В масштабах страны Красноярский край славен в основном брендами-гигантами с советскими корнями: «Норильский никель», КрАЗ, «Бирюса» и др. Молодых красноярских раскрученных брендов мало. Те немногие, что известны, взяли рынок смелостью и новаторством, фиолетовыми апельсинами, например.
20 млн руб. максимальный месячный рекламный бюджет комании в истории города
1 млн руб. хороший, по красноярским меркам, ежемесячный рекламный бюджет
200 тыс. руб. стоит в Красноярске разработка имени и фирменного стиля
Как говорит генеральный директор агентства рыночных коммуникаций «Брэндон» Владимир Перекотий, в данный момент в Красноярске не больше 10 компаний заказали разработку своей торговой марки. Речь идет о тех, кто обратился за этой услугой к профессионалам и готов тратить на нее серьезные деньги. «И это в миллионном городе! Я считаю, такая ситуация — нонсенс. Хиленько у нас с брендингом», — заявил г-н Перекотий.
Большинство пока выбирает брендинг «на коленке»
В Красноярске услуги брендинга оказывают около десятка агентств. Как признаются заказчики, да и сами рекламисты, на достойном уровне эту услугу предоставляют не больше пяти компаний. Кусочек красноярского рекламного пирога съедают новосибирцы. Креативный директор красноярского бренд-агентства «Медиафабрика» Татьяна Рженецкая достойным конкурентом назвала новосибирское РА «Мелихов и Фелюрин», которое, например, разработало бренд АРЕВЕРА красноярскому лидеру рынка агентств недвижимости.
Небольшое число специализированных агентств эксперты во многом связывают с тем, что у нас мало рекламодателей, которые серьезно относятся к брендингу и понимают его значимость. Чаще всего компании обходятся, как и в начале 90-х годов, своими силами: активисту корпоративных вечеринок поручают придумать название торговой марки, знакомому программисту или дизайнеру доверяют нарисовать логотип и фирменный стиль.
«Бум на эту услугу был лет семь назад. Потом халявных денег на рынке стало ну очень много, все и так росло — зачем было тратиться на бренд?.. Возьмем тот же строительный рынок: кто, кроме „Сиблидера“ с проектом „Кленовый дворик“, раньше продвигался? Никто. В начале кризиса стало еще хуже — падение на услугу было зверское», — рассказал Владимир Перекотий.
Однако рекламодатели все же поняли, что сидеть и молчать — сродни самоубийству, и сейчас, по словам эксперта, рынок оживился. Последние полгода активизировался интерес к брендингу. «Число заказов выросло, но о масштабности явления говорить пока не приходится», — утверждает руководитель «Брэндона».
«Самая заметная тенденция на нашем рынке — строители осознали ценность брендинга. Они начинают не просто строить дом, а упаковывать дом в бренд. Дают ему имя, имя обладает статусной характеристикой. Причина очевидна: упал спрос, на рынке жилого строительства резко возросла конкуренция. Теперь надо выделяться», — сказала Татьяна Рженецкая.
Самые ракрученные местные бренды — советские
Если говорить о сильных местных брендах, эксперты разделили их на две части: советские фавориты-гиганты и молодые бренды. Гигантам, которых большинство, слава досталась по наследству, их узнаваемость держится за счет своих прочных корней, за счет того, что когда-то они вышли на рынок первыми и заработали такую лояльность потребителя, которую не убить никакими ошибками в маркетинге.
Одним из ярких примеров такого бренда является «Краскон»: компания практически не рекламируется, разве что под Новый год, сменила наименования множества конфет, однако «Краскон» по-прежнему в группе самых узнаваемых и любимых местных брендов. Что, как правило, просят привезти переехавшие в столицу друзья? Красконовские конфеты. В этой же группе и гремящие на всю страну местные гиганты-монополисты «Норильский никель», КрАЗ, «Пикра», присоединенная к бренду «Балтика», пытающийся не потерять былую славу завод холодильников «Бирюса» и т. д.
Молодым брендам за известность приходится платить с нуля. В Красноярске разработка имени и фирменного стиля стоит 200-300 тыс. руб., и от 500 тыс. руб. — ежемесячные вливания во внимание потребителя к бренду, в эту сумму включены все рекламные носители. Примерно два десятка компаний в Красноярске имеют рекламный бюджет от миллиона руб. и выше. Абсолютный максимум по расходам на рекламу поставила компания ЕТК — по неофициальной информации, в докризисный период компания могла в месяц потратить на свое продвижение около 20 млн руб.
5 брендов, которые мы потеряли
«КрасЭйр»
$20 млн — долг «КрасЭйр» перед «Ильюшин финанс»
- 1991 г. — Красноярский авиаотряд преобразован в авиакомпанию «Красноярские авиалинии». В 1993-м предприятие реорганизовано в открытое акционерное общество «Авиакомпания «Красноярские авиалинии».
- 1998 г. — рождается марка KrasAir.
- 2005 г. — создан альянс AiRUnion, объединивший пять авиакомпаний («КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», «Сибавиатранс»).
- 2008 г. — лизинговая компания «Ильюшин финанс» подала в суд заявление о банкротстве «КрасЭйр». Решением суда компания была признана банкротом.
АЛПИ
6,5 млрд руб. — долг сети, приведший ее к банкротству
- 2002 г. — основание сети АЛПИ.
- 2006 г. — АЛПИ объединяет 63 торговых площадки по всей Сибири, в том числе 30 гипермаркетов площадью от 2 до 20 тыс. кв. м.
- 2010 г. — сеть АЛПИ признана банкротом.
«СибЧелендж»
180,5 тыс. — абонентская база компании на момент перехода под ТМ МТС
- 1997 г. — появление компании «СибЧелендж».
- 2003 г. — компания МТС стала владельцем 100%-го пакета акций «СибЧелендж».
- 2004 г. — ОАО «МобильныеТелеСистемы» объявило о начале работы своей дочерней компании «СибЧелендж» под торговой маркой «МТС».
«Позывной»
15 млн руб. — оценочная стоимость сделки по продаже сети «Позывной»
- 2001 г. — красноярская компания «Интертелеком» запускает первый салон сотовой связи под торговой маркой «Позывной». За пять лет работы была развита сеть из 52 салонов связи.
- 2006 г. — компания «Евросеть» объявила о сделке по покупке сети «Позывной». «Евросеть» приобрела бренд «Позывной» и право аренды всех салонов, работающих под этой маркой.
«Старком»
1,1 млрд руб. — оборот компании от компьютерной дистрибуции в 2008 г.
- 2000 г. — появилась первая розничная точка под маркой «Старком».
- В 2007 г. в Красноярском крае и Абакане под брендом «Старком» работали уже 19 магазинов.
- 2008 г. — компания приобрела иркутскую сеть «Комтек» (6 магазинов в Иркутске, Братске, Улан-Удэ, и др.).
- 2009 г. — федеральная компьютерная сеть «ПОЗИТРОНИКА» и компания «Старком» договорились о создании совместного предприятия. В рамках проекта вся розничная сеть красноярского ритейлера была переведена под бренд «ПОЗИТРОНИКА».
Фиолетовые апельсины на южном берегу, или заметен тот, кто выделяется
Татьяна Рженецкая уверена: самые популярные местные бренды второй, постсоветской волны — те, чьи создатели использовали новаторские приемы, смогли найти уникальность. Например, за счет самого продукта: яркий пример — компания «Краспан», которая придумала технологию вентилируемых фасадов и сейчас реализует проект почти в 40 регионах страны. Компания «Мекран», которая производит премиальную мебель из ангарской сосны и продает ее в Европе. Однако такие примеры единичны.
По словам г-жи Рженецкой, более многочисленны бренды компаний, работающих на конкурентных рынках, перенасыщенных одинаковыми товарами. Тех, кому надо выделиться за счет уникальности самого бренда. Причем, чтобы удержать имя, необходимо быть очень гибкими, чувствовать перемены потребительского настроения и быть готовыми наполнять бренд новым визуалом и смыслом.
«Приведу пример развития бренда компании ЕТК. 2001 год, на сотовом рынке ценовая конкуренция. Рекламный посыл у всех одинаков — „у меня дешевле“. Тогда мы придумали ЕТК котенка. Ввели в смысловое поле бренда ассоциативный образ. Кот, как и тогдашний пользователь компании, — важная персона, которая гуляет сама по себе. Я считаю, именно тогда, с кота, то есть с начала смыслового наполнения бренда, начала формироваться лояльность к этой компании, именно тогда была заложена основа успеха ЕТК», — сказала г-жа Рженецкая. Затем, когда ЕТК понадобилось привлечь молодежную аудиторию, возник образ фиолетового апельсина. «Все апельсины оранжевые, а у нас — фиолетовый, мы отличаемся. Именно желание быть не такими, как все, характерно для молодежи. В итоге до 70% клиентов сотового оператора воспользовались сим-картами с фиолетовыми апельсинами», — рассказала креативный директор «Медиафабрики».
Сейчас, как говорят эксперты, на местном рынке есть яркий пример нового витка новаторства в брендинге — через сопричастность клиента к бренду. Этот прием использует девелоперская компания «С.М.сити» при построении бренда «Южный берег»
«Мы видим брендинг целого городского района. Создатели бренда не просто ищут покупателей на свой продукт, а объединяют их в некую социальную сеть. Людям предлагается самим построить свою жизненную среду. Какой вам нужен микрорайн? Давайте его таким сделаем. Формируется сопричастность к бренду», — говорит г-жа Рженецкая. Она резюмировала: сильные бренды в Красноярске в текущий момент — те, которые выстроены на новаторских концепциях.
Осторожность и удаленность не дают размахнуться
Однако о масштабировании молодых брендов пока говорить не приходится. Как недавно заявил в СМИ председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутат Законодательного Собрания Михаил Васильев, особых успехов в вопросе экспансии у проектов красноярского бизнеса нет.
Руководитель Красноярской ассоциации предприятий сферы бытового обслуживания Александр Лыткин солидарен с коллегой: «Гордость вызывают гиганты. Красноярская ГЭС, наш лесопромышленный комплекс. Малый и средний бизнес пока не может позиционировать свою продукцию на межтерриториальном рынке».
Самая очевидная причина — удаленность региона. «Расстояние увеличивает себестоимость продукции и уменьшает ее конкурентоспособность на внешних рынках. Но к этому сейчас присоединилась и сложная экономическая ситуация. Тарифы, налоговая политика также не стимулируют развитие предпринимательства вширь. Сейчас никто не хочет рисковать», — говорит г-н Лыткин.
Чтобы переломить ситуацию, по мнению многих экспертов, необходим государственный, системный подход. Нужна краевая программа по позиционированию продукции местных производителей на межрегиональном рынке. «Такая программа уже была подготовлена, в ней было заложено несколько миллионов рублей — на то, чтобы наши предприятия участвовали в различных выставках, в частности ЭКСПО в Москве. Но потом эти деньги сократили, передали на муниципальные образования, те не знали, что с ними делать. Так все сошло на нет. Однако я оптимист, думаю, через год-два ситуация все же сдвинется с мертвой точки», — сказал г-н Лыткин.
Директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации», депутат Законодательного Собрания Красноярского края Василий Моргун высказал мнение, что ставку многим местным производителям при продвижении в другие регионы надо делать на экологичность продукции.
Столько стоит бренд «Южный берег»
Александр Васильев, директор по маркетингу компании «СМ.сити»
Мы изначально не хотели строить и продавать квадратные метры. Маркетинговая задача «Южного берега» была сформулирована так: продавать удобные квартиры с уютными дворами в престижном жилом районе, поэтому нам нужен был бренд района, который бы конкурировал с существующими брендами таких районов, как Академгородок, Центр, Взлетка.
При разработке стратегии мы пользовались услугами лучших местных специалистов в этой области. Разработка торговой марки, а именно работы по неймингу, брендбук и коммуникационная стратегия обошлись компании примерно в 1 млн руб. Но стоит отличать понятия торговой марки и бренда. Если торговая марка — это логотип и фирменный стиль, то бренд — это ожидания потребителей, связанные с продуктом, которые можно перевести в дополнительную ценность.
Поэтому к бюджету бренда «Южный берег» помимо затрат на рекламу, я считаю, нужно отнести дополнительные расходы на озеленение, фасады, отделку в подъездах, инженерные решения, которые создают дополнительную ценность покупки квартир на «Южном берегу». А это совершенно другой порядок цифр.
Для создания высокой известности торговой марки нам понадобилось около полугода. Для создания бренда требуется больше времени. Для того чтобы появилось первое представление о ценности проживания на «Южном берегу», необходимо было построить первый квартал, завершить благоустройство и обеспечить работу всех служб управляющей компании. На это у нас ушло три года.
Топ-20 брендов Красноярска
Шорт-лист рейтинга главных брендов Красноярска составлен на основе опроса экспертов, проведенного редакцией журнала «Деловой квартал». Компании и бренды проранжированы по обороту за 2009 г. В случае с банками за основу взяты активы. Данные получены от самих компаний, из информационной базы «Система профессионального анализа рынков и компаний» («СПАРК-Интерфакс»), из открытых источников, ТОП-листов «ДК», а также использованы экспертные оценки игроков рынков. Под автором бренда мы понимаем человека, группу людей или агентство, придумавшее название компании. Под агентством-разработчиком мы понимаем агентство (в отдельных случаях — человека), разработавшее фирменный стиль компании или выполнившее его рестайлинг.
1. ГМК «Норильский никель»
285 млрд руб. оборот в 2009 г.
Владелец: «Интеррос», ОК «РУСАЛ»
Агентство-разработчик: Анатолий Андреев
Факты
В 1926 году было открыто медно-никелевое месторождение «Норильск-2». Начались геологические работы, проходка штолен и буровых скважин. В 1937—1940 гг. заложен фундамент Малого металлургического завода. В 1989 году Норильский комбинат вышел на максимальные в своей истории объемы готовой продукции. В 1994 году учреждено российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель». В 2002 году были утверждены новый знак и фирменный стиль ГМК «Норильский никель». За эти работы их автор, московский художник Анатолий Андреев, был отмечен призом за дизайн во всероссийском конкурсе «Дизайн-2002».
2. «РУСАЛ-Красноярск»
30,8 млрд руб. выручка за 2009 г.
Владелец: ОК «РУСАЛ», Группа «ОНЭКСИМ»
Агентство-разработчик: Итальянская брендинговая компания
Факты
«Красноярский алюминиевый завод» был запущен в эксплуатацию в 1964 г. Бренд завода был известен во всем мире, поскольку КрАЗ по объему выпуска продукции занимал второе место в мире. Сейчас на его долю приходится 24% всего производимого в России алюминия и 2,5% мирового производства. В 2002 г. КрАЗ вошел в состав холдинга «РУСАЛ»
3. Коммерческий банк «Кедр»
24,1 млрд руб. активы банка
Владелец: Игорь Стернин — 24,35%, Галина Федорова — 15%, Надежда Колофидина — 12,1% и др.
Автор бренда: Коллектив сотрудников «Электросвязи»
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (1997 г.)
Факты
Банк «Кедр» был основан в 1991 году при участии флагманских предприятий Красноярского края: Красноярской железной дороги, Енисейского речного пароходства, Электросвязи и др. Название для финансового учреждения придумали сотрудники одной из компаний-учредителей банка — «Электросвязи». Сегодня в состав акционеров банка входят Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), шведский фонд East Capital Holding Aktiebolag, а также частные лица. В 2010 году «Кедр» стал федеральным банком.
4. «Командор»
6,5 млрд руб. оборот в 2009 г.
Владелец: группа учредитетей
Автор бренда: учредители компании
Агентство-разработчик: Станислав Гладченко
Факты
В 1999 году группа бизнесменов, несколько лет занимавшихся небольшим мебельным бизнесом, пошла в новую сферу — продуктовую розницу. Поиск подходящего для нового бизнеса названия начался за несколько месяцев до открытия первого супермаркета. На слове «Командор» остановились потому, что оно было связано с историей города — личностью легендарного командора Резанова. По мнению учредителей компании, он был одним из передовых людей своего времени. На данный момент под брендом «Командор» работает сеть продритейла (48 магазинов в КК и Хакасии) и мебельное производство.
5. «Енисейтелеком»
4,9 млрд руб. оборот за 2009 г.
Генеральный директор: Николай Гришко
Агентство-разработчик: идеология бренда: «Медиафабрика»; фирменный стиль: «АртСтиль»
Факты
Бренд «ЕТК» имеет «народное» происхождение. Изначально единственный местный сотовый оператор, появившийся на рынке в 1997 году, назывался «Енисейтелеком». Однако абоненты компании для удобства сократили название до аббревиатуры ЕТК. Маркетологи оператора решили не спорить с «гласом народа» и сделать аббревиатуру новым брендом компании. Ребрендинг прошел в 2006 году. Он был приурочен к подключению миллионного абонента компании. Кроме того, компания начинала экспансию в другие регионы и таким способом избавилась от региональной привязки.
6. Сеть гастрономов «Красный Яр»
4,2 млрд руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Татьяна Павловская
Автор бренда: учредители компании
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (рестайлинг, 2005 г.)
Факты
Первый магазин под брендом «Красный Яр» появился в 1997 году в центре Красноярска. В июне 2010 года бренд вышел за пределы Красноярского края — первый гастроном под этой маркой открылся в Хакасии. На данный момент на территории Красноярского края и Хакасии работают 35 магазинов под этим брендом.
7. «К&К»
около 2 млрд руб. оборот в 2009 г.
Владелец: генеральный директор, основной совладелец Сергей Куклин
Автор бренда: Сергей Куклин
Агентство-разработчик: собственные разработки компании
Факты
Во время перестройки на Красноярском металлургическом заводеначали сокращаться объемы производства. В 1989 году заказы прекратились, производство стало простаивать. Чтобы возобновить работу на заводе, решили открыть новое направление — производство литых легкосплавных колес. Для этих целей была приобретена корейская линия производства. Посредником в этой крупной сделке стала немецкая фирма Komos. Так в Красноярске в 1990 году было создано совместное российско-германское предприятие. Название «КиК» — это аббревиатура названий компаний-учредителей: КраМЗа и Komos.
8. Красноярский завод холодильников «Бирюса»
1,7 млрд руб. оборот в 2009 г.
Владелец: Павел Городов (24,9%), Сергей Синников (10,5%), Виктор Суровцев (9,5%) и др.
Автор бренда: Николай Филимонов
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (рестайлинг, 2006 г.)
Факты
В 1963 году правительство СССР приняло решение организовать на заводе «Красмаш» выпуск бытовой техники. Право выбора, какую продукцию выпускать, было предоставлено коллективу предприятия. Остановились на предложении главного инженера завода Николая Филимонова выпускать холодильники. Ему же принадлежит и идея назвать холодильник в честь одной из сибирских рек — Бирюсы. По его мнению, это название наполенно образами холода, чистоты, надежности. Сегодня красноярский завод холодильников «Бирюса» реализует продукцию в России, в странах СНГ, Монголии, Афганистане.
9. «Красноярский хлеб»
800 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Виталий Тычинин
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (1996 г.)
Факты
В 1978 году все хлебозаводы Красноярска были объединены в одну организацию. В 1993 году после ее приватизации было создано открытое акционерное общество «Красноярский хлеб». На данный момент это самое крупное хлебопекарное предприятие в Красноярском крае. В него входят четыре красноярских хлебозавода и краевые хлебозаводы (Минусинский, Уярский), мини-пекарни, оптовые склады по всему краю, более 50 точек фирменной торговли. Рынки сбыта продукции: Красноярский край, Московская, Новосибирская, Омская, Томская области и др.
10. «Шушенская марка»
580 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Виктор Иванов
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (2000 г.)
Факты
В 1971 году в поселке Шушенское Красноярского края был построен пивобезалкогольный завод. В 1994—1996 годы завод был преобразован в ликероводочное предприятие «Пиво Шушенское». Освоив выработку продукции известных марок, предприятие перешло на выпуск только фирменных товаров. В 2002 году оно было преобразовано в ОАО «Шушенская марка». По оценкам экспертов, на данный момент «Шушенская марка» держит около 20% местного рынка.
11. «Делси-С»
532,2 млн руб. оборот в 2009 г.
Владелец: Евгений Михайлюк
Автор бренда: Учредители компании
Агентство-разработчик: Владимир и Мария Куликовы
Факты
В 1995 году в городе Сосновоборске было основано небольшое предприятие, занимавшееся переработкой рыбы. Производственный комплекс состоял из засолочного и коптильного отделения, складов сырья и готовой продукции. Годом позже была зарегистрирована торговая марка «Делси». Этимология бренда проста — название образовано путем сокращения двух слов «деликатесы Сибири». На сегодняшний день «Делси» — крупнейший производитель море- и рыбопродуктов в Сибири.
12. Кондитерско-макаронная фабрика «Краскон»
432,6 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Владимир Казанцев
Автор бренда: Коллектив фабрики
Агентство-разработчик: «АртСтиль»
Факты
Красноярская кондитерско-макаронная фабрика была основана в 1942 году на базе артели «Энергия». В 1992 году предприятие было приватизировано. Свое нынешнее название — «Краскон» (сокращенно от «красноярские кондитеры») — фабрика получила в 1998 году. Тогда при смене формы собственности было решено изменить название. Красноярское кондитерско-макаронное объединение было переименовано в «Краскон». На данный момент в состав фабрики входят три цеха — два кондитерских (производственная мощность 10 тыс. тонн в год) и макаронный (производственная мощность 8 тыс. тонн в год).
13. «Мекран»
431 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Алексей Метелкин
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (рестайлинг, 1999 г.)
Факты
В 1992 году в Красноярске начато строительство деревообрабатывающего завода. Тогда же был открыт первый выставочный зал и офис компании. В 1997 году проведена масштабная реорганизация: производственные мощности были увеличены на 40%, расширен модельный ряд. С 2001 года компания начала открывать представительства в регионах страны. На данный момент магазины под брендом «Мекран» работают в нескольких городах России и за рубежом. В этом году компания начала строительство в Красноярске новой мебельной фабрики. Сумма инвестиций в проект 5,5 млн руб. Есть легенда о том, как было создано само слово «Мекран». Якобы оно было образовано из сложения первых букв фамилии учредителя компании (Метелкин), названия города (Красноярск) и первых букв имени и отчества г-на Метелкина (Алексей Николаевич).
14. «СМ.сити»
400 млн руб. оборот в 2009 г.
Владелец: СМ. Групп
Автор бренда: «Брэндон»
Агентство-разработчик: «АртСтиль», «Брэндон»
Факты
Территория застройки — около 50 га, более 600 тыс. кв. м. Сроки реализации проекта — 2007—2017 гг. Инвестиционная проектная емкость — 24 млрд руб. Бренд «Южный берег» был придуман в пику другим брендам районов, таким как «Акдемгородок», «Центр», «Взлетка» и т. д. Компания поставила задачу продавать не просто жилье, а удобные квартиры в престижном жилом районе. Поэтому ей и понадобился бренд, который бы конкурировал с другими районными брендами. Бренд «Южный берег» разрабатывался по всем правилам маркетинга. На разработку и становление бренда у компании ушло три года.
15. «Краспан»
397 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Александр Клименков
Автор бренда: Александр Клименков
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (рестайлинг, 2001 г.)
Факты
В 1998 году компания Александра Клименкова, представлявшая в регионе «ВиммБильДанн», открыла новое направление бизнеса — занялась продажей и монтажом фасадов. Привозили в Красноярский край финские материалы. После дефолта 1998 года решили, если и стоит продолжать это направление, то нужно выходить на новый уровень — заниматься не просто продажей и монтажом, но и собственно производством. Название для марки — «Краспан» — придумал Александр Клименков, оно расшифровывается как «красноярские панели».
16. Красноярская обувная фабрика «Ионесси»
216 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Нина Бутенко
Автор бренда: Акционеры компании
Факты
В 1991 году красноярское
производственное обувное объединение, работающее на территории региона с 1922 года, было преобразовано в акционерное общество. С переменой статуса обувной фабрики поменялось и ее название. В качестве нового наименования было выбрано слово «Ионесси». Так называли реку Енисей местные племена, жившие на территории нынешнего Красноярского края еще до прихода казаков. На данный момент на фабрике производится порядка 250 моделей обуви. Рынок сбыта продукции — Сибирь, Дальний Восток.
17.«АРЕВЕРА-Недвижимость»
180 млн руб. оборот в 2009 г.
Генеральный директор: Константин Попов
Автор бренда: «Мелихов и Филюрин»
Агентство-разработчик: «Мелихов и Филюрин»
Факты
Руководитель компании «АРЕВЕРА» пришел в риелторский бизнес еще студентом в 1992 году. Спустя два года вместе с единомышленниками он открыл компанию «Жилищный центр». Под таким названием агентство недвижимости проработало почти 10 лет. В 2005 году г-н Попов решился на ребрендинг компании. Основной мотив — бренд «Жилищный центр» сливался с другими, выделить фирму среди подобных компаний потребителю было непросто. Новосибирские креаторы придумали «АРЕВЕРЕ» эксклюзивное имя-палиндром, разработали логотип и фирменный стиль и цвета. Это обошлось компании в 7 тысяч долларов.
18. Группа компаний «Альберг»
100 млн руб. оборот в 2009 г.
Владелец: Александр Миллер, Алексей Миллер
Автор бренда: Александр Миллер, Алексей Миллер
Агентство-разработчик: «АртСтиль» (2005 г.)
Факты
В 2003 году бывший главный инженер компании «Искра» начал собственный бизнес. В 2004 году его компания выиграла тендер: было организовано российско-американское производство радиаторов. Авторство бренда AlBerg принадлежит Александру Миллеру и его сыну и партнеру по бизнесу Алексею. Первая часть слова — начальные буквы имени отца и сына Миллеров. Вторая часть в переводе с немецкого значит «гора».
19. «Русли»
55 млн руб.: оборот в 2009 г.
Владелец: Михаил Полев
Автор бренда: Коллектив компании «Русли»
Факты
Бренд GrЫzli был придуман коллективом компании «Русли» в 2007 году для нового продукта, рассчитанного на молодежную аудиторию. Изначально у компании было два варианта — «Драйв» и GrЫzli, но в итоге предпочтение отдали последнему, как более необычному и запоминающемуся. Однако выяснилось, что такая торговая марка уже зарегистрирована и принадлежит одной из московских компаний. Руководство «Русли» сумело уговорить москвичей продать оригинальную торговую марку. Доля бренда GrЫzli составляет 35-40% в обороте компании.
20. «Рок Пилларс»
44,5 млн руб. оборот в 2009 гг.
Директор: Николай Наумов
Автор бренда: Учредители компании
Разработчик: Евгений Юринский
Факты
В 1989 году преподаватель технологического института, столбист Николай Наумов вместе с друзьями вручную создал несколько пар скальных туфель. Профессиональные скалолазы оценили новинку — заказы посыпались со всей России. Тем временем компания расширила сферу производства: начала выпускать спальные мешки, теплую спортивную одежду. В 1991 году была зарегистрирована фирма «Рок Пилларс». Исходили из того, что название компании должно быть на английском языке. Выбрали Каменные столбы (Rock Pillars). Разработку фирменного стиля доверили студенту Красноярского института искусств Евгению Юринскому. Сейчас магазины под этим брендом работают во многих городах России, а также на Аляске.
Татьяна Соболева, Алексей Хитров, Наталья Повольнова
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»