Портал ДЕЛА.ru и «Коробка передач» отныне проекты-партнеры. И это закономерно, потому что автомобиль — неотъемлемый атрибут жизни делового человека, будь то пикап, на котором вы развозите строительные грузы, или Bentley, который везет вас на деловую встречу.
Теперь на ДЕЛА.ru
С этого дня, 13 мая, регулярным автором ДЕЛА.ru станет премьер «Коробки передач» и эрудит Дмитрий Астафьев, а на самом портале со временем появится отдельный раздел проекта «Коробка передач», который будет постоянно обновляться.
Людей (особенно деловых), которые смотрят телевизор, с каждым днем становится все меньше. Все чаще интернет становится главным источником информации, поэтому «Коробка передач» будет наращивать свое присутствие в сети — на канале «Коробки» на Youtube, в социальных сетях и здесь, на портале ДЕЛА.ru.
Уже в самое ближайшее время на сайте появятся авторские статьи, аналитика автомобильного бизнеса, подробные материалы о транспортной инфраструктуре, дорожном хозяйстве, ситуации с топливом и других насущных вопросах. Будут отчеты о презентации новых моделей, интервью с влиятельными персонами автомобильного бизнеса. Ну и, конечно, тест-драйвы, включая видеоверсии, в том числе и с участием Владимира Перекотия.
Телеверсия «Коробки передач» поставлена на паузу.
Cегодня Дмитрий Астафьев дебютирует на портале с программной статьей. «Коробка передач» в этом году отметила свое десятилетие. Что такое десять лет? Это круглая цифра, маленький юбилей, жизненный цикл, за который вокруг тебя меняется многое. Каждое десятилетие — время остановиться на самом важном и интересном. Вот и сейчас автор пробует понять, как поменяли нас последние десять лет. Что произошло за эти годы с автомобилями и технологиями? Слово автору...
Предыстория истории проекта «Коробка передач»
Катализатором проекта «Коробка передач» стал новый автомобиль Владимира Перекотия — турбированный Subaru Forester. Популярный ведущий купил его в 2002 году. Бэушная, праворульная, некрасивая машина потрясла его своей мощью и управляемостью. Subaru оживил в Перекотии драйвера, родил волну увлечения автомобильной темой. Я в это время трудился корреспондентом программы «Дела», машинами тоже побаливал, и, естественно, появились мысли о создании новой автомобильной программы.
К работе над концептом были привлечены известный красноярский режиссер Вадим Осадчук и будущий оператор и режиссер «Коробки передач» Василий Губин. Мы поставили перед собой условие — если найдем способ снимать движущийся автомобиль в потоке с другого движущегося автомобиля, то будем работать над программой. В противном случае картинка получалась скучной, и от идеи пришлось бы отказаться.
Так вот, несколько недель лучшие умы и руки бились над этой проблемой — и решение таки нашли. Оно получилось неэстетичным, но надежным и практичным: к присоске от штуковины, которой носят стеклопакеты, мы умудрились прикрепить маленькую камеру, а потом эту конструкцию пришлепнули на присоску к кузову машины. Камеры Go-Pro и прочие аналогичные девайсы тогда в природе не существовали.
Все остальное оказалось делом техники. Наша не лишенная новаторской нотки программа дебютировала на канале «Афонтово» 12 октября 2003 года.
На первом тест-драйве у нас оказался абсолютно новый на тот момент автомобиль Renault Megane. Нас он удивил и внешностью, и ключом-картой, и массой других решений. Да и вообще, хорошая была машина. Недаром тот Megane получил звание «Автомобиля года в Европе».
Понемногу мы осваивали новые для себя технические и творческие возможности. Мне больше всего запомнился тест-драйв настоящего бронетранспортера БТР-80. Ну, во-первых, казалось, что к действующей военной техники в принципе нет доступа. Во-вторых, машина просто потрясла воображение своими возможностями.
После этой съемки тесты военной, а также другой необычной техники вплоть до зерноуборочного комбайна и вертолетов стали для нас нормой.
Буквально сразу руководство «Афонтово» запихало нашу заявку на конкурс «ТЭФИ-Регион 2004», и мы стали в нем лауреатами в номинации «Лучшая еженедельная развлекательная программа». Вот так иногда бывает, что главный из возможных для региональной программы призов мы получили в первый год работы проекта. После этого участие в конкурсах оказалось бессмысленно.
Бронзовый Орфей работы Эрнста Неизвестного стоит у нас в офисе на почетном месте, иногда я подхожу к нему, он просит сигаретку, и мы с ним прекрасно понимаем друг друга без слов.
Летом прошлого года мы решили усилить свое присутствие в медийном пространстве Красноярска и начали выпускать журнал «Коробка передач». А минувшей зимой обзавелись еще и собственным сайтом.
Рост и развитие автомобилей в России и мире
Общее положение дел в автомобильном мире за последнее десятилетие можно охарактеризовать двумя словами — рост и развитие. Машин стало больше в автопарке всех стран мира (за исключением КНДР и Тибета). Машины заметно прибавили в габаритах (каждое новое поколение увеличивается на несколько см). Появляются все новые классы машин, производители постоянно расширяют свои модельный ряд. Например, Audi в 2004 году выпускал всего 6 моделей, а сейчас уже 14 (!).
Автомобили низких классов получают начинку и опции, которые еще несколько лет назад были атрибутом только машин премиум-класса. Например, мультимедийные системы сейчас устанавливают даже на новые «Лады Калины».
Практически все автомобилисты стали пользоваться навигацией. Самый модный цвет машины с серебристого «металлика» поменялся на белый.
Даже цветастые дамские машинки «побелели» за последнее десятилетие
Мы стали свидетелями большой дизельной революции. Десять лет назад дизели в России ставились лишь на грузовые машины и внедорожники; сейчас на их долю приходится почти треть продаж новых европейских легковушек. Они сочетают экономичность и потрясающие тяговые возможности. Ну и качество российской солярки повысилось.
Если 10 лет назад автоматической коробке передач было положено 4—5 ступеней, то сейчас никого не удивляют 7—8-диапазонные автоматы.
Огромный шаг вперед инженеры сделали в развитии электронных систем безопасности. Если 10 лет назад крутую систему стабилизации курсовой устойчивости ESP (или ее аналоги) ставили только на элитные машины, то сейчас ими оснащается буквально половина машин.
В эпоху глобализации автомобильные компании все активнее вступают в альянсы. Так проще снижать себестоимость продукции и совершать технические прорывы и открытия.
В России появились первые производства новых иномарок. Сначала были основаны GM-АвтоВАЗ в Тольятти, Ford под Питером и Renault-Автофрамос в Москве. Ну а за эти 10 лет почти половина мировых компаний построили на территории России десятки сборочных площадок от Калининграда до Приморья.
Кризис. Последующий рост рынка
В 2008 году разразился финансовый кризис, который зацепил практических всех. В Красноярске закрывались дилерские центры, сервисы. С огромным трудом пережил лихую годину проект «Коробка передач».
Особенно тяжело пострадала экономика США, многие заводы были закрыты, а легендарная столица американского автопрома Детройт пришел в частичное запустение. После кризиса 2008 г. прекратили свое существование такие культовые марки, как Hammer, Mercury, Saturn, Oldsmobil…
И только в 2010 г. автомобильные рынки стали выходить из стагнации и начали расти. Россияне увереннее смотрели в завтрашний день, банки делали все более интересные кредитные предложения.
В 2012 г. спрос на машины в нашей стране достиг рекордной отметки — было продано 2,935 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
В том году в мире вообще было выпущено почти 63 млн легковушек (84 млн транспортных средств в целом).
После этого сумасшедшего года в 2013 г. российский рынок показал пятипроцентное падение — 2,8 млн новых проданных машин, но в первом квартале 2014 г. российский рынок выровнялся.
Кстати, именно после кризиса американский концерн General Motors потерял мировое лидерство по продажам автомобилей. Два последних года первой становилась Toyota. В 2013-м она выпустила 10 104 000 транспортных средств, из них 8 382 000 легковых автомобилей.
Если бы меня попросили назвать «Руль десятилетия», то я назвал бы правый
А почему не левый? Потому что левый будет всегда, а правый руль в это время пережил и пик своей биографии, и начало заката. Когда юным мальчишкой я впервые в 1990-м году увидел на дорогах Красноярска японское праворульное купе «Датсун», я удивился красоте и необычности этого автомобиля и был расстроен тем, что машина с неправильным рулем перемещается по дорогам общего пользования. Это же опасно! Однако тогдашние нормативы не исключали такую возможность.
Союз рухнул, в образовавшуюся дырку в регламенте хлынул поток бэушных японок, который заполонил полстраны. Они позволили нам сформировать настоящий автопарк в условиях, когда новый европейский автомобиль дорог, а отечественный — откровенно слаб. Причем праворукие отлично справлялись с задачами на любую злобу дня.
Хочешь «зажигалку» — на тебе «Сильвию» или «Эво».
Хочешь внедорожник крутой — «Крузер».
Хочешь машинку для подруги — «Марч».
Солидный деловой седан — «Марковник».
И так далее. Кроме того, на внутреннем рынке японцы предлагают намного больше моделей, чем на внешние, поэтому выбор автомобилей был почти бесконечен.
В нашем городе они составляли половину автопарка. Во Владивостоке — 99%.
Но в 2008 г. были приняты заградительные санкции, и праворульные лишились своего главного плюса — доступности. Такие меры правительства были закономерны. Спрос на эти машины начал таять у нас на глазах. Но по улицам Красноярска праворукие будут бегать еще лет пятьдесят.
Руль десятилетия – правый
Если бы меня попросили назвать «Автомобильную нацию десятилетия», то я назвал бы корейцев
Десять лет назад редкие корейские машины привлекали внимание своим странным, отчасти уродливым дизайном. И рождали вопрос — как можно на этом ездить? Но четырехколесные повозки из Кореи постепенно эволюционировали
до автомобилей. Сначала появились модели со сносной внешностью, потом подтянули качество, потом европейских дизайнеров.
И вот пару лет назад корейцы представили новый фирменный стиль своих машин. Мир ахнул, потому что эти автомобили стали гармоничны, красивы и современны.
А в международных рейтингах надежности корейцы вскарабкались на первые позиции, выпихнув оттуда признанных лидеров «Тойоту» и «Лексус». Своими пудовыми кулаками корейцы даже стучатся уже в премиум-класс.
При этом цена на корейские машины остается привлекательной.
Повторят ли китайцы аналогичный успех корейцев? Повторят.
В массовом секторе у них уже появились интересные машины.
В бизнес-классе и премиум-сегменте они предложат что-то стоящее лет через пять.
Лучшие дизайнеры Европы уже работают в Поднебесной.
Hyundai Equus корейский аналог Mercedes S-klasse, но стоит на миллион дешевле
Если бы меня попросили назвать «Автомобильную концепцию десятилетия», то я назвал бы кроссовер
До конца XX века в автомобильной классификации легковые машины для асфальта и настоящие внедорожники были разведены по разным углам. Узнай автомобильные пуристы о том, что будут попытки скрестить два этих типа техники, они скривились бы в ухмылке. Сплюнули бы.
Но в середине 90-х появились первые автомобили категории SUV (или кроссоверы)
Были запущены в серию Toyota RAV4, потом Subaru Forester. От внедорожников они взяли пропорции и повышенную проходимость. От городского седана — компактные размеры и нормальные ездовые повадки на асфальте.
И вот десять лет назад на наших глазах именно такие машины стали появляться и крепнуть как класс. Немного дико было видеть первые универсал повышенной проходимости от БМВ или даже «Порше» (ох уж как тогда ругались и плевались пуристы!). Впрочем, мировая публика, и в особенности жители России, где много снега и мало дорог, быстро раскусили фишку кроссоверов и тепло приняли новичков.
Спустя десятилетие каждый производитель легковых автомобилей предлагает 2–3 модели кроссоверов, от крошечных дамских «Пежо» до больших представительских «Ауди». Даже «Бентли», говорят, не за горами.
Каждый четвертый новый автомобиль в России — кроссовер, и в ближайшие годы эта цифра увеличится в два раза.
Дороги Красноярска и автопарк
За десять лет численность красноярского автопарка выросла почти вдвое.
В 2003 г. на учете стояло почти 200 тыс. транспортных средств, сейчас — почти 400 тыс. Плотность дорожный поток, число ДТП, время, проведенное в пробках, также увеличились вдвое.
Центр, районы Копылова и Свободного были забиты до отказа практически всегда. Сейчас компании им составили Взлетка и Северный, скоро добавится новый микрорайон Покровский. Инфраструктурных проблем в городе огромное количество.
Но можно вспомнить и некоторые успехи. Большая, удобная и стратегически важная развязка появилась в районе Покровской горы. Она соединила ул. Игарскую, Брянскую и центр. Расширили улицы Шахтеров и Белинского, убрали трамвайные пути с Коммунального и Октябрьского мостов.
Появилось несколько подземных и надземных пешеходных переходов в местах с очень интенсивным движением.
Городская администрация на своем сайта организовала интерактив, и в развитии дорожного хозяйства может принять участие любой красноярец.
Наконец, ведется строителсьтво четвертого автомобильного моста через Енисей. Его планируют сдать в эксплуатацию в 2015 году.
Суперкары
Народ в Красноярске с большими деньгами водился всегда. Поэтому уже в 90-е годы у нас появились заряженные версии «Мерседсов» и первые «Порше». А в нулевые мы наблюдали расцвет суперкарного движения.
В 2004 г. один известный красноярский предприниматель привез в город первый люксовый седан «Майбах». Год спустя появился первый «Феррари». Его владельцем оказался предприниматель Жан Мктрчян, который не прятал свою персону от камер (в отличие от владельца Майбаха). Жана тема суперкаров воодушевила, он начал менять их почти ежегодно. «Роллс-Ройс», «Бентли», «Ламборгини», «Астон Мартин»…
Все это каталось по дорогам города и радовало наших жителей. Представляю, сколько «пацанчиков» фоткалось на фоне жановских машин и потом размещало их в соцсетях с разными намеками. Кое-что из этой коллекции попадало и на тест-драйвы «Коробки передач».
Суперкары привозил в город не только Жан Мкртчан, но и другие состоятельные красноярцы. Например, Анатолий Золотухин не стал мелочиться, а приобрел могучий, грубый, открытый спорткар «Кобра». И уникальную машину «Бугатти ЕВ 110». Эта модель выпускалась в 90-е годы и стала предшественником нынешнего гиперкара «Бугатти Вейрон». «Вейрон» дороже и у него круче технические характеристики. Зато ЕВ 110 — намного более эксклюзивная машина. Мы ее протестировали в 2006 году и испытали самые сильные ощущения. Мы поняли, что суперкар отличается от обычной машины так же, как супермен отличается от обычного человека.
Если бы меня попросили назвать «Автомобильную персону Десятилетия», то я выбрал бы Николая Фоменко
Долгое время этот кудрявый, хриплоголосый коротыш ассоциировался исключительно с шоу-бизнесом. В 80-е играл в составе очень хорошей поп-рок группы «Секрет». В 90-е он вел какие-то сомнительные телешоу про рестлинг, читал смешные афоризмы на радио. Казалось, что оставшиеся годы он будет деградировать как личность, вести корпоративы и промышлять конферансом.
Но в начале 00-х случилась удивительная метаморфоза. Фома увлекся автоспортом и очень быстро превратился в спортсмена ну практически мирового уровня. Десять лет назад именно Николай Фоменко вместе с Алексеем Васильевым стали первым россиянами, которые выступили на легендарной, овеянной славой 24-часовой гонке в Ле-Мане. Их болид сошел с дистанции по вине третьего пилота Роберта Нири из Великобритании. Фома очень расстраивался и поругивал англосакса в телефонном интервью-хрипушке, которое давал «Коробке передач».
Николай продолжил открывать в себе новые таланты. Буквально через год стал главным редактором модного и очень уважаемого журнала Автопилот. Мы до сих пор помним его мастерские тесты и едкие комментарии.
А еще через пару лет стало казаться, что Фоменко все-таки сошел с ума и анонсировал проект первого российского суперкара Marussia. Пока мы крутили пальцами у виска, Marussia наладила мелкосерийное производство. Автомобиль получился на славу.
После первого российского суперкара последовала первая российская команда в Формуле-1. Николай был одним из идеологических вдохновителей и кураторов проекта Marussia F1 Team.
Проект Суперкара из-за финансового кризиса оказался на грани заморозки, и пусть формульная команда не снискала лавров. Но вот амбициозный проект Ё-мобиль другого амбициозного деятеля Михаила Прохорова так и остался лишь амбициозным проектом.
«Автоспортивное событие десятилетия — Дрэг-Битва»
Помните, 10 лет назад город заполонили сотни машин с противным «пердящим выхлопом»? Так вот, днем они провоцировали всех на светофорные гонки (Перекотий часто на эти провокации велся). А по ночам они принимали участие в нелегальных дрэг-стартах (Перекотий любил там тусоваться, хотя в заездах не выступал).
Естественно, Владимир приложил массу усилий для того, чтобы это веселое направление легализовать. Важную роль сыграл административный ресурс в лице Сергея Сокола. И вот в 2003 г. первый официальный старт состоялся на острове Татышев. Гонки так и назвали «Татышев рэйсинг», она собрала быстрейшие болиды Сибири. Всем понравилось, поэтому серия стала регулярной и массовой. Дрэг-рэйсинг в России в 2004—2005 гг. переживал подъем.
Рэйсеры из Владивостока были уверены, что именно они — лучшие пилоты России.
Москвичи считали с точностью до наоборот.
Организаторы «Татышев рэйсинг» предложили лучшим гонщикам Запада и Востока схлестнуться в очной серии. В середине России, в Красноярске. И те согласились. Турнир назвали просто и со вкусом, Дрэг-Битва.
Ценой больших инвестиций, дипломатических усилий и, конечно же, административного ресурса гонку удалось провести на высоком уровне.
На первую битву приехали всего 9 экипажей. Вспоминаю монструозный характер автомобилей и участников. До сих пор от ужаса перетряхивает.
Победу праздновал Роман Нагервадзе (на Nissan Skyline GT-R) из Владивостока. Он забрал с собой 20 000 долларов призовых.
Всего с 2005 по 2008 гг. было проведено четыре Битвы. Многие, кто видел шоу вживую, до сих пор считают это одним из лучших событий жизни.
Девушка-аутсайдер Маша Панова побеждает действующего чемпиона
Романа Нагервадзе, и трибуны заходятся в экстазе…
Перекотий срывает голос…
Болид вылетает с трассы, но застревает в ловушке безопасности…
Рейтинг Красноярска после Битвы в других городах подрос.
Специально для проведения Дрэг-Битвы было принято решение построить в окрестностях города гоночный трек. Трассу «Красное кольцо» возвели в 2007 г. в рекордные сроки, буквально за 2 месяца. И она на тот момент была одной из первых трасс в России. На ней прошло всего две Дрэг-Битвы, но благодаря этому треку в Красноярске автомобильный спорт поднялся на немыслимые ранее высоты.
Кольцевые гонки любителей и профессионалов в десятках разных классов проходят на этом треке.
Ну и, конечно, знамя Дрэг-Битвы подхватили организаторы Дрифт-Битвы — это главный старт года среди автогонщиков Запада и Востока. И с честью это знамя несут.
Интернет
Десять лет назад интернет уже осваивало большинство предпринимателей. Но если тогда утро любого бизнесмена начиналось с чашки кофе и свежего номера «Коммерсанта» или «Ведомостей», то сейчас живые газеты читают единицы.
Интернет стал для современного человека основным источником информации, любой, в том числе и такой, которую невозможно найти в официальных СМИ страны.
Деловая переписка, «Скайп», видеоконференции. Без всего этого мы уже не можем представить свою жизнь.
Автомобилистам интернет предлагает полезные сервисы — навигация, Яндекс-пробки и так далее. Ну а если вы соберетесь продавать свою машину, то почти наверняка разместите объявление в интернете.
Кстати, первые красноярские автомобильные порталы начали работать именно 10 лет назад — kolenval.ru и 24auto.ru. Последний превратился в один из самых удобных и посещаемых автомобильных сайтов за Уралом.
На наших глазах появились социальные сети, и они предложили совершенно новую концепцию общения. В нее вовлечены десятки миллионов людей.
Ну а после того, как через сеть стало можно качать видео высокого качества, стало понятно, что интернет победит телевидение.
Если бы кто-то сказал нам десять лет назад, что «Коробка передач» будет размещать свой продукт на американском видеосервере, нас будут смотреть в разных странах мира и за это станут платить деньги, мы бы набили фантазеру лицо. Прошло совсем немного времени, и мы размещаем свое видео на канале Youtube, нас смотрят в разных странах, в том числе в Гондурасе и Австралии (не шутка!) И мы получаем за это трудовой доллар.
Вперед в будущее
Ну а закончу электромобилями. Их в Красноярске появится все больше. Я думаю, что очень хорошие перспективы имеет электромобиль «Teсла». Наверняка у нас есть предприниматели, уважающие великого американского бизнесмена-новатора Илона Маска. Машины «Тесла» потрясающе едут, они уже выполнены как настоящие «ГранТуризмо», а после отмены ввозных пошлин на электромобили подешевели почти на 20%. И при этом они позволяют экономить на топливе.
Барнаулец Константин Горохов, чью «Teсла» мы тестировали минувшей осенью, за год на ее зарядку потратил всего 8000 руб. (мощность мотора у машины — 360 л.с.) Ну и, кроме всего прочего, главный «тесловод» Сибири развивает сеть зарядных станций. Он уже установил их в Барнауле, в Новосибирске, в Кемерово, Шерегеше, Белове. Собирается подтянуться к Омску и Красноярску. Чтобы любой владелец «Тесла» мог спокойно путешествовать между этими городами.
Первую зиму в Сибири «Тесла» откатала без проблем. Похоже, Илон Маск действительно умеет менять окружающий мир.
Дмитрий Астафьев