В России последние годы наметился активный рост потребления импортного алкоголя. Не отстает от тренда и Красноярск. Розничные продавцы говорят о том, что покупатели крепких напитков все чаще отдают предпочтение виски. Причем все чаще — сегмента premium.
Значительный рост продаж элитного алкоголя отмечают с 2011 г., когда его поставки в Россию увеличились на 25-30%. По мнению многих экспертов, это связано в первую очередь с общим повышением уровня благосостояния граждан.
Люди переходят на более дорогой алкоголь, понимая, что цена и качество напрямую связаны. Такая популярность импортных напитков, по прогнозам аналитического агентства «ЦифРРа», может привести, например, к увеличению объемов продаж того же виски на внутреннем рынке в 3 раза в ближайшие 5 лет.
Изменения в пользу более дорогого алкоголя наметились и на красноярском рынке.
По данным Красноярскстата, с начала текущего года продажи виски в регионе растут в среднем на 4,7% ежемесячно.
Нарастающие обороты продаж импортных спиртных напитков медленно, но верно теснят с полок магазинов водочную продукцию. Спрос явно меняется.
Участники алкогольного рынка считают, что росту спроса на виски не сможет помешать даже увеличение производства водки. Более того, в сознании потребителей происходит постепенная замена традиционного русского напитка импортными «изысками». На столах все чаще появляется импортный алкоголь, а водка отступает.
По официальным данным Росстата, производство водки в России в 2011 г. снизилось на 9,5%, в то время как положение виски на рынке заметно крепнет. При увеличении роста поставок импортного крепкого алкоголя на 20-30% в год, что вполне достижимо, он за несколько лет сможет догнать пока бесспорного лидера — водку.
«За последние несколько лет в нашем кругу виски постепенно сменило водку. Вообще большинство знакомых и коллег перешли на импортный алкоголь. Тем более ассортимент в мидл-сегменте и нижнем премиуме существенно расширился, и нам предоставлен большой выбор напитков, которые не очень бьют по карману, но сразу добавляют статусности. Да и просто они вкуснее водки», — рассказал на условиях анонимности менеджер одной из красноярских компаний.
К тому же повышение цены на алкоголь на 15%, которое произошло 1 июля, не коснулось импортных напитков, только отечественных. Таким образом, цена на виски «из-за рубежа» должна остаться неизменной, а спрос — возрасти. А двукратное увеличение акцизов и рост минимальной розничной цены еще больше могут уронить спрос на водку.
Участники рынка подтвердили растущий спрос на импортные алкогольные напитки.
По понятным причинам у красноярцев большим спросом пользуются блендированные — смешанные — сорта виски, а не изысканные односолодовые. В России соотношение продаж дешевых сортов к более дорогим и премиумным находится на уровне 10 к 90%.
В сети «Командор» сформировали рейтинг самых популярных марок виски. В предпочтении у красноярцев William Lawson's, White Horse и Bell's Original. Средняя цена на виски объемом 0,7 л в Красноярске колеблется от 500 до 1,5 тыс. руб.
Цена на виски премиум-класса стартует с 4 тыс. руб. за бутылку. В сети гастрономов «Красный яр» ДЕЛА.ru рассказали, что происходит постепенное перераспределение спроса на виски в пользу более дорогих сортов. Односолодовый алкоголь с большой палитрой индивидуальных вкусов предпочитают покупатели, которые регулярно выбирают элитные напитки и разбираются в них.
Закономерно потребление импортного алкоголя вырастает в праздничные дни, говорят сотрудники интернет-гипермаркета «Икра». На Новый год, на 23 Февраля, 8 Марта красноярцы не скупятся, и даже стойкие поклонники водки готовы поставить на стол еще и какую-нибудь красивую бутылку с цветной жидкостью.
Кроме того, в Красноярске постепенно начинает формироваться и культура потребления спиртных напитков. Умение разбираться в алкогольной продукции становится модным, что также влияет на спрос — да и на выбор места, в котором товар приобретается.
«От предпочтений покупателя, конечно, зависит выбор заведения, в которое он направляется. Если это специализированный винный бутик, то, естественно, туда будут ходить за элитным, хорошим алкоголем. Если это супермаркет, то там, скорее, будут брать алкоголь недорогой», — пояснили нам в магазине «Вино&Сыр».
Впрочем, до полной и окончательный победы виски над родимой водочкой еще очень далеко. Водка по-прежнему лидирует по доле в реализации всей алкогольной продукции - 73,4%. При этом растущий спрос на виски обеспечивает ему долю в общем объеме розничных продаж лишь в 0,63% (более 4,2 тыс. декалитров).
И как бы ни выпендривались «менеджеры среднего звена», большая часть наших сограждан покупает для частых возлияний водку. Только смена поколений может окончательно разрушить эту немного пошатнувшуюся истину.