция за последние годы существенно усилилась, а сейчас обострилась до предела. Заказов на все типографии хватает с трудом, и всё потому, что многие компании после кризиса стали менее щедры на рекламные бюджеты.

«У полиграфии как минимум 90% клиентов — это производственники, коммерческие компании, которым нужна реклама, — рассказал ДЕЛА.ru директор полиграфии „ЕвроПресс“ Сергей Бранкин. — Поэтому мы в первую очередь реагируем на внешние тенденции. Если у компаний, то есть наших заказчиков, всё в порядке, то и у нас всё нормально».

«Многие компании до 2008 г. могли без особых проблем получать кредитные ресурсы и тратить их на расширение производства и рекламу, совершенно не анализируя при этом её эффективность, — полагает гендиректор издательско-полиграфического комплекса „Платина“ Сергей Шевляков. — Принцип был такой: если другие делают, то и мне надо. А потом кризис всех подстегнул, и бизнесмены начали считать деньги, анализировать тот или иной вид рекламы. Сейчас уже не заказывают тысячами тиражи различной реклам­ной продукции и не разбрасывают её где попало, а продвигают продукцию и услуги по адресному принципу».

Типография
Годовой оборот городской типографии средней руки составляет 5-6 млн руб.
BibliOdyssey

В итоге, по словам экспертов, докризисная раздутость рынка полиграфических услуг сейчас создаёт проблемы бизнесменам. Владельцы типографий до 2008 г. активно скупали оборудование и наращивали объёмы производства, но когда поток заказов практически иссяк, предприниматели стали жертвовать маржой и резко снижать цены на продукцию — лишь бы удержать клиентов.

По оценкам специалистов, часть красноярских типографий уже находится на грани закрытия — денег хватает на удовлетворение текущих расходов, а о развитии порой и речи не идёт.

Вместе с тем аналитики пытаются вселить оптимизм в рынок. По данным исследования РБК.Research, в отечественной полиграфической отрасли улучшается инвестиционный климат. После кризиса, когда динамика инвестиций упала на 33,1%, в 2010-2011 гг. инвес­тиционный климат в полиграфии вошел в стадию восстановления. По итогам 2010 г. объем инвестиций увеличился на 18%, ожидается, что по итогам 2011 г. рынок вырастет примерно на 20%.

Аналитики считают, что модернизация российской полиграфии будет происходить в соответствии с тенденциями мирового рынка и позволит отрасли преодолеть стагнацию и наращивать темпы развития.

«Я бы не сказал, что многие ушли с рынка после кризиса, — считает Бранкин. — Да, кто-то покинул отрасль, кто-то пришёл на их место — обычное дело. Просто типографиям, так сказать, пришлось поджаться, но деятельность они сохранили».

По оценкам экспертов, годовой оборот типографии средней руки в Красноярске сейчас составляет порядка 5-6 млн руб.

При этом многие полиграфисты пока не смогли выйти на докризисные показатели по объемам продаж.

«В период кризиса, я думаю, по объемам продаж произошло снижение на 30-40%, —полагает директор типографии „КаСС“ Сергей Шульгин. — И в этом году мы пока не вышли на докризисные показатели. Я специально сравнивал результаты уже этого года, получилось примерно на 30% меньше. В принципе, это терпимо, но в таких условиях на какое-то серьезное техническое перевооружение сложно идти, потому что ещё нет уверенности в завтрашнем дне. Финансовые средства есть, можно получить кредит, но рассчитывать, к примеру, на пять лет вперед мы не готовы».

Между тем директор типографии «Европресс» Бранкин оценивает послекризисный рост продаж в 30%, а гендиректор ИПК «Платина» Шевляков — на 50%. Владелец типографии «Абсолют» Василий Сугако, напротив, утверждает, что сейчас на рынке «работы много», только красноярские заказчики все чаще делают выбор в пользу Новосибирска.

«Допустим, у меня можно купить квартальный календарь за 200 руб., а в Новосибирске — за 140 руб., плюс ещё там предоставят 10%-ную скидку, — говорит Сугако. — Новоси­бирск находится в более выгодном положении, потому что там получают бумагу сразу из Китая. Я однажды посчитал, и получилось, что купить бумагу напрямую в два раза дешевле».

Кроме того, полиграфисты столкнулись с ростом цен на материалы. По словам директора «КаСС» Шульгина, сейчас цены на бумагу увеличиваются даже в те периоды, когда курс доллара снижается.

Между тем, по мнению руководства «Платины», большинство рекламодателей Красно­ярска всё-таки заказывают продукцию у местных полиграфистов. «Когда я приходил в эту отрасль 12 лет назад, многие заказчики печатались в Новосибирске, так как наш парк оборудования был недооснащенным, — считает Шевляков. — На сегодняшний день я этого сказать не могу. В Красноярске уровень производственного оборудования ничем не уступает Новосибирску. К тому же при стремлении сделать цену как можно ниже транспортное плечо уже становится дополнительной нагрузкой».

Типография
Цены на полиграфические материалы постоянно растут ColourLovers

Учитывая это обстоятельство и в целом сложную экономическую ситуацию на рынке, скорее всего, ждать дальнейшего снижения цен на полиграфическую продукцию не стоит, полагают специалисты. Сейчас многие полиграфисты выходят из положения, концент­рируясь на выпуске только определённого вида продукции. К примеру, ряд типографий перешли на производство этикеток и низкой ценой вынудили конкурентов уйти из этого сегмента, а другие просто отказались от заказов на визитки, листовки и прочую мелочь, предпочтя им долгосрочные издательские проекты с крупными компаниями.

Антон Павлов
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Как QR-коды влияют на новогодние корпоративы Меньше чем через месяц наступит главный праздник – Новый год. И, как обычно в начале декабря, красноярцы задумываются о проведении новогодних корпоративов…

Экология как драйвер инвестиций Работающая в Красноярском крае горно-металлургическая компания «Норникель» значительно увеличила свой прогноз по инвестициям до 2030 года…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»