В жизни каждого журналиста есть часто повторяющийся момент. Когда человек, к которому ты пришел на интервью, вдруг просит выключить диктофон и говорит: «Давай дальше не для печати».
Бизнесменов это касается в первую очередь. Нет, они не трусы.
Те, кто смог заниматься в этой стране настоящим бизнесом, не государственным нефтяным, не в ранге сынка высокопоставленного чиновника, а настоящим — «с нуля» и без поддержки — уже не могут быть обвинены в трусости и нерешительности.
Но они никогда не скажут открыто о некоторых вещах, потому что не хотят дополнительных проблем.
В этом тексте не будет ни одного имени. И не будет ни одного бренда, ни одного названия компании или продукта. Потому что никто мне этого никогда не говорил.
Ничего и никогда.
Мне не говорил известный красноярский бизнесмен, что после того, как ему дали городскую субсидию, ее же у него и забрали за счет повышения муниципальных и федеральных налоговых коэффициентов.
Мне не говорил другой, не менее известный бизнесмен нашего города, что к нему приходили сотрудники одной правоохранительной структуры и предлагали продавать «скопившийся у них на складе контрафакт». «И никто тебя тронуть не посмеет, ты только продавай, а крыша будет».
Мне не говорили десятки красноярских бизнесменов, что будущего в этой стране нет, и они продолжают свой бизнес только для того, чтобы потом выгодно его продать и уехать за границу, куда они уже отослали учиться своих подросших детей.
Мне не говорили о строительстве объектов в городе, которые строят только для того, чтобы «пилить» инвестиционные деньги.
Всего этого не было. Так к этому и относитесь
«Честный бизнесмен – идиот»
«Не для печати» красноярские бизнесмены могут рассказать много интересного
«Я работал честно, надо мной до сих пор знакомые смеются. Называют идиотом. Я платил ВСЕ налоги, не вел двойной бухгалтерии. Считал, что если все делать правильно, то тебе будет сопутствовать удача, и ничего плохого с тобой не случится». У меня нет оснований не верить этому человеку. Его словам есть одно реальное подтверждение. При функционирующей фирме с несколькими работающими филиалами, дом у него пустой. Денег нет, чтобы купить мебель. Жуткое ощущение — почти пустая квартира с приметами намечавшейся роскоши, купленная в те годы, когда казалось, что бизнес будет вечно.
Один из моих респондентов-бизнесменов пытался все-таки быть умным. И двойная бухгалтерия у него была. В итоге в самый разгар кризиса получил штраф год эдак за 2006 в размере 2 млн руб. Повторюсь, он был умным, и ему удалось в суде большую часть штрафа отсудить обратно в свой карман, из которого только что государство вытащило эти деньги («Вор должен сидеть в тюрьме» и все такое…). Тогда проверяющие органы «обиделись». Проверка за проверкой, телефоны на прослушку, контрольные закупки и прочее. Но человек не хотел договариваться по-хорошему. Следующий штраф был уже на 9 млн руб. Сколько он сможет отсудить обратно из этой суммы? И как долго его бизнес продержится?
Компании, вышедшие из тени, поверив, что честно жить бизнесу проще, сейчас задумываются о том, чтобы уйти обратно. Потому что, когда городские, краевые и федеральные законотворцы в кризисный год вдруг поднимают налоги совокупно на 80%, постоянно растут энерготарифы (чиновники вам всегда популярно объяснят, почему это необходимо), ТСЖ готово каждый месяц увеличивать ставку за обслуживание нежилых помещений, бизнес не может выжить честно.
Хорошо еще, когда у тебя в принципе возможна двойная бухгалтерия. А если ты на «вмененке» и платишь «с метра»? Сократить метраж в темную ты не сможешь, нужно звать БТИ (еще одна примета маразма, зачем звать БТИ каждый раз, когда тебе нужно что-то сделать со своей площадью, своей собственностью, но сейчас не об этом) и выводить эти метры из торговли официально. Остается сдавать часть своих площадей таким же горемыкам бизнесменам, чтобы за неподъемные метры платил кто-то другой.
В «Золотом теленке» есть главка «Рога и копыта». Перечитайте и вы все вспомните. «Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек; владелец галантерейного магазина». На нашем с вами сегодняшнем языке — представитель микро-бизнеса с оборотом до 60 млн руб. в год. «Меня ужасно обложили налогом», — сказал этот коммерсант жене и сдал в аренду половину магазина. На фасаде появилось две вывески. Потом три, потом четыре, пять… А еще через какое-то время все вывески исчезли. Потому что исчез частный бизнес. СССР после НЭПа перестал в нем нуждаться.
России сегодня тоже не особо нужен этот бизнес, в мировой экономике у нее вполне понятное и устраивающее всех место. Всех, кроме простых жителей самой России, которым еще не удалось попасть на работу в администрации всех мастей или в структуры частно-государственных мегакомпаний, «сидящих» на нефтяной трубе или цветном металле. О большем многие уже и не мечтают.
Быдло с миллионным оборотом
Впрочем, есть одна категория «бизнесменов», представители которой в любой момент, хоть с экрана ТВ, хоть на страницах газет, гордо заявят, что их все устраивает. Это те, кто встроен в замечательный по своей простоте, понятности и прогнозируемости «рынок» госзаказов, или, если говорить уличным языком, «распила государственного бабла», тех «нефтяных» денег, которые тратятся на создание видимости заботы о российском гражданине и поддержание иллюзии активности власти в развитие страны. У бизнеса на государевых средствах все будет в порядке, пока нужна эта иллюзия.
Не важно, что ты делаешь «для государства», строишь дома по целевой программе, готовишь подарочное издание для чиновников горадминистрации или моешь полы в госкомпании (простите, занимаешься клинингом). Поделившись с чиновником, ты сможешь продолжать это бесконечно. Да, таких чиновников иногда ловят, и, о боже, даже сажают в тюрьму. Но только тех, кто ошибся, кто выбился из правил системы. Остальные продолжают работать с бизнесом рука об руку и даже иногда становятся губернаторами или депутатами Госдумы.
Повторяющаяся в СМИ мантра
о «значении малого бизнеса»
никакого отношения к реальной деятельности власти не имеет
Повторяющаяся в СМИ с утра до вечера мантра, что средний класс, малый бизнес должен обеспечивать основной процент налоговых отчислений в здоровом государстве, никакого отношения к реальной деятельности власти не имеет.
Для большинства ее представителей, добившихся каких-то заметных чинов и постов, бизнесмены — назойливое и мало кому интересное быдло. Не больше и не меньше. Что вы там лезете со своим десятимиллионным оборотом, у нас здесь дела серьезные, и цифры совсем другие, и расклады, основанные не на маркетинговых учебниках, а на более значимых и важных для России вещах.
Да, иногда наших бизнесменов зовут в политику, приобщиться, так сказать, к тайнам бытия. Правда, не бесплатно. Шанс поучаствовать в избирательной кампании, даже не гарантированное место в той же Думе, а только шанс его получить, стоит 500 тысяч долларов. Но опять же, бизнесмены никогда не назовут мне, журналисту, имени того человека, который в Красноярске предлагал им эту сделку. Во всяком случае, для печати.
Есть расхожее мнение, что на коррупцию мы обречены. И масса бизнесменов считает, что по-другому нельзя, иначе отнимут все. Поэтому они и молчат. Боясь, что лишатся бизнеса, как такового.
Иллюзии деловой журналистики
Когда только начинаешь заниматься так называемой «деловой» журналистикой, сначала очень «прет» от собственной нужности. Вот оно, настоящее дело, вот они факты и цифры, есть о чем писать, есть что рассказывать. Нас учили ориентироваться на Запад. Обзоры рынка — какое манящее словосочетание. Сейчас от обзоров уже тошнит.
Никогда в Красноярске обзор рынка не был до конца объективным, потому что бизнесмену сложно говорить открыто о реальных цифрах. Это в США ты можешь сходу найти информацию о владельце той или иной компании, прочитать в интернете о его доходах за последний квартал и посмотреть налоговую декларацию. В деловом обзоре нельзя открыто рассказать, почему тот или иной бизнесмен регулярно получает госзаказы и «подмял» под себя весь рынок, у нас нельзя публично говорить, что за люди реально стоят за тем или иным бизнесом...
В Красноярске уже почти нет смысла в «деловой» журналистике. То, что мы можем написать, большинству бизнесменов не интересно. А то, что интересно им, то, что они обсуждают в кофейнях и саунах, может появиться в печати только как домыслы журналиста, ибо сослаться будет не на кого. И привести цифры будет невозможно. Тебе просто побояться их дать. А если и дадут, то попросят ни в коем случае не указывать рынок, к которому они относятся, чтобы не дай бог доблестные «хранители культа», коих немало на службе в интернете, не вычислили компанию, владелец который был так неосторожен.
Они уезжают
Проведите простой тест сами. Вспомните и попытайтесь подсчитать своих знакомых бизнесменов, которые уже уехали в другую страну, собираются это сделать или просто все чаще размышляют об этом в узком кругу друзей. Попробуйте загнуть палец за каждого, у кого сын или дочь учится за границей в надежде после получить там гражданство. Далеко ходить не надо, вспоминайте знакомых. Рук не хватит.
Они не видят будущего. Еще пять лет назад у моих собеседников на интервью горели глаза, они могли долго и интересно рассказывать, как они начинали бизнес, делится планами. Сейчас они часто просят выключить диктофон, и потом объясняют, что занимаются бизнесом только для того, чтобы в другой стране документально подтвердить налоговым органам — деньги заработаны честно, а не украдены у заботливого российского государства.
И когда я снова узнаю об очередной красноярской фирме, владелец которой оставил на хозяйстве наемного менеджера и уехал за границу, мне хочется понять только одно. О чем мы должны писать, чтобы помочь этим людям поверить в свое предназначение, в то, что здесь может что-то изменится, и что будущее их детей все-таки в Красноярске, а не в Австралии, Австрии или Чехии.
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru