Совет федерации одобрил законопроект, который предусматривает введение имущественного налога для организаций, работающих по «упрощенке»; новый налог им придется платить исходя из кадастровой стоимости кафе, магазина или офиса.
Новация, которую уже назвали «ножом в спину малого бизнеса», вызвала бурную реакцию бизнес-сообщества и организаций поддержки предпринимательства. Однако, как выяснили ДЕЛА.ru, панику поднимать рано: так, индивидуальных предпринимателей поправки не затрагивают вообще.
Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» был внесен в Госдуму в конце декабря прошлого года группой депутатов бюджетного комитета, включая его главу Андрея Макарова и депутата от Красноярского края Раису Кармазину. Далее закон (обрастая подробностями) прошел три чтения, был одобрен в Совете Федерации и 26 марта поступил на подпись президенту.
Одна из поправок в Налоговый кодекс касается налога на имущество
В первоначальном варианте проект, который умещался на четырех страницах, касался вопросов об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать в фискальные органы об открытии счетов, установлении единых сроков уплаты физлицами транспортного и земельного налогов и проч.
Однако во втором чтении, к концу марта, документ разросся до 20 страниц. Среди множества поправок появилось и дополнение в статью об упрощенной системе налогообложения.
Если сейчас согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ работающие по упрощенке организации освобождаются от налога на имущество, то теперь депутаты предлагают дописать в нее уточнение — «за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость».
Налоги по кадастровой стоимости с 1 января этого года рассчитываются для торговых и деловых центров, недвижимости иностранных организаций и — нежилых помещений, используемых для офисов, торговли, общественного питания и бытового обслуживания. То есть для площадей, на которых обычно работает малый бизнес. Кадастровая же стоимость объектов, как показывает практика, значительно превышает инвентаризационную.
Предприниматели и представители деловых организаций раскритиковали законопроект.
Так, в «Опоре России» посчитали, что с введением налога на имущество налоговое бремя для ИП, которые почти поголовно работают по упрощенке, вырастет примерно в 2 раза, а дополнительные изъятия составят примерно 200 млрд руб. Кроме того, по мнению предпринимателей, сама процедура оценки кадастровой стоимости непрозрачна и часто необъективна.
Вопросы вызвало не только содержание поправок, но и полное отсутствие обсуждений законопроекта в предпринимательской среде, а также его скоропалительное принятие.
Представители «Опоры России» направили письмо помощнику президента и в правительство. Свою оценку ситуации собирался дать и бизнес-омбудсмен Борис Титов, а вице-президент общественной организации «Деловая Россия» Виктор Зубарев сказал, что поправки «нанесут непоправимый ущерб малому бизнесу страны» и сообщил, что «Деловая Россия» также обратилась к президенту с просьбой «наложить вето на поправки».
«Конечно, мое отношение к новведениям, ухудшающим положение компаний малого бизнеса, негативное. Непонятна мотивация тех, кто предложил поправки — наверное, депутаты аргументировали их тем, что в бюджете недостаточно денег, требуется выполнять обязательства. Но почему таким путем?
Исходя из того, что пишут в сети, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и «Опора России», и РСПП уже обратились к кому только можно, в том числе к президенту, повременить с принятием такого закона, — говорит заместитель председателя Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Тарас Яскевич.
(Кстати, бурная реакция предпринимателей на инициативу депутатов вполне объяснима: бизнес еще не успел оправиться после предыдущего законодательного нововведения. Напомним, в начале прошлого года были вдвое повышены страховые взносы для ИП. Это, по мнению экспертов, привело к массовому исходу из легального бизнеса индивидуальных предпринимателей по всей стране — до полумиллиона прекратили свое официальное существование.
В Красноярском крае с декабря 2012 г. число ИП уменьшилось почти на 24 тыс., а в начале 2013 г. в регионе сдавали свои свидетельства по 3,5 тыс. ИП в месяц. В итоге государство отыграло назад и снизило страховые выплаты до прежнего уровня — правда, только для предпринимателей с годовым доходом менее 300 тыс. руб.).
Между тем, как пишет РБК, депутаты Госдумы в ответе на запрос издания расценили поправки нового законопроекта как «технические». И, собственно говоря, если внимательно прочитать текст налогового кодекса и предлагаемые изменения,
выясняется, что для индивидуальных предпринимателей все остается по-прежнему.
«Поправки касаются введения налога на имущество только для организаций-упрощенцев, а значит, индивидуальных предпринимателей никак не затрагивают, — говорит налоговый консультант Светлана Пентегова. — Речь идет об изменениях в пункте 2 ст. 346.11 Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения, которая говорит именно об исчислении налога для организаций. Пункт 3 той же статьи, который посвящен налогообложению ИП, оставлен в прежней редакции».
По словам Пентеговой, СМИ драматизируют ситуацию и вообще подменяют одно другим.
«Крайне негодую по поводу того, как данный законопроект был принят СМИ, которые в погоне за яркими заголовками окрестили данное нововведение «отменой упрощенки». На деле об отмене спецрежима речь не идет», — говорит эксперт.
В то же время она соглашается с тем, что для малых предпринимателей налоговая нагрузка вырастет.
«Предприятиями малого бизнеса считаются имеющие доход до 400 млн рублей в год. При этом по «упрощенке» имеют право работать только компании с доходом, не превышающим в год порядка 60 млн руб.
Обычно они не являются крупными владельцами недвижимости, так что и налог на имущество в весомых объемах им платить не потребуется.
Но, возможно, рост арендной платы, которую повысят собственники помещений, для таких компаний произойдет», — говорит Пентегова.
По ее мнению, в целом поправки находятся в русле налоговой политики и призваны упорядочить ситуацию.
«Все поправки в законодательство, которые мы получаем в течение года, законодатель черпает из основных направлений налоговой политики. Так вот если говорить об основных направлениях на 2014 год, то там ничего «ущемляющего» не содержится — более того, «настроение» основных направлений в целом достаточно благоприятствует бизнесу и инвестиционному климату.
Нововведения связаны с будущим введением налога на недвижимость
Безусловно, данную поправку законодатель связывает с будущим введением налога на недвижимое имущество, предполагающим как раз таки уплату налога исходя из кадастровой стоимости объектов. Таким образом, пока налог на недвижимость не введен, все остается на своих местах, а как только закон о налоге на недвижимость вступит в силу, упрощенцы пополнят ряды его плательщиков», — отмечает Светлана Пентегова.
Есть и еще одно основание для оптимизма. Ставку налога на имущество исходя из кадастровой стоимости в регионах можно будет принимать свою, в том числе ниже установленного для регионов предельного уровня (на 2014 г. это 1%).
«Многое дается на откуп субъектам. Если закон о введении налога на имущество для организаций примут на федеральном уровне, мы в Заксобрании будем работать над тем, чтобы сгладить последствия его применения в городе и крае, создавая условия для развития предпринимательства», — говорит Тарас Яскевич.