В городе идет бурное строительство, но качество городской среды не слишком меняется. Красноярск застраивается по инерции, расползается территориально по окраинам, оставляя «пустоты» в центре. А градостроительные нормы не успевают за потребностями города, его жителей и застройщиков.
Станислав Степанов
Список крупных социальных и жилых объектов, которые возводятся сейчас в Красноярске, широк. Активно развивается СФУ, запущено строительство комплекса общежитий, построен Перинатальный и Кардиоцентр, реконструируются и проектируются крупные спортивные объекты: Ледовый дворец, Академия зимних видов спорта. Анонсировано появление мощных инфраструктурных объектов — четвертого моста через Енисей, многоуровневых развязок, дорог. Появилась новая надежда на создание трансконтинентального авиахаба на базе аэропорта «Емельяново».
Но несмотря на оживленное развитие, в градостроительном плане Красноярск далек от идеала. «В городе наблюдается бум гостиничного строительства. Растет объем инвестиций в жилье, в том числе в загородную недвижимость. Но все это количественные показатели роста. Качественной трансформации города, увы, не происходит», — прокомментировал «ДК» архитектор проектной мастерской «А2» Антон Шаталов.
Дело в том, что градостроительные нормы и правила, которые действуют сейчас, устарели и совершенно не соответствуют текущим потребностям города. Как пояснил руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности края Константин Шумов, за постсоветский период институты градостроительного проектирования были разрушены, кадры потеряны, из-за этого в городе сформировался ряд серьезных проблем.
«Например, в Красноярске длительное время не было законодательного норматива, который являлся бы определяющим коэффициентом для жилой застройки (показатель соотношения между площадью здания и земли). Как только он появился, в городе началось строительство жилых микрорайонов, а так называемая „точечная“ застройка прекратилась. Сейчас в Красноярске отсутствуют нормативные документы для общественно-делового строительства», — сообщил г-н Шумов.
Антигуманная среда
Существующие градостроительные бреши не перечеркивают возможность строительства разнообразных жилых и коммерческих объектов, но исключают реализацию единой концепции развития города.
Застройщики и архитекторы продолжают проектировать и строить новые здания с учетом действующих норм, но в отрыве от множества других факторов: создания сетей, коммуникаций, дорог, социальной инфраструктуры. Это приводит к новым проблемам. Городская транспортная инфраструктура серьезно отстала в своем развитии от масштабов и темпов жилищного строительства. В итоге в Красноярске появляются новые «очаги» автомобильных пробок.
Исправить существующую ситуацию можно, только сформировав внятную градостроительную политику, уверены эксперты. По мнению Антона Шаталова, нужно перестать расширять город территориально и сконцентрировать внимание на уже освоенных территориях, уплотнять пустоты, создавать интегрированную, интенсивно используемую городскую ткань.
Ставка должна делаться на строительство не выше 6-9 этажей,на создание не микрорайонов, а улиц, образующих кварталы вместо дорог, разделяющих многоэтажные жилые массивы. «В сравнении с любой из существующих городских морфологий такая среда наиболее комфортна и жизнеспособна.
Однако в подавляющем большинстве наших городов с невероятной скоростью продолжают плодиться безликие спальные районы, окруженные гектарами пустоты. Подобная среда антигуманна в границах своих территорий, а для города в целом невероятный объем суточной маятниковой миграции населения обрекает его на нерешаемую транспортную проблему», — подчеркнул г-н Шаталов.
Однако пока Красноярск развивается именно так — «антигуманно», по периметру. Застройщики осваивают оставшиеся пустоты Советского (мкр.«Иннокентьевский», «Ястынское поле», «Зеленый городок» и др.) и Центрального районов (Покровка).
Ключевая перспектива дальнейшего расширения города — выход на Солонцовское плато. «По большому счету, масштабно строиться больше негде, Северный достраивается, Покровка тоже, Николаевка будет видоизменяться с учетом строительства четвертого моста.
Красноярск ограничен Северным шоссе, а с выходом на участок Солонцовского плато мы получим новый экологически чистый жилой район, — рассказал „ДК“ руководитель компании „Творческая мастерская архитектора Суздалева“ Юрий Суздалев. — Сейчас на этом участке нет ни дорожной инфраструктуры, ни сетей, но все перспективы и новые грандиозные градостроительные решения и идеи связаны именно с этой площадкой. В городском бюджете запланированы средства на строительство путепровода к этому участку в следующем году».
Согласно проекту планировки на территории почти 400 га должен появиться даже не район, а небольшой город. Предполагается, что в «Солонцы-2» должны переехать на постоянное место жительства около 60 тыс. красноярцев. Проектом планируется строительство восьми жилых кварталов с домами переменной этажности от 10 до 24 этажей. Общая площадь жилья составит 1,5 млн кв. м.
Другой масштабный проект жилой застройки готовится на территории Октябрьского района. Площадку Плодово-Ягодной станции в границах участка от Транссибирской магистрали до улиц Азовской и Минусинской предполагается застроить к 2017 г. не менее 450 тыс. кв. м жилья. 65% возведенного жилья придется на малоэтажные дома.
20 миллиардов на район
В подавляющем большинстве строители возводят в Красноярске комплексы домов, объединенных одним двором. С точки зрения современного урбанизма эти решения свежими не назовешь. Игроков, которые решаются строить целые жилые массивы, формирующие принципиально новую городскую среду, ничтожно мало. Но они есть. Наиболее яркий пример — проект жилого района «Южный берег» (группа SM.CITY). Девелопер сделал ставку на создание нескольких улиц со всей необходимой инфраструктурой, набережной, дорогами, сквериками и т.д.
Еще один масштабный проект квартальной застройки был обнародован уже этой осенью.
Компания «Монолитхолдинг» представила общественности проект жилого района «Красноярск-Сити». Он появится на пустыре, в районе строительства Ледового дворца (площадь застройки — 42,8 га). По словам первого заместителя председателя правления УК «Монолитхолдинг» Бориса Золотарёва, основная масса жилья будет сосредоточена в двенадцати 25-этажных жилых комплексах, оборудованных скоростными лифтами и связанных между собой пешеходно-велосипедной эстакадой. В районе также планируется возведение жилых комплексов в 5-7 этажей. Первые этажи будут отданы под «нежилое» — здесь появятся кафе, бары, рестораны, магазинчики.
Планируется, что территория зеленой зоны нового района по площади будет сравнима с Центральным парком Красноярска. По расчетам компании, инвестиции в проект составят около 20 млрд руб.
«Мы не строим очередной спальный район города — мы возводим целый жилой массив, где обязательно будет большая школа, 3 детских дошкольных учреждения и поликлиника. И все в шаговой доступности, — прокомментировал „ДК“ Борис Золотарёв. — Это будет квартал, в котором приятно жить, проводить время, приезжать с семьей из других районов, чтобы просто погулять по парку или посидеть в кафе».
Пока на правобережье и в Советском районе появляются проекты-флагманы, исторический центр Красноярска остается в законсервированном виде многие годы, сохраняются пустоты и старые постройки.
Юрий Суздалев считает, что реально изменить облик Красноярска могла бы реконструкция набережной Енисея. «Нужно доводить набережную до ума. А для этого требуется создать целый ансамбль объектов: реконструировать Стрелку, построить кинокомплекс „Синемапарк“, строить набережную, закончить выход на остров Татышев, благоустроить пляжи, организовать теплые заводи, — перечислил г-н Суздалев. — Однако вряд ли это в ближайшее время произойдет. Красноярск не Москва. Крупных инвесторов, которые готовы серьезно вкладываться и создавать целые градостроительные ансамбли, как, например, Театральная площадь, у нас нет».
Юлия Спирина
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»