Где у вашего бизнеса «вход» и «выход»?
Зачем изучать то, что уже эффективно работает?
Как разделить бизнес на четыре, чтобы преумножить?
Кто, если не вы, составит карту вашего бизнеса?
С чего начать, чтобы процесс пошел?
Как поставить эксперимент на своих сотрудниках?
Термин «бизнес-процессы» сегодня достаточно часто используется представителями делового сообщества. Однако число руководителей и специалистов, которые в полной мере понимают и умеют применять инструменты процессного менеджмента на практике, значительно меньше тех, которые просто используют модный термин при подходящем случае в разговоре. Подобное положение дел чем-то напоминает ситуацию с повальным увлечением маркетингом на предприятиях в середине 90-х годов прошлого столетия. Достаточно много компаний того времени вводили в штатное расписание должность специалиста по маркетингу или же создавали целый отдел, однако лишь немногие в полной мере понимали смысл маркетингового подхода к управлению и соответствующим образом организовывали работу компании.
Для того чтобы начать эффективно использовать процессный менеджмент, важно понять его основную идею и осознать выгоды, которые могут принести компании и ее собственнику четко отлаженные и формализованные бизнес-процессы. И проще всего это сделать, если разобрать все необходимые моменты буквально «на пальцах», нежели с головой погрузиться в изучение объемных трудов и документов, посвященных этой теме.
Данная статья как раз и призвана помочь понять основную суть процессного менеджмента и преимущества его использования на практике.
Где у вашего бизнеса «вход» и «выход»?
Любой человек, который сталкивается с термином «бизнес-процессы», понимает, что речь идет о неких действиях, которые выполняются в ходе работы компании. Однако стоит обратиться к авторитетным источникам, как искра понимания тут же гаснет. Так, например, если мы обратимся к тексту стандарта ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные определения и словарь», то обнаружим, что под процессом понимается «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Подобное разъяснение термина скорее запутывает, чем помогает уяснить суть вопроса и, кроме того, формирует представление о бизнес-процессах как о чем-то чрезвычайно сложном и малопонятном.
Давайте отложим в сторону определение, данное в стандарте, и попробуем разобраться самостоятельно.
Любой процесс представляет собой определенную последовательность действий. Так, например, если мы будем говорить о процессе чтения журнала, то в нем, скорее всего, будут присутствовать следующие действия:
- рассматривание обложки журнала;
- раскрытие журнала и просмотр содержания номера (либо пролистывание журнала);
- выбор статьи (или нескольких статей) для прочтения;
- изучение содержания выбранной статьи (или нескольких статей);
- закрытие и откладывание журнала в сторону.
Помимо того, что любой процесс представляет собой определенную совокупность действий (шагов), важно также отметить, что каждый процесс осуществляется с определенной целью. В случае с чтением журнала целью может быть получение необходимой информации по интересующему читателя вопросу.
В сфере бизнеса все обстоит точно так же. Поэтому наиболее удобным и практичным будет определение бизнес-процесса как совокупности действий (шагов), приводящих к определенному (необходимому) результату.
Если вы вспомните, как начинаете процесс чтения, то наверняка обратите внимание, что «запуск» процесса происходит при наличии некоторых условий и заканчивается определенным результатом. Так, для начала процесса чтения необходимо, как минимум, наличие трех моментов: существование журнала, а также интереса к его тематике и свободного для чтения времени. По завершении чтения у читателя появляется новая информация и, вероятно, какие-то мысли по поводу прочитанного. Указанные моменты и служат «входом» и «выходом» процесса чтения.
Точно так же происходит и с бизнес-процессами. «Запуск» любого из них обусловлен наличием ряда факторов, которые являются «входами», а завершение сопровождается определенными результатами — «выходами».
В итоге получается, что в результате действий (шагов), имеющихся в процессе, мы преобразуем то, чем располагали в начале, в нужные нам результаты.
Разобравшись с сутью бизнес-процессов, гораздо легче воспринимать и понимать любые другие источники информации, посвященные данной теме. Так, например, если мы сейчас вернемся к упоминавшемуся ранее стандарту ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные определения и словарь», то данное там определение деятельности по преобразованию входов в выходы станет теперь простым и понятным.
Зачем изучать то, что уже эффективно работает?
Разобравшись с тем, что представляют собой бизнес-процессы, давайте выясним, в чем сила процессного менеджмента, то есть какую пользу дает их выявление и описание (формализация)?
Выгод для компании от внедрения процессного подхода к управлению несколько.
Во-первых, работа всех сотрудников становится более четкой и понятной. Каждый процесс имеет определенные цели, последовательность ключевых действий и планируемый результат. За счет этого снижается возможность для сотрудников демонстрировать собственнику и руководству компании имитацию бурной деятельности, когда «что-то» делается, но непонятно — что именно и зачем.
Во-вторых, снижается зависимость компании от сотрудников, поскольку работа строится не на личных компетенциях работников, а на отлаженном и документированном процессе. Даже если кто-то из числа «звездных» сотрудников уволится, у компании будет необходимая информация о том, как должна вестись работа. Это позволит получить достаточно четкие и последовательные действия, ведущие к необходимому результату, от вновь принятых сотрудников и снизит временные и прочие затраты на их введение в курс дела. В том случае, если компания работает за счет личных компетенций ее собственника, руководителя и ключевых сотрудников, а не за счет построения системы бизнес-процессов, отсутствие по какой-либо причине указанных лиц (болезнь, отпуск, командировка, увольнение и т.п.) может привести к снижению оборотов бизнеса либо вообще к его краху.
В-третьих, появляется возможность легко тиражировать бизнес (например, создать франчайзинговую сеть) и переносить его в новые регионы (открывать филиалы, представительства, дополнительные офисы и т.п.) либо продать (в виде актива, работающего как отлаженный механизм и постоянно приносящего определенный cash-flow).
Как разделить бизнес на четыре, чтобы преумножить?
Количество и цели бизнес-процессов, протекающих в разных компаниях, отличаются друг от друга. Все зависит от вида бизнеса, которым занимается компания, ее размеров, условий, в которых осуществляется деятельность, существующего видения собственника и руководства фирмы и т.п.
В то же время, несмотря на индивидуальность, есть и некоторые общие для всех компаний моменты. Это связано с тем, что любая компания:
- взаимодействует с клиентами, удовлетворяя их потребности в получении необходимых товаров (работ, услуг) и зарабатывая на этом деньги;
- осуществляет необходимые действия для обеспечения производства товаров (работ, услуг): закупку материалов, прием и увольнение персонала и т.п.;
- стремится к каким-то целям;
- проводит по мере возможностей улучшение своей работы.
Безусловно, в одних компаниях указанные моменты осуществляются осознанно, системно и регулярно, а в других — стихийно и эпизодически, однако важно, что они все присущи работе любой фирмы.
На основе этого все процессы, которые могут протекать в компании, можно разделить на несколько ключевых категорий (видов), а именно на процессы:
- основные;
- вспомогательные;
- управленческие;
- процессы улучшения (совершенствования).
Разделение всех процессов на виды позволяет увидеть «общий план» работы компании и затем проводить детализацию до необходимых параметров. Если же рассматривать все существующие в компании бизнес-процессы скопом, без их систематизации и разделения на категории (виды), легко запутаться и погрязнуть в деталях, так никогда и не увидев всей картины в целом.
Давайте разберемся, что представляет собой каждая из указанных категорий бизнес-процессов.
Основными бизнес-процессами являются те, которые приводят к удовлетворению потребностей клиента и получению компанией прибыли. Именно за результат основного процесса потребитель готов платить деньги.
Так, например, основным процессом для автомобильной мастерской будет процесс встречи клиента, формирования заказа и ремонта автомобиля.
Для компании, торгующей канцтоварами, основным бизнес-процессом будет продажа соответствующей продукции, а скажем, для ресторана — встреча, размещение клиента и приготовление для него заказанного блюда.
Вспомогательными являются процессы, которые необходимы для деятельности компании, но которые не приносят ценности клиенту и за которые он не готов платить. Так, например, клиенту безразлично, каким образом в компании осуществляется управление персоналом или организована логистика.
Управленческими называются процессы, в результате которых осуществляется постановка целей (в целом для компании и для структурных подразделений), а также осуществляется управление (организация и координация действий сотрудников и структурных подразделений компании, осуществление контроля и т.п.).
Процессы улучшения (совершенствования) — это процессы, в результате которых осуществляются измерение и анализ показателей работы, выявление, устранение и предупреждение несоответствий, а также повышение удовлетворенности клиентов и работа с поступающими от них рекламациями.
Кто, если не вы, составит карту вашего бизнеса?
Безусловно, внедрение процессного менеджмента в компании требует определенных знаний и навыков. Зачастую необходимые изменения проходят эффективнее, если компания пригласила к сотрудничеству бизнес-консультанта. Однако если собственник и руководство компании понимают суть процессного менеджмента, то вполне возможно провести необходимые мероприятия в компании собственными силами.
Для этого требуется не так уж много.
Во-первых, посмотреть на деятельность компании с точки зрения прочтенного материала и определить соответствующие процессы: основные, вспомогательные, управленческие и процессы улучшения.
Во-вторых, описать и оптимизировать имеющиеся бизнес-процессы.
В-третьих, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии описанные и оптимизированные процессы.
Поскольку мы уже рассмотрели разные категории бизнес-процессов, самое время поговорить об их описании.
При описании бизнес-процессов важно стремиться сделать это максимально просто, кратко и понятно. Гораздо лучше, если у вас будет несколько листов формата А4 с описанием ключевых процессов в виде схем с пояснениями (которые будут всегда в работе), чем многостраничные труды (которые будут пылиться на полках в вашем кабинете и кабинетах сотрудников).
Все ключевые процессы полезно изложить в укрупненном виде на одной сводной схеме, которая позволит видеть всю картину целиком. Подобная схема именуется сводной картой или ландшафтом процессов компании.
Описанные в компании процессы должны быть результативными, то есть дающими компании необходимый результат, и эффективными, то есть дающими максимальный эффект при минимальных усилиях и затратах. При этом важно, чтобы процессы периодически оптимизировались. Ведь мир не стоит на месте. Постоянно появляются новые возможности, новые методики и технологии и т.п.
Оптимизация бизнес-процессов — это поиск путей более быстрого или более экономичного достижения необходимого результата либо и того и другого вместе. В ходе оптимизации бизнес-процессов мы анализируем логичность и последовательность их функционирования, находим и исключаем из процессов лишние шаги, анализируем степень включения руководства компании в процессы, достаточность (либо избыточность) контроля за ходом процессов, изучаем возможности и стоимость передачи того или иного процесса для выполнения сторонней организацией (на аутсорсинг) и т.п.
Внедрение и поддержание в рабочем состоянии описанных бизнес-процессов подразумевает:
- доведение до сотрудников информации о том, что выполнение работы должно осуществляться на основе описанных в компании бизнес-процессов;
- контроль за соблюдением сотрудниками описанных бизнес-процессов;
- периодический анализ результативности и эффективности бизнес-процессов;
- оптимизацию бизнес-процессов на основе регулярного анализа сведений об их результативности и эффективности.
Для того чтобы внедрение и поддержание в рабочем состоянии описанных процессов было наиболее эффективным, необходимо участие сотрудников компании в обсуждении и описании бизнес-процессов. Также необходимо обеспечить, чтобы система мотивации персонала, существующая в компании, поощряла сотрудников, работающих по описанным бизнес-процессам и подающих разумные предложения по их оптимизации.
С чего начать,
чтобы процесс пошел?
Вы можете извлечь из прочтенной статьи максимальную пользу прямо сейчас. Для этого возьмите чистый лист бумаги и ручку либо создайте файл в компьютере. Затем поразмышляйте над приведенными ниже вопросами и запишите на листе бумаги или в созданном на компьютере файле свои ответы.
Используется ли в вашей компании процессный подход к управлению?
Если да, то стоит ли что-либо изменить в имеющихся процессах? Что именно и каким образом? Какой эффект это может дать?
Если нет — поразмышляйте над тем, как использовать процессный подход. Для этого:
- посмотрите на деятельность вашей компании с точки зрения прочтенного материала и определите бизнес-процессы в вашей компании;
- опишите их;
- обсудите и уточните описанные вами процессы с персоналом, задействованным в них;
- продумайте возможные пути оптимизации бизнес-процессов;
- внедрите описанные и оптимизированные бизнес-процессы;
- периодически измеряйте показатели процессов, анализируйте их и ищите пути дальнейшей их оптимизации.
Оцените и запишите свои мысли о том, какой эффект может дать вам и вашей компании применение процессного менеджмента.
Как поставить эксперимент на своих сотрудниках?
Для того чтобы поднять себе настроение, узнать больше о процессном менеджменте, а также о людях, которые вас окружают, проведите пару экспериментов.
Эксперимент № 1
Попросите кого-то из числа своих сотрудников, которые периодически употребляют термин «бизнес-процессы» в своей речи, рассказать, в чем заключается суть процессного менеджмента и как он работает. Если человек не может объяснить вам все простым языком, то есть «на пальцах», то, скорее всего, он не вполне понимает (либо не понимает вообще), о чем говорит.
Эксперимент № 2
Дайте ему прочитать эту статью и после этого спросите, в чем заключается суть процессного менеджмента и как он работает. Сравните первый и второй результаты.
Мой опыт проведения подобных экспериментов показывает, что оба рассказа будут существенно отличаться. Самое важно изменение при этом — у человека появляется понимание того, о чем он рассказывает. А это дает возможность применять полученную информацию на практике. Понимая, как работает процессный менеджмент, топ-менеджер может начать его внедрять в своей компании с учетом ее индивидуальных особенностей, масштабов и т.п. — и в итоге получает хорошие результаты. Если такого понимания нет, вы можете рассчитывать только на то, что наемный руководитель в лучшем случае сможет бездумно копировать чужие бизнес-процессы, которые без необходимой адаптации работают не так, как надо, а иногда — совсем как не надо. В худшем — он вообще не станет проводить никаких изменений. А вы будете по-прежнему зависеть от личных компетенций своих ключевых сотрудников.
Пример бизнес-процесса для автомастерской
Клиент приехал (вход)
- Встреча клиента и выявление проблемы
- Формирование наряда-заказа
- Прием автомобиля от клиента
- Ремонт авто
- Демонстрация клиенту результата ремонта
- Получение оплаты от клиента
- Передача клиенту отремонтированного авто
Клиент доволен (удовлетворен), автомастерская получила прибыль (выход)
Ключевые категории бизнес-процессов
Основные процессы
приводят к удовлетворению потребностей клиента и получению компанией прибыли
Вспомогательные
процессы
необходимы для деятельности компании, но не содержат ценности для клиента
Управленческие
процессы
осуществляют постановку целей и управление (в целом для компании и для структурных подразделений)
Процессы
совершенствования
организуют измерение и анализ показателей работы, выявление, устранение и предупреждение несоответствий
Алгоритм описания бизнес-процесса
Для описания любого бизнес-процесса важно:
- подобрать ему название;
- сформулировать цель процесса;
- определить первый и последний шаги процесса;
- определить вход (информацию, материалы и т.п., необходимые для успешного выполнения процесса) и выход (то есть то, что должно быть получено в результате);
- определить шаги процесса (в пределах 7–9 шагов);
- определить менеджера процесса, который будет отвечать за результативность и эффективность функционирования;
- определить исполнителей каждого шага;
- определить, где это уместно и возможно, сроки выполнения каждого шага;
- определить форму записей, которые будут вести сотрудники компании в ходе процесса.
Алексей Дудин, юрист, бизнес-консультант
Иллюстрация: Максим Шараев
Журнал «Управление без правил»