статья

Местное качество

Алкогольная промышленность края переживает новый старт

Журнал Советник. Грамотное управление. КрасноярскНа алкогольном рынке Красноярского края наступил переломный момент. Контрафакта становится меньше, качест­венной водки — больше. Лишний повод для оптимизма и увеличения доли местных производителей — рестарт нескольких ликероводочных заводов на территории региона. Правда, до полной «алкогольной независимости» еще далеко. Годы простоя наполнили рынок чужими брендами и приучили к ним людей. Впрочем, местных игроков это не пугает — правильный подход к «правильной» водке должен вернуть былое доверие к региональной продукции.

Об оживлении рынка алкогольной продукции в Красноярском крае свидетельствует статистика. По данным Красноярскстата, за шесть месяцев этого года предприятия региона выдали более чем в два раза больше ликероводочных изделий, чем за тот же период прошлого года. За январь — сентябрь все заводы в совокупности разлили 737,2 тысячи дал водки и ликероводочных изделий (ЛВИ), что привело к росту доли местной продукции на рынке региона до 30,5%. Производство «правильной» продукции растет на фоне пока незначительного, но все-таки понижения доли «серой» водки в общей массе продаж.

Правда, пока основной объем ликероводочной продукции в крае продается отнюдь не через крупный сетевой ретейл, а через небольшие магазины. В прошлом году около 95% розничных продаж алкоголя пришлось на малые предприятия. Так, «неболь­шие» магазины наторговали почти на 13 млрд рублей, а крупная розница — всего лишь на 650 млн.

Впрочем, это отчасти объяснимо политикой продаж самих производителей. Так, один из крупных игроков на местном рынке, компания «Байкалфарм», которой принадлежат «Минал» и Канский ЛВЗ, с самого начала сделала ставку не на дистрибуционную сеть, а на увеличение производственных мощностей. По словам генерального директора «Байкалфарма» Михаила Матханова, такой подход более верен стратегически: «Подобная модель бизнеса уже испробована нами в других регионах и доказала свою эффективность и жизнеспособность. Она проверена временем и практикой».

С этим трудно не согласиться, ведь пока дела у компании идут в гору — объемы производства и продаж растут.

По расчетам аналитиков, увеличение доли местных производителей на рынке края до сегодняшнего уровня произошло в основном за счет возрождения производства на красноярских предприятиях «Байкалфарма». Еще год назад находившийся в сложном положении Канский ЛВЗ сегодня выдает на-гора до 200 тысяч дал.

За культуру пития

Три года назад о подобных успехах приходилось только мечтать. Основные местные производители — Канский ЛВЗ и минусинский «Минал» — пребывали в стадии банк­ротства и предбанкротном состоянии. «Минал», например, вообще простоял, не выпуская ничего, в течение четырех лет. Ситуация в Канске тоже была не самой радужной — завод то останавливался, то запускался вновь. Соответственно находился в подвешенном состоянии и коллектив.

По словам министра промышленности и энер­гетики региона Дениса Пашкова, бывший управленец в лице федерального Росспиртпрома не смог вывести заводы из кризиса: «Естественно, такое положение вещей не могло нас удовлетворить. Неработающие предприятия — это социальная нестабильность территорий и потерянные доходы бюджета». К примеру, если бы жители Красноярского края пили только водку местных производителей, то бюджет края за счет акцизной составляющей продукции увели­чился бы более чем на 3 млрд рублей в год. Так что есть над чем подумать.

Именно поэтому в правительстве было принято решение о поиске инвестора для «Минала» и Канского ЛВЗ. Выбор кандидатов продолжался в течение нескольких месяцев. В итоге предприятием, призванным вывести местные алкогольные заводы из кризиса, стал «Байкалфарм». Важным было и то, что планы инорегиональной ком­пании укладывались в концепцию промышленной политики региона: изначально было оговорено, что все налоги от деятельности предприятий останутся на территории края.

Появление нового собственника и, как следствие, оживление на предприятиях несет не только экономические выгоды. Эффективное алкогольное производство «под боком» помогает бороться с «серой» водкой, которая поступает в край из других регионов. Вопрос даже не в ее качестве, а опять же в бюджетных потерях. Так, основной поток суррогата идет из кавказских республик и просто не облагается акцизными сборами. Каковы при этом даже примерные потери казны, пока оценить сложно.

По словам Михаила Матханова, покупателей суррогат привлекает своей ценой: «На пол­ках магазинов мы можем видеть бутылки водки и по 90 рублей. Если это не местный производитель, то стоит призадуматься о качестве продукта и его происхождении. Держать такой уровень цен изготовитель другой территории просто не может. С учетом акцизов, оптовой и розничной надбавки, транспортной составляющей пол-литра напитка должны стоить как минимум 125 рублей. Выставить на полку водку ценой до 125 рублей сегодня под силу только местному производителю. Остальное от лукавого».

Впрочем, ситуация с «паленкой» сегодня остра лишь в сельской местности. В относи­тельно крупных городах края, считают региональные игроки, муниципалитетам удалось навести относительный порядок. В этой связи очевидна деятельность краевого совета безопасности с его мерами, направленными на противодействие распространению суррогатной и фальсифицированной продукции на территории края.

Совместные усилия федеральных и местных властей и наращивание легального произ­водства будут способствовать постепенному вытеснению суррогата с рынка. Правда, контроль мог бы быть и жестче. Регионы уже не раз выступали с инициативой о возвра­щении старых полномочий в области регулирования оптового звена алкогольного рынка. Кстати, большая часть производителей поддерживает это начинание. Местный контроль за оптом мог бы помочь не допускать на локальные рынки продукцию из других регионов, что, в свою очередь, выгодно отразилось бы на динамике производства заводов, находящихся на красноярской территории.

Наша доля

В ближайшее время ситуация еще более улучшится. По словам Михаила Матханова, «Байкалфарм» планирует еще увеличить долю своей продукции на рынке: «Запуск Канского ЛВЗ, планируемый в ближайшее время пуск „Минала“ позволят довести нашу долю на рынке до 20–25 процентов. К тому же существенно расширяется и ассорти­мент — мы планируем заполнять сегмент не только дешевой водки, но и премиальных алкогольных напитков». А значит, вырастет и общая доля местных производителей на алкогольном рынке края.

По оценкам аналитиков, такая политика вполне оправданна — в ближайшее время объем потребления местной алкогольной продукции будет только расти.

Сейчас Канский ЛВЗ ежемесячно прибавляет до 15% в объемах производства. Рас­четная мощность при этом позволит производить ежегодно до 600 тыс. дал. А после проведения модернизации через два-три года и «Минал» будет способен выдавать до 1,5 млн дал каждый год.

Наращивание местных мощностей, по словам Дениса Пашкова, позитивно отразится на отрасли в целом: «Увеличение конкуренции между производителями подстегнет предприятия к качественному росту. Это актуально для потребителей. Нас как предста­вителей власти прежде всего волнуют вопросы социальной стабильности на территориях и поступления в бюджет. Только за год работы Канский ЛВЗ выплатил в бюджеты всех уровней около 111 миллионов рублей. Создано 177 новых рабочих мест. Из „больного при смерти“ предприятие постепенно превратилось в стабильно работающее производство, приносящее прибыль и являющееся гарантом социальной стабильности территории. И это только начало».

Кроме того, немаловажен и мультипликативный эффект. Запуск по сути новых произ­водств в некоторой степени дает дополнительную работу и для местных сельхозтоваро­производителей. По словам Михаила Матханова, для производства алкогольных напитков будет использоваться в том числе и местное сырье.

Денис ПашковДенис Пашков, министр промышленности и энергетики Красноярского края: — Думаю, перед потребителем не будет возникать дилеммы — покупать или нет местную продукцию. В любом случае массовый покупатель выберет то, что лучше и дешевле. А местное априори должно стоить меньше, чем завозной товар. Наша задача заключается в том, чтобы дешевый продукт был качественным. Именно поэтому мы готовы поддерживать тех инвесторов, которые заходят на наш рынок. Если их планы согласуются с планами правительства, если инвестор нацелен на долгое плодотворное сотрудничество, развитие территории, — мы только «за».

Михаил МатхановМихаил Матханов, генеральный директор ОАО «Байкалфарм»: — Снижение доли суррогата на рынке — процесс неизбежный. Вопрос лишь в том, насколько быстро это произойдет. Скорость зависит от множества факторов — наличия сильных игроков, желания развивать этот сегмент и, если угодно, политической воли. Власти Красноярского края не стали ждать у моря погоды и занялись эффективным управлением. Думаю, в скором времени о том, что такое «серая» водка, в регионе забудут навсегда.

текст: Антон Сколков, фото: Эдуард Карпейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Часть медного производства переедет в Китай Медный завод на севере Красноярского края может быть перефор­ма­тирован: на его площадях планируется развернуть высокотехно­ло­гичные переделы…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).