Кризис не мог не сказаться на темпах строительства жилых домов в Красноярске.
Приостановилось возведение нескольких объектов, и в городе заговорили о «второй волне» обманутых дольщиков.
Впрочем, если разобраться, проблемы характерны лишь для нескольких строительных компаний, и связаны они не столько с кризисом, сколько, мягко говоря, с некомпетентным управлением в этих фирмах.
Тем более, на большей части «проблемных» объектов осенью уходящего года возобновились работы, половина домов выходит на сдачу, оставшиеся введут в эксплуатацию в ближайшие 2–3 года.
Сейчас, когда острая фаза кризиса позади, и застройщики, и чиновники единодушны: новых «долгостроев» не будет. В целом, отрасль адаптировалась к новым экономическим условиям и начинает понемногу восстанавливать обороты. Но, тем не менее, еще в прошлом году несколько строительных фирм — а, стало быть, и их дольщиков — оказались в сложном финансовом положении. Идея этой статьи прозвучала во время одного из заседаний антикризисного штаба, посвященного участникам долевого строительства, попавшим в проблемные ситуации.
Уроки «первой волны»
Эта пресловутая «волна» накрыла Красноярск шесть лет назад, когда в городе разгорелся нешуточный скандал с обманутыми инвесторами фирмы «Красноярскстройкомцентр». Инвесторы приобретали строящееся жилье по бросовым ценам — примерно на 40 % ниже среднерыночных. Генеральным подрядчиком «Красноярскстройкомцентра» выступала фирма «Градстрой», которая тоже торговала квартирами, полученными в оплату работ. В частности, эти квартиры «по цепочке» доставались субподрядчикам, и лишь затем оказывались у конечных покупателей.
В такой ситуации (напомним, что обязательной регистрации договоров долевого участия в то время не существовало) двойных продаж избежать не удалось. Но это еще полбеды. В 2003 году случилось существенное снижение спроса на жилье, темпы продаж снизились. Поскольку работы велись сразу на полутора десятках объектов, у «Красноярскстройкомцентра» в один «прекрасный» день просто не хватило мощи выполнить все обязательства.
В 2005 году ситуация в городе обострилась до предела. В один год обанкротились «Красноярскстромкомцентр», «Градстрой» и «Красноярскжилстрой». Недостроенными оказались около 20 домов, около 3 тыс. человек не дождались новоселья. Люди устраивали голодовки и митинги.
Краевые и городские чиновники устроили кризисный штаб по разгрузке ситуации. Был брошен клич среди строительных компаний, которым было предложено заключать договоры с Управлением капитального строительства администрации города на достройку оставшихся от недобросовестных компаний домов. Недостроенные здания были переданы застройщикам, согласившимся работать с нулевой рентабельностью. Например, строительные компании «Сибиряк», «Монолитхолдинг» и «Вектор плюс» достраивали дома за «Красноярскстромкомцентром» и «Градстроем».
Также было инициировано создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) среди участников «недостроя». Объединившись, дольщики брали на себя функции заказчика строительства и уже в этом качестве занимались достройкой своих домов. Именно таким образом в течение 2009 года было закончено строительство трех домов в Красноярске. Дом «Градстроя» по ул. Калинина достроили сами инвесторы, создавшие ТСЖ «Калина» и самостоятельно нанявшие подрядчика. По тому же принципу был достроен дом по ул. Мира, 52 а и по ул. Чкалова.
«В результате совместной работы с 2004 года достроено и введено в эксплуатацию более 20 домов обманутых дольщиков», — констатирует заместитель начальника департамента градостроительства администрации Красноярска Наталья Свириденко.
День сегодняшний
По данным службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, на начало 2009 года в Красноярске к проблемным объектам долевого строительства были отнесены 39 домов.
Елена Хамардюк, начальник отдела надзора за долевым строительством службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
«В настоящее время 4 многоквартирных дома введены в эксплуатацию. Некоторые дома из перечня «проблемных» объектов мы исключили, в связи с тем, что деньги граждан не привлекались, застройщик сам начинал строительство за счет собственных средств и приостановил его, — поясняет начальник отдела надзора за долевым строительством службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Елена Хамардюк.
На данный момент в Красноярске статус «проблемных» имеют около 20 домов. На части стройплощадок работы не ведутся вообще, строительство некоторых объектов приостановлено ненадолго и вскоре продолжится. Часть из них — своеобразное «наследие» прошлого, фактически готовые здания, где основная проблема заключается уже не в достройке, а в выяснении отношений между самими инвесторами, приведении в порядок документации.
В свою очередь, часть объектов просто строится медленнее, чем положено по графику. «На некоторых объектах приостановленные работы периодически возобновляются, застройщики ищут и находят пути решения своих финансовых проблем», — говорит Наталья Свириденко.
Так, в течение 2009 года было введено в эксплуатацию два «проблемных» дома в микрорайоне Ботанический, достроено и введено два дома на ул. Водопьянова: один из них был сдан буквально в октябре.
Наиболее сложная ситуация сложилась с инвесторами строительных компаний «Красноярец плюс» и «Сибстоун». Кроме того, что в отношении этих компаний инициирована процедура банкротства, некоторые дольщики стали жертвами «двойных продаж».
В Интернете достаточно много форумов, на которых общаются красноярские обманутые дольщики. Есть даже сайт, созданный инвесторами «недостроев». В общем, люди не теряются и, судя по обилию этих самых форумов и блогов в социальных сетях, ведут достаточно активную переписку между собой. Однако когда администрация города объявила в феврале о составлении реестра обманутых дольщиков, то здесь возникли проблемы. Из предполагаемых 5 тыс. обманутых соинвесторов «на учет» встали только 1192 человека. В городской администрации лишь разводят руками и не понимают причину такой вялости со стороны дольщиков, чьи права были нарушены.
По словам Натальи Свириденко, в подобных случаях мэрия бессильна. Остается только один выход — обращение в суд.
«Например, при наличии нескольких претендентов на одну и ту же квартиру ситуация попадает в сферу компетентных органов, а не мэрии. Администрация не может законодательно прописать возможность покрытия убытков инвесторов за счет других налогоплательщиков, выделив денежные средства из бюджета», — поясняет она. — «В остальном же ресурс, который имеет администрация города, в ситуации с дольщиками используется максимально».
Это и помощь в оформлении разрешительной документации на строительство, нахождение договоренностей со строителями, юридические консультации дольщикам. Консультируют бесплатно и в службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в Роспотребнадзоре и Союзе строителей Красноярского края.
Наталья Свириденко, заместитель начальника департамента градостроительства администрации Красноярска:
— Объединение инвесторов в некоммерческие партнерства позволит инвесторам отстаивать свои права совместно. Эта форма взаимодействия отработана в 2002–2004 годах, когда на рынке долевого строительства сложилась похожая ситуация.
В свою очередь, орган местного самоуправления, максимально используя административный ресурс, нацелен оказывать содействие такой организации, в том числе по передаче прав на земельный участок.
Под защитой закона
Когда речь идет об инвесторах, попавших в сложную ситуацию, надо различать ее причины. Двойные продажи — это результат недобросовестности или неразберихи, которая возникала, когда квартира шла к конечному владельцу через череду переуступок без регистрации. Но сама возможность двойных продаж уже фактически канула в Лету.
Сегодня интересы дольщиков защищает вступивший в силу 1 апреля 2005 года Закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…». Теперь договор долевого участия подлежит обязательной регистрации в регпалате, что гарантирует его уникальность и подлинность.
«Прежде, до вступления этого закона в силу, по договорам инвестирования и по договорам уступки порой заключалось несколько соглашений, по которым осуществлялись двойные, тройные продажи одной и той же квартиры. А право собственности могло быть в итоге зарегистрировано лишь на одного покупателя», — рассказывает Елена Хамардюк.
При этом, согласно законодательству, тот, кто это право не зарегистрировал, мог рассчитывать лишь на возврат денег продавцом, что зачастую бывало проблематично.
Времена радикально изменились, но бдительность терять все же не стоит. Необходимость внимательно проанализировать заключаемый договор никто не отменял. При этом типового, эталонного образца такого договора не существует, каждый случай нуждается в отдельном изучении, и лучше всего прибегнуть к консультации опытного юриста.
Справедливости ради следует отметить, что такой типовой договор сейчас активно обсуждается Союзом строителей и службой архитектурно-строительного надзора. Тем не менее, специфика каждой компании пока не позволяет выработать абсолютно унифицированную форму такого документа.
Фактор надежности
Последние годы все большее распространение в строительной отрасли получает схема проектного финансирования. Ее суть в следующем. Застройщик кредитуется целевым образом на строительство определенного объекта или даже микрорайона. При этом банк поэтапно финансирует строительство, отслеживая степень готовности.
Разумеется, наличие всей разрешительной документации проходит детальную проверку. Продажи недвижимости тоже ведутся через банк, который, как правило, предлагает покупателям особенно выгодные условия ипотечного кредитования по данному объекту.
В частности, УСК «Сибиряк» получила от Сбербанка такой кредит на строительство дома в 7 мкр жилого массива Аэропорт, а также на возведение нескольких домов в жилом массиве Покровский. Этот же банк финансировал строительство жилого комплекса «Лазурный», возводимого «Монолитхолдингом», домов в мкр «Южный берег» от компании «Новый город» и многих других объектов.
«Схема проектного финансирования дисциплинирует застройщика, так как банк, выступая в роли независимого инвестора и взяв на себя часть строительных рисков, контролирует ход строительства, технологические и качественные аспекты, а также сроки строительства», — говорит генеральный директор компании «Монолитхолдинг» Мамед Абасов.
Таким образом, для «рядового» инвестора банк фактически выступает гарантом того, что объект будет достроен. Даже в случае недостаточных продаж финансовый разрыв будет восполнен, а дом введен в эксплуатацию.
Минимизируя риски
Самый простой способ не оказаться в сложной ситуации звучит элементарно — туда не попадать. Сотни раз озвучивалось на самых разных уровнях: внимательно изучать договоры, по которым приобретается строящееся жилье, консультироваться с юристами, не подписывать «филькиных грамот» от никому не известных организаций!
Важнейший фактор — репутация и история застройщика, количество уже построенных домов, фактическое состояние объекта. Съездить на строительство и убедиться, что оно ведется, — казалось бы, очевидная вещь, но многие дольщики — это звучит нелепо, но это так — себя этим «пустяком» не утруждали. В случае же, когда право требования приобретается по уступке, необходимо документально проследить всю «цепочку», вплоть до инвестиционного отдела застройщика.
Но в эпоху предкризисного жилищного «бума» многие покупатели лишались не только осмотрительности, но и элементарного здравого смысла. Характерен эпизод, о котором рассказывает руководитель одной из строительных компаний. К нему обратились знакомые за советом — покупать «сомнительную» квартиру или нет. Тот навел справки и счел за благо дать отрицательное заключение — рисковать, мол, не стоит. Через определенное время знакомые похвастались «удачной покупкой». Зачем тогда совета спрашивали? Ответ звучал как диагноз: «Так ведь очень дешево!»
Но что делать, если поезд уже ушел, договор заключен? Во-первых, следить за возведением своего дома, находиться в контакте с застройщиком. Нередко (особенно в нынешнее время) график строительства может смещаться на 2–3 месяца. При возникновении подобной ситуации добросовестный застройщик встретится с инвесторами и все объяснит. Во-вторых, всей полнотой сведения о ходе строительных работ и их соответствия нормам располагает служба архитектурно-строительного надзора.
Надо отчетливо понимать, что в случае возникновения проблем суд и банкротство — процедура, не выгодная ни застройщику, ни дольщику. Потому что, в конечном итоге, цель всех участников долевого строительства одна — чтобы жилой дом был введен в эксплуатацию. Ну, а банкротство застройщика — для дольщиков просто беда. В этом уже убедились инвесторы, например, дома по улице Грунтовой («Красноярец плюс»). «Недострой» попадает в так называемую конкурсную массу и подлежит продаже для погашения долгов компании. В списке же кредиторов дольщики оказываются далеко не на первом месте.
Улица Грунтовая. На дальнем плане дом, в котором нет жильцов
Недаром городские власти активно призывают инвесторов, попавших в такую ситуацию, не сидеть сложа руки, а организовывать некоммерческие партнерства. В Красноярске такая практика (когда дольщики, объединившись, достраивают свой дом) существует с 2002 года.
Подход, при котором соинвесторы организуют некоммерческое партнерство и оформляют право собственности на объект незавершенного строительства, имеет больше шансов на успех, чем распространенная подача иска в суд с требованием возврата денег. Хотя этот вариант более трудоемкий, но здесь у дольщиков есть гораздо больше шансов получить квартиру.
Схема следующая: надо по собственной инициативе создать некоммерческое партнерство и зарегистрировать его в Регпалате. (Раньше в качестве собственника недостроенного объекта могло выступать ТСЖ, сейчас же — только некоммерческое партнерство либо жилищно-строительный кооператив).
Ликбез для начинающего дольщика
Прежде чем отдавать свои сбережения застройщику, необходимо собрать как можно больше информации о компании. Какие объекты уже построены, в срок ли они сданы?
Также необходимо попросить у застройщика для ознакомления разрешение на строительство указанного жилого дома, документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (собственность либо договор аренды), а также проектную декларацию, где будет вся информация о данном жилом доме. Застройщик должен предоставить учредительные документы и разрешение на строительство жилого дома.
При заключении договора о долевом участии надо обратить внимание на наличие существенных условий:
- определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщика;
- срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
- цена договора, срок и порядок ее уплаты.
Заплатившие полную стоимость квартиры дольщики вправе требовать у застройщика передачи им результата незавершенной работы и оформлять его в собственность. Недостроенный дом можно оформить как незаконченный строительный объект с участком земли. Можно провести независимую оценку «недостроя» на настоящий момент и сопоставить эту сумму с теми деньгами дольщиков, которые были в него вложены за время строительства. В зависимости от этого определяется доля, на которую может претендовать некоммерческое партнерство в данном объекте. После этого объект можно перерегистрировать на некоммерческое партнерство.
Однако нужно учитывать, что практически во всех случаях достройки от инвесторов потребуется доплата. Впрочем, что касается дополнительных взносов, первоначальная реакция большинства дольщиков может быть вполне прогнозируемой: «Мы заплатили за квартиры полностью, и нам должны предоставить их без всяких доплат». Как раз такая проблема возникла сейчас у ООО «ТСЖ «Успех»: часть собственников отказывается вносить дополнительную оплату. Такие препирательства затягивают строительство, и дольщики сами вносят долю своей вины в ситуацию.
По словам Елены Хамардюк, повторный взнос можно свести к минимуму: «Например, за счет строительства дополнительных блок-секций на смежном земельном участке, включение благоустройства объектов в программу «Мой красноярский двор», замены более дорогих строительных материалов на материалы «экономкласса».
Однако Андрей Тихонов, заместитель директора строительной фирмы «Готика», отмечает, что изменение проекта строящегося дома в большей части случаев «себе дороже»: «Казалось бы, чего проще — достроить дополнительный этаж? Но есть требования по пожарной безопасности, по плотности застройки, по инсоляции соседних зданий, в конце концов, расчеты по нагрузке на строительные конструкции, которые при изменении проекта будут нарушены.
Кроме того, большинство домов обманутых дольщиков — 10-этажные панельные. Но по нормативам, если дом выше 10 этажей, в нем должен быть дополнительный лифт, система дымоудаления и так называемая незадымленная лестница, проходящая отдельно от лифтового холла. Если коробка дома уже стоит, все эти необходимые элементы достроить невозможно. В худшем случае это может вообще привести к невозможности сдачи дома в эксплуатацию».
Союз строителей Красноярского края неоднократно заявлял о том, что его члены готовы принять на себя обязательство достраивать проблемные объекты по минимальной стоимости оставшихся работ. Но при условии понятной ситуации с заказчиком, который должен обладать всеми необходимыми правами и полномочиями, иметь надлежащим образом оформленную разрешительную и проектно-сметную документации.
В администрации города надеются, что проблема обманутых дольщиков будет закрыта в течение ближайших 2-3 лет. К концу года в Красноярске в общей сложности планируется сдать еще около десяти «проблемных» домов. Остальные дома будут вводиться поэтапно в 2010–2011 гг.
Мария ОЗОРНИНА
Журнал «Новостройки Красноярска»