Красноярск давно метит в столицы Сибири. Но пока своим соседям проигрывает. В том числе — и по количеству современных архитектурных сооружений, и по развитию инфраструктуры. Одна из причин отставания заключается в том, что инвестиционный климат для строительства крупных объектов в нашем городе — не самый мягкий и солнечный.
ДЕЛА.ru попытались разобраться, почему инвесторы не торопятся в Красноярск.
Экономика диктует
Инвестиционная деятельность всегда сопряжена со значительным риском. И первая очевидная причина «медлительности» инвесторов в Красноярске — в объективном экономическом положении.
Сергей Волоткевич, директор компании «Inoproekt», отмечает: «На мой взгляд, ситуация в данный момент складывается не самым лучшим образом для города и региона в целом. Нестабильная положение на мировом рынке, снижение котировок и рейтингов как европейских стран, так и США, не может положительно отразиться на развитии инвестиционных проектов. Многие мои знакомые, международные инвесторы, приостановили свои инвестиции в регионы на неопределенный срок и предпочитают проводить инвестиции в пределах «Золотого кольца России»».

Инвестор не оставляет надежды в скором времени запустить ТРК «Огни»
В свое время экономическими проблемами, возникшими у инвестора, была вызвана и приостановка строительства сети ТРК «Огни». Московская компания StroinRos Development Group, правда, не оставляет надежды запустить возведенный на Стрелке комплекс в эксплуатацию.
Свои сложности есть и у компании GVA Sawyer (представленной у нас ЗАО «Красноярск Сити Девелопмент»), которая в нашем городе осуществляет проект многофункционального комплекса с парково-рекреационной зоной на острове Молокова — «Енисей Парк Сити».
«До настоящего времени все работы осуществляются за счёт средств компании, — рассказывает Лариса Логинова, представитель GVA Sawyer в Красноярске. — В будущем предполагается привлечение долевых и кредитных средств в проект, в том числе и от иностранных инвесторов. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами.
Однако экономический кризис внёс свои коррективы. Поскольку остров Молокова является весьма сложной площадкой (отсутствие сетей, отсутствие хорошей транспортной доступности), то для его освоения нужны достаточно крупные и долгосрочные инвестиции (проект предполагается осуществлять в четыре очереди, срок освоения может составить 10-12 лет). Большинство инвесторов в настоящее время предпочитают не вкладывать средства в «долгосрочные» проекты, в связи с чем работы по проекту ведутся не так быстро, как предполагалось. Тем не менее, с учетом проделанной подготовительной работы у нас есть уверенность, что проект будет осуществлен».
Экономические реалии независимо от местонахождения города лежат в основе того, что первоначально заявленная стоимость проекта с началом работ возрастает в разы. «Я не могу сказать, что в Красноярске проблем с инвестициями больше, чем в соседних городах, — считает Сергей Волоткевич. — Я встречался с мэрами других городов, и в разговорах все упоминали о недостаточности инвестирования, о необходимости привлечения большего числа инвесторов. Проблемы не с инвесторами — проблемы с условиями инвестирования в тот или иной проект. Причины могут быть разные, но, как правило, они сводятся к одному — увеличению стоимости проекта и, следовательно, к сроку его окупаемости, а это очень не нравится инвесторам».

Проект освоения острова Молокова в Красноярске расчитан на 10-12 лет
«Мы находим взаимопонимание с администрацией города Красноярска, — отмечает и Лариса Логинова. — Другое дело, что не всегда в бюджете города есть необходимые средства, которые могут быть направлены на поддержку крупных инвестиционных проектов, а именно, на разработку проектов планировки территорий, развитие инфраструктуры (сети, дороги) и т. п».
Вето на развитие
Но есть в нашем городе и свои специфические причины, по которым сдерживается инвестиционная активность «пришельцев».
В XIX веке план Красноярска утверждался самим императором. Сегодня основное решение о том, каким будет облик города, принимают местные власти. И тут все непросто. Уже давно в городском парламенте продолжаются дискуссии, запретить или разрешить строительство новых объектов в историческом центре Красноярска. Проект планировки «сердца города» был утвержден буквально на днях.
«Одним из главных положений проекта планировки исторического центра города является сохранение объектов культурного наследия, — говорит Вадим Пирогов, руководитель управления архитектуры администрации Красноярска. — Это не просто принцип, а ряд норм, ограничивающих использование земельных участков, находящихся в непосредственной близости с историческими памятниками, а также смежных с ними... Проект также чётко определяет границы размещения новых объектов с учётом присутствия поблизости памятников архитектуры, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, зелёных зон».
Очевидно, что документ в перспективе определит ряд существенных ограничений на строительство в центре города. Впрочем, примеры уже имеются.
Гостиничный комплекс на улице Вейнбаума обещал стать ярким объектом современного зодчества и одной из важных туристических точек города. Но... «Проект строительства международного гостиничного комплекса по ул. Вейнбаума, 15, приостановлен. Это очень сложный проект, отнявший много сил и средств, — говорит Сергей Волоткевич.
— К моему огромному сожалению, зона охраны памятников в данный момент не позволяет проводить строительство на данной территории, а мы как международная компания не можем нарушать закон. Наша компания в данный момент планирует строительство на новом месте в центральной части города Красноярска, надеюсь, что новое место позволит нам реализовать наш проект».
Красноярску, надо сказать, вообще не везет с проектами гостиниц. Хотя давно очевидно, что городу жизненно необходим хотя бы один отель с известным именем, под управлением международного оператора. Во всем мире такие объекты строятся исключительно в центре. Но, к примеру, когда в нашем городе возник проект строительства гостиницы на Театральной площади, воспротивилась общественность. Красноярцы начали активно собирать подписи против строительства отеля, которое, как говорится в петиции, приведет к «загромождению и так уже сверх меры застроенного центра» и закроет красивый вид на Енисей.
Подобная активность — не прецедент. Несколько лет назад жители города выступили против застройки набережной, затем — против застройки сквера у Дворца пионеров на Каче.
Но не только центр становится местом битв общественности и застройщиков. Весной в результате публичных слушаний был отклонен проект строительства опять же гостиницы на ул. Воронова. Несмотря на то, что инвестор — компания «Ниял» — был намерен осуществить благоустройство давно запущенной территории, построить дороги и подземную парковку, — жители близлежащих домов не разрешили использовать пустующий участок для возведения отеля. Одним из аргументов стало нежелание терпеть по соседству шумную стройку и проезд грузовиков по дворам.
Будущее требует жертв
С одной стороны, хорошо, что красноярцы стремятся участвовать в формировании облика родного города. С другой – не всегда подобные вопросы у нас решаются с позиции здравого смысла. Москва, Казань, Пермь, Новосибирск – эти города меняются вместе со временем, обретают все более яркий облик.
Красноярск на их фоне по-прежнему выглядит серой провинцией.
Лариса Логинова отмечает: «С точки зрения инвестиционной привлекательности Красноярск имеет высокий рейтинг. Другое дело, что по ряду позиций за последние годы нет положительной динамики по реализации заявленных проектов. Например, из нескольких заявленных крупных проектов строительства отелей 4-5* ни один не был осуществлен. В плане реализации крупных, значимых проектов такие города, например, как Новосибирск и Екатеринбург, выглядят пока более привлекательно, чем Красноярск».

В Новосибирске «Хилтон» расположен в самом центре города
В Новосибирске, к примеру, в прошлом году открылся четырехзвездочный отель под маркой «Хилтон» — единственный для этого бренда за Уралом и второй в России. Теперь в центре города возвышается современная гостиница на 188 номеров, работающая по мировым стандартам. При этом инвесторы построили не только отель, но и бизнес-центр — лучший в городе. Стоит ли говорить о том, что для крупных бизнесменов «Хилтон» — это своего рода аргумент вести дела в Новосибирске.
В Екатеринбурге в августе открылись сразу два деловых центра — многофункциональный бизнес-комплекс класса А с четырехзвездочной гостиницей, выставочными площадками, торгово-офисными помещениями, и, тоже в центре города, бизнес-центр Summit площадью 26 тыс. кв. м с подземной парковкой. Неслучайно по инвестиционной привлекательности столица Урала занимает второе место среди городов-миллионников.
Мировая практика такова, что в крупных городах часть центра отводится под «Золотую милю» — район, в котором расположены самые известные магазины, офисы фирм с мировым именем, самые престижные жилые дома. Сюда стекаются толпы туристов, это самая современная часть города, место, которым гордятся его жители. В Москве «Золотая миля» расположена на Остоженке — это несколько кварталов жилых и офисных зданий, едва ли не лучших образцов современной архитектуры и благоустройства. Но у нас пока и речи нет о чем-то подобном.
Хуже того, город просто не развивается как столица крупного региона. По идее, наличие в Красноярске учреждений такого масштаба и значения, как кардиоцентр, СФУ, фан-парк «Бобровый Лог», проведение международных форумов и соревнований создают условия для привлечения потоков людей из других регионов и стран, развития городской среды и инфраструктуры. Однако пока движение в этом направлении — очень медленное. Хотя очевидно, что без подобной инфраструктуры большинство уже существующих крупных проектов могут оказаться неэффективными.
Современные выставочно-деловые центры, офисные здания, спортивные объекты мирового класса, гостиницы международного уровня — это наше окно в мир, это новые инвестиции в экономику города, развитие его инфраструктуры, открытость миру не на словах, а на деле. Мы так много говорим о развитии в нашем регионе туризма, но реальных шагов в этом направлении пока не делается.
Выбирая путь развития, нельзя обойтись без жертв. Чтобы вырастить новую городскую среду, неизбежно придется расстаться с чем-то привычным. Конечно, речь не идет о памятниках старинного зодчества.
Но на месте ветхих домов и земляных дворов могут появиться новые современные здания.
Понятно, что инвесторов прежде всего интересует возможность строительства в центре города. Однако пока городская администрация может предложить им немного. «В проекте планировки предусмотрены две достаточно большие резервные площадки для строительства нового жилого микрорайона с общественным центром (на месте бывшего Комбайнового завода) и административно-деловых зданий (в микрорайоне Качинский). Эти территории не позволят центральной части города застыть в градостроительном развитии, а ядро центра приобретет архитектурно выраженное обрамление. Здесь появятся современные офисные помещения, торговые комплексы, оснащенные в соответствии с новыми требованиями всей необходимой инфраструктурой», — говорит Вадим Пирогов.

В центре Красноярска на площадях Комбайнового завода запланирован новый жилой и деловой район
Вот только эти перспективы — очень далекие. Можно сказать, что сегодня по сути центр Красноярска для инвестиционных вложений закрыт. И пока идут разбирательства и скандалы на тему «не пущать», люди, готовые вкладывать деньги в развитие Красноярска, уходят в другие регионы и на другие площадки.
Для того чтобы Красноярск развивался, нужно не просто наличие интереса инвесторов, нужно желание жителей и властей менять свой город, делать его современным. «GVA Sawyer считает, что осуществление крупных проектов возможно только при тесном сотрудничестве с муниципалитетами, — отмечает Лариса Логинова. — Необходимо гармонизировать интересы частных инвесторов, властей и жителей, работать над улучшением облика и возможностей города».
Софья АЛЕКСАНДРОВА
ДЕЛА.ru