Сфера полиграфических услуг Красноярска пока не оправилась от кризисного падения и ждёт сокращения числа игроков рынка. Многие типографии города в ближайшие год-два будут вынуждены закрыться, полагают эксперты. По их мнению, в «тучные годы» в Красноярске появилось слишком много издательских компаний, часть из которых на данный момент едва сводит концы с концами.
Красноярские типографии работают в условиях жесткой конкуренции
Trip Print Press
По данным Красноярскстата, в январе-июле 2011 г. оборот производителей полиграфической продукции в крае составил 3 млрд 635 млн руб., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 32%. Выпуск полиграфии по итогам января-сентября текущего года попал в число видов деятельности, по которым отмечен рост индекса производства — он составил 6%. По информации минэкономики края, увеличение произошло на фоне повышения потребительского спроса.
Однако игроки полиграфического рынка говорят, что конкуренция за последние годы существенно усилилась, а сейчас обострилась до предела. Заказов на все типографии хватает с трудом, и всё потому, что многие компании после кризиса стали менее щедры на рекламные бюджеты.
«У полиграфии как минимум 90% клиентов — это производственники, коммерческие компании, которым нужна реклама, — рассказал ДЕЛА.ru директор полиграфии „ЕвроПресс“ Сергей Бранкин. — Поэтому мы в первую очередь реагируем на внешние тенденции. Если у компаний, то есть наших заказчиков, всё в порядке, то и у нас всё нормально».
«Многие компании до 2008 г. могли без особых проблем получать кредитные ресурсы и тратить их на расширение производства и рекламу, совершенно не анализируя при этом её эффективность, — полагает гендиректор издательско-полиграфического комплекса „Платина“ Сергей Шевляков. — Принцип был такой: если другие делают, то и мне надо. А потом кризис всех подстегнул, и бизнесмены начали считать деньги, анализировать тот или иной вид рекламы. Сейчас уже не заказывают тысячами тиражи различной рекламной продукции и не разбрасывают её где попало, а продвигают продукцию и услуги по адресному принципу».
Годовой оборот городской типографии средней руки составляет 5-6 млн руб.
BibliOdyssey
В итоге, по словам экспертов, докризисная раздутость рынка полиграфических услуг сейчас создаёт проблемы бизнесменам. Владельцы типографий до 2008 г. активно скупали оборудование и наращивали объёмы производства, но когда поток заказов практически иссяк, предприниматели стали жертвовать маржой и резко снижать цены на продукцию — лишь бы удержать клиентов.
По оценкам специалистов, часть красноярских типографий уже находится на грани закрытия — денег хватает на удовлетворение текущих расходов, а о развитии порой и речи не идёт.
Вместе с тем аналитики пытаются вселить оптимизм в рынок. По данным исследования РБК.Research, в отечественной полиграфической отрасли улучшается инвестиционный климат. После кризиса, когда динамика инвестиций упала на 33,1%, в 2010-2011 гг. инвестиционный климат в полиграфии вошел в стадию восстановления. По итогам 2010 г. объем инвестиций увеличился на 18%, ожидается, что по итогам 2011 г. рынок вырастет примерно на 20%.
Аналитики считают, что модернизация российской полиграфии будет происходить в соответствии с тенденциями мирового рынка и позволит отрасли преодолеть стагнацию и наращивать темпы развития.
«Я бы не сказал, что многие ушли с рынка после кризиса, — считает Бранкин. — Да, кто-то покинул отрасль, кто-то пришёл на их место — обычное дело. Просто типографиям, так сказать, пришлось поджаться, но деятельность они сохранили».
По оценкам экспертов, годовой оборот типографии средней руки в Красноярске сейчас составляет порядка 5-6 млн руб.
При этом многие полиграфисты пока не смогли выйти на докризисные показатели по объемам продаж.
«В период кризиса, я думаю, по объемам продаж произошло снижение на 30-40%, —полагает директор типографии „КаСС“ Сергей Шульгин. — И в этом году мы пока не вышли на докризисные показатели. Я специально сравнивал результаты уже этого года, получилось примерно на 30% меньше. В принципе, это терпимо, но в таких условиях на какое-то серьезное техническое перевооружение сложно идти, потому что ещё нет уверенности в завтрашнем дне. Финансовые средства есть, можно получить кредит, но рассчитывать, к примеру, на пять лет вперед мы не готовы».
Между тем директор типографии «Европресс» Бранкин оценивает послекризисный рост продаж в 30%, а гендиректор ИПК «Платина» Шевляков — на 50%. Владелец типографии «Абсолют» Василий Сугако, напротив, утверждает, что сейчас на рынке «работы много», только красноярские заказчики все чаще делают выбор в пользу Новосибирска.
«Допустим, у меня можно купить квартальный календарь за 200 руб., а в Новосибирске — за 140 руб., плюс ещё там предоставят 10%-ную скидку, — говорит Сугако. — Новосибирск находится в более выгодном положении, потому что там получают бумагу сразу из Китая. Я однажды посчитал, и получилось, что купить бумагу напрямую в два раза дешевле».
Кроме того, полиграфисты столкнулись с ростом цен на материалы. По словам директора «КаСС» Шульгина, сейчас цены на бумагу увеличиваются даже в те периоды, когда курс доллара снижается.
Между тем, по мнению руководства «Платины», большинство рекламодателей Красноярска всё-таки заказывают продукцию у местных полиграфистов. «Когда я приходил в эту отрасль 12 лет назад, многие заказчики печатались в Новосибирске, так как наш парк оборудования был недооснащенным, — считает Шевляков. — На сегодняшний день я этого сказать не могу. В Красноярске уровень производственного оборудования ничем не уступает Новосибирску. К тому же при стремлении сделать цену как можно ниже транспортное плечо уже становится дополнительной нагрузкой».
Цены на полиграфические материалы постоянно растут
ColourLovers
Учитывая это обстоятельство и в целом сложную экономическую ситуацию на рынке, скорее всего, ждать дальнейшего снижения цен на полиграфическую продукцию не стоит, полагают специалисты. Сейчас многие полиграфисты выходят из положения, концентрируясь на выпуске только определённого вида продукции. К примеру, ряд типографий перешли на производство этикеток и низкой ценой вынудили конкурентов уйти из этого сегмента, а другие просто отказались от заказов на визитки, листовки и прочую мелочь, предпочтя им долгосрочные издательские проекты с крупными компаниями.
Антон Павлов
ДЕЛА.ru