У солидных и занятых дядь и теть вообще редко бывают хобби. А что такое играть — они и вовсе забыли.
Действительно, какие игры могут быть у взрослых людей (метафорические значения этого слова в расчет не берем)? Иногда — с ребенком. Совсем редко — в футбол. Еще можно играть в карты, на тотализаторе и на гитаре...
У героев этого материала все не так. Читаем, завидуем чужим играм. И — по возможности — присоединяемся.
Вот мир, который построил…
…а, нет, Василий просил его фамилию не упоминать. Говорит — всегда немного стеснялся своего несерьезного увлечения. Между тем «несерьезному увлечению» уже 18 лет, и за это время участниками пресс-футбольной лиги, созданной нашим героем, стали больше 100 человек. Даже династии игроков появились: как партнеры и соперники здесь встречаются отцы и дети (не говоря уж о мужьях и женах).
Времени такое хобби требует как хорошая работа. На решение разного рода организационных и творческих вопросов и ведение форума уходит (Василий однажды посчитал) минимум 20 часов еженедельно. Половина стандартной рабочей недели.
В пресс-футбольной лиге (ПФЛ) Василий — Рефери. И по совместительству — «Спартак».
«ПФЛ — это, по большому счету, сайт спортивных прогнозов, — объясняет Рефери. — Но букмекерских контор — виртуальных и реальных — сейчас множество, а у лиги есть два принципиальных отличия. Первое — ты играешь с конкретным человеком: твои ставки — против его ставок. Есть список из 12 матчей — соперники прогнозируют их результаты, затем прогнозы сопоставляются, совпадения отсеиваются, по разнице верно угаданных исходов определяется победитель. Второе отличие: лига — это не просто «бюро прогнозов», а некая фэнтэзи-страна. Люди играют не под реальными именами или никами — используются названия команд: «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Спартак»…
В пресс-футбольной лиге — все как в настоящей футбольной: и календарь игр, и турнирная таблица, и кубки
Календарь игр и турнирная таблица у нас почти такие же, как в футболе: сезон длится 8–9 месяцев, каждую неделю новый тур — все поочередно играют друг с другом. А при подведении итогов учитывается не само по себе число угаданных результатов, а количество набранных очков: за победу в туре присуждается 3 очка, за ничью (когда обе команды определили верные исходы поровну) — 1, за проигрыш — ноль. Игра в ПФЛ идет на деньги, и обладатели первых трех мест в конце сезона делят между собой призовой фонд. Который, в свою очередь, складывается из членских взносов».
Разумеется, фантазийный мир создается не только именами его «обитателей» или схемой игры. Как в большом спорте, здесь есть медиа-сопровождение турнира: репортажи, комментарии экспертов, обзоры туров… 18 лет назад все это делалось вручную.
«Я распечатывал и развозил участникам листочки, они делали прогнозы на отрывных купонах, я вносил данные в компьютер, потом тем же путем знакомил всех с результатами, — рассказывает Василий. — Так же было и с нашей газетой. Я ксерил 10-20 экземпляров, вез по разным концам города… В 2007 году у ПФЛ появился свой сайт. Кое-кто говорит, что это подорвало лигу — мол, некий элемент общения оказался потерян. Не знаю, информация на сайте обновляется ежедневно, есть форум для комментариев и общения, ветки его множатся — на одной ругаются болельщики, на другой котят обсуждают… Кстати, сайт ПФЛ — закрытый: войти на него можно только под паролем, который есть у действующих игроков и тех, кто играл раньше».
Сейчас в лиге 20 команд. За 18 лет люди приходили, уходили, возвращались. Сначала это были коллеги и университетские друзья Василия. Потом — знакомые знакомых, родственники знакомых, дети родственников знакомых…
«Собственно, главное (и, в общем, единственное) условие вступления в ПФЛ — чтобы человек был как-то с кем-то связан. В этом сезоне у нас добавился участник — по рекомендации одного из игроков. Поскольку лига виртуальная, его до сих пор никто не видел, пару раз удалось по телефону пообщаться. Мы даже шутили, что в реальности этого человека не существует — он «альтер эго» нашего товарища, который решил таким образом вторую команду себе завести…»
В отдельные сезоны в ПФЛ участвовали по 50 человек, иногда больше — их даже приходилось делить на дивизионы. Затем Рефери решил процесс «оптимизировать».
Пару лет назад из лиги исключили женщин и не слишком активных игроков. Остались 24 серьезных мужчины. Но в этом году женщины и дети вернулись.
«Это создает дополнительную интригу. Ты играешь против женщины в футбол… А вдруг проиграешь? Это же повод для всеобщей иронии! Если же как соперники встречаются муж и жена — сколько новых возможностей отрывается в описании матча! Ну и вообще чем больше неординарных личностей в лиге и чем интереснее между ними отношения, тем лучше. Все это усложняет и развивает наш фэнтэзи-мир».
Изредка тренеры ПФЛ все-таки встречаются в реале. Так, конец сезона в обязательном порядке завершается банкетом. Люди знакомятся, бывает — влюбляются-женятся…
Абсолютная благостность в ПФЛ при этом не царит. Можно из лиги и вылететь — если, например, сильно залезть в долги или злостно уклоняться от сдачи прогнозов.
И вот вопрос: неужели за все эти годы Рефери не пришло в голову тиражировать интересную идею, запустить ее в «большой интернет» и, собственно, на ней зарабатывать?
«Я несколько раз к этому подходил — и очень быстро понимал, что поставить дело на коммерческие рельсы не получится. Главное, что держит здесь людей, — закрытость лиги, ее клубность. Фэнтэзи-мир привлекает их больше, чем возможность заработать на прогнозе или дать выход азарту. В конце концов, многие наши участники играют на других сайтах — но ведь от нас не уходят. А если в лиге будет 10 тысяч игроков — пропадет весь антураж, газета, тесное общение, сам дух... Пожалуй, единственный приемлемый способ коммерциализации — это если бы в ПФЛ играли 20 миллионеров и делали ежемесячные взносы тысяч по 10. И было бы им интересно, а мне богато».
Переходящие кубки ПФЛ вручаются чемпионам турниров. А медали остаются им насовсем
Этим летом ПФЛ едва не закрылась. Василий говорит, что еще раньше определил для себя границу: исполнится 40 лет — перестанет заниматься лигой.
Исполнилось. Почувствовал, что вполне найдет, чем заполнить высвободившееся время. Наверное, в каком-то смысле действительно «перерос» игру. Однако сезон все-таки начался — правда, на пару месяцев позже обычного.
«С этого года я получаю зарплату за ведение ПФЛ — отчисления на нее идут из членских взносов. Так мне и семье проще объяснить, почему я этим занимаюсь, да и себе самому тоже», — говорит наш собеседник.
Однако тут же сам себя опровергает — держат его в ПФЛ отнюдь не деньги.
«Эта игра — некий симулятор эмоций, которых не хватает в реальной жизни.
Одно дело просто болеть за любимую команду, другое — когда постоянно живешь в этом, когда игра — дело рук твоих, когда ее результаты определяют настроение на весь день. Потом, я бы сказал, в определенном смысле мы опередили и соцсети, и онлайн-игры — у нас-то все началось раньше: приятно это осознавать! Ну и, конечно, со многими интересными людьми я здесь познакомился».
Случай из игры
«На заре ПФЛ, еще до интернета, привожу одной даме, игравшей у нас в лиге, листочек с прогнозами. Она берет купон и, даже не глядя в список матчей, начинает вписывать цифры наугад. А на мое искреннее удивление отвечает — а мне все равно это ни о чем не говорит. Но ей все-таки было интересно с нами играть — потому что были друзья, газета, сама атмосфера…»
Новый поход императора Наполеона
В Красноярске с 1995 г. дислоцируется 1-й полк морской артиллерии императора Наполеона. В миру товарищи по оружию — люди самых разных профессий и возрастов, от школьника до военного прокурора. А еще бравые морские артиллеристы — настоящие любимцы «отца» военно-исторической реконструкции Олега Соколова (его здесь называют Сир), специалиста по военной истории Франции.
В исторических битвах участвуют люди разных профессий
Историческая реконструкция — довольно молодой вид хобби, в Россию пришел в начале 90-х. Участники Красноярского общества любителей военной истории «реконструируют», конечно, не по наитию, а после изучения документов, культуры той или иной эпохи и т.д.
А потом начинается игра.
«Я пришел в клуб в 2005-м, — рассказывает редактор и издатель Андрей Федин. — Год подготовки — и вот первый настоящий бой, Бородинское сражение 2006-го. В первой же битве был топтан лошадьми, рублен саблями и подорван на мине. В середине сражения геройски погиб на подступах к батарее Раневского. И попутно снял 20-минутный фильм про учения, отдых и героизм солдат Наполеона».
Реконструкции, если есть возможность, организуют в местах исторических событий.
«Для меня самыми яркими стали сражения под Фридландом (Калининград), Лейпцигом и в Ла Корунье — это север Испании, — говорит Андрей. — Ну и самое запомнившееся — Бородинское сражение 2012 года. Я тогда вместе с боевыми товарищами был награжден медалью».
Формально участники клуба платят членские взносы. Но они настолько символические и настолько (уж будем честны!) доброволен характер уплаты, что хватает их только на самое необходимое.
«Но знамя полка с орлом мы сделали. Его торжественно вручил нам Сир под Бородином в 2012 году», — делится наш морской артиллерист.
Иногда кажется, что реконструкция исторического сражения зашла как-то слишком далеко…
Амуниция, предметы быта, оружие — все это члены клуба покупают за свои деньги или делают сами. Главная проблема, конечно, с вооружением:
«У буржуев все желающие могут выбрать и купить любой из «исторических» стволов, они там вообще не считаются оружием. И так везде, кроме России. Я сначала пользовался макетом ружья. А пару лет назад обзавелся индийской моделью 1809 года. Красивая вещь. Стреляет до звона в ушах. Холостыми, конечно. Но без этого никак».
Перед сражениями обязательно проходят организационные встречи и учения — подготовка к военным действиям может длиться и до полугода, особенно если они намечаются за границей. И на сборах, и в бою командиры дерут с рядовых три шкуры, чтоб форму не потеряли, признается Андрей. В общем, все как в старые добрые времена. На современность указывают лишь сигареты вместо трубок, видео- и фотокамеры и шашлыки, которые наполеоновцы жарят в перерывах между атаками.
Случай из игры
Морских артиллеристов армии Наполеона в Испании особо интересовали девушки
«На битву в Бискайском заливе под Ла Коруньей мы добирались на автомобилях через всю Европу. Как настоящих моряков нас, конечно, интересовали женщины. На Запад мы приехали с твердой уверенностью, что русские девушки — самые красивые на свете. И повсеместно находили тому подтверждение! Казус произошел сразу после кровавого сражения. Отдыхая и попивая пиво, мы разглядывали испанских женщин — и снова и снова убеждались в своей правоте.
И тут к нашей компании подходит неземной красоты испанка. Наша убежденность несколько поколебалась, но… она на чистом русском спросила: «Ребята, вы из России?» Это была наша соотечественница Наташа, которая несколько лет назад вышла замуж за испанца. Так за русскими красавицами утвердилась безоговорочная победа. А с Наташей и Арнольдо, ее мужем, архитектором по образованию, я переписываюсь до сих пор».
Игры разума
«Что мне это дает? Игра — классный досуг, общение с интересными людьми. А кроме того, мозги не черствеют. Ну и соревнование с людьми намного младше, конечно, бодрит».
Внимание, вопрос: о какой игре речь? Минута пошла…
В Красноярске клуб «Что? Где? Когда?» появился лет пять назад. Журналист Константин Карпухин играет в нем третий год. С октября по май игры идут каждое воскресенье. Раз в год, на турнире «Енисейская знать», собираются команды со всего края. Подтягиваются и спонсоры, готовые вручить победителям что-нибудь ценное.
Обязательных тренировок нет: кто-то собирается два раза в неделю, а некоторые встречаются прямо на игре — дела не позволяют. Семьи опять же.
«Наша команда Союза журналистов — самая пожилая: от 40 и дальше. Остальные — молодежь: студенты, даже школьники. Два года назад мы становились чемпионами — а сейчас молодежь нас обходит. Может, возраст сказывается. Мы однозначно «плаваем» в молодежной культуре, где-то уступают они. Но вообще у молодых ребят мозги какие-то совсем другие. И вопросы другие...».
В Красноярске клуб «Что? Где? Когда?» работает уже 5 лет
А вопросы-то да, те еще. Минута вполне может уйти только на то, чтоб понять: а о чем, собственно, спрашивают?
«Живущий несколько лет в Париже Борис Носик рассказывает, что иногда приносит свои творения в лавку «Шекспир и компания», но очень часто денег за них не получает. Тогда он совершает действие, аналогичное неоднократным действиям героя романа 1953 года. Назовите автора упомянутого романа».
Эм-м-м…Действие? Герой? Роман? Сколько вообще романов было написано в 53-м? А можно вопрос повторить?..
Года полтора-два назад знатоки начали гастролировать: их все чаще приглашают на «показательные игры» в красноярские бары, рестораны и прочие ночные заведения для взрослых. «Ну, это чтобы не только танцы-шманцы-обжиманцы там были, но и вроде такой вот интеллектуальный досуг», — объясняет Костя.
Случай из игры
«Иногда игры проходят не в детской библиотеке, как обычно, а в одном из пабов. Именно игры — не показательные выступления, о которых я говорил. И темы там задаются такие, которые в детской библиотеке просто невозможны. Как вам «Город грехов», например? Естественно, и вопросы, и ответы — на грани фола. Тут командам приходится проявлять не только скорость мышления, но и определенную раскрепощенность».
А бонусом — еще один вопрос от юных игроков. «Персонаж «Бури» говорит девушке: «Ни за что на свете, любимая, хитрить с тобой не мог бы». В оригинале следующая реплика содержит устойчивое выражение, которое, надеемся, вам не чуждо. Назовите его».
Отвечать можете сразу же — как только перечитаете Шекспира в подлиннике.
К чему играть?..
Объясняю: так и так, готовим материал об играх взрослых людей. Описываю увлечения наших героев — и получаю в ответ:
«А с чего вы взяли, что это игры ВЗРОСЛЫХ людей? Это детские игры: сюжетно-ролевые, игры в «тайные сообщества»… Взрослые играют совсем в другое — на фондовой бирже, на «Форексе». А если они не прочь вернуться в детство и пострелять в пейнтболе — любой психолог наверняка обнаружит у этих ребят пубертатные сюжеты, которые не были пережиты, и они их компенсируют таким образом. Это я вам как психотерапевт говорю».
Это Борис Хасан, доктор психологии, завкафедрой психологии развития СФУ.
Думать, что сразу столько умных, успешных, симпатичных взрослых мужчин так и ходят с неизжитыми подростковыми комплексами, как-то мучительно больно.
Но доктор Хасан продолжает: «Впрочем, под игровым антуражем могут разворачиваться другие скрытые процессы — вполне «взрослые». Скажем, собрались участники клуба любителей вина — попробовали и обсудили новые сорта, пожарили сыр, и все это — в обстановке некоторой «секретности», «избранности». По форме — типичная юношеская тусовка. Но на самом деле люди «прощупывают» друг друга, налаживают связи, сближаются. Потом, когда они встретятся в деловой обстановке, они уже вроде как не чужие. В культурном сообществе ведь не принято обращаться к человеку за решением важного вопроса сразу после знакомства. Нужно хотя бы какое-то время пообщаться, иначе это дурной тон. Игра в «закрытый клуб» иногда решает эту проблему».
Красноярцы любят психологические игры
Кстати, как оказалось, в Красноярске довольно много желающих поучаствовать и в психологических играх — из интереса, а не потому, что начальник послал на «командообразующий тренинг».
«Таких примеров сколько угодно, есть даже клубы, которые этим занимаются. А в Америке это было целое движение: через энкаунтер-группы (сборища любителей покопаться в себе. — Ред.) прошло 80% населения США. Эти люди не сильно продвинулись в плане карьеры — у них, скорее, открылись новые ресурсы чувствительности друг к другу, умения проявлять эмоции. А то, что принято называть командообразованием… Настоящие команды создаются не на тренингах. Если я решил сделать хорошую волейбольную команду, я и буду тренировать ее на игре в волейбол, а не в тим-билдинге. Продавцов подобных технологий в последнее время развелось много, но если называть вещи своими именами, то это обман. Мне очень нравится такое сравнение: это любители брить крыжовник и продавать его как виноград».
Как объясняет Борис Хасан, такие игры дают определенный эффект — но не тот, которого от них ждут:
«Человек «распаковывается», становится проще, мягче. Формат этих игр как бы освобождает от персональной ответственности за действия. Это как на подростковой дискотеке. Ну где еще можно санкционировано подержаться за девочку? А на танцах можно — и ответственность за это лежит на самом формате мероприятия. Так и тут. Люди ведут себя как хотят, прикалываются друг над другом — и все это позволяется тренингом».
Вообще в психологии, рассказывает Борис Хасан, принято говорить о нескольких разновидностях игр. «Гейм»-игра — на результат; здесь важно соблюдать четко определенные правила. «Плей»-игра — ради удовольствия от самого процесса. «Перформанс»-игра — изображение, возможность прожить еще одну «лишнюю» жизнь.
Ноу-хау отечественной психологии — организационно-деятельностные игры. Смысл их в том, чтобы научить людей из разных сфер находить общий язык и сотрудничать.
«Игра может способствовать взаимопониманию, но, с другой стороны, может лишь имитировать такой результат. Ребенок, играя в доктора, надевает халат, фонендоскоп, «слушает» кого-то — похоже на настоящего врача, но на деле-то лишь видимость. Иногда и взрослые люди, играя, принимают изображение за действительность. И это штука уже небезвредная».
«Ну, может, им это зачем-то нужно…», — пытаюсь оспорить. — «Да ради бога. Если люди получают терапию, разрядку, релакс — так и на здоровье. Главное, не обманываться».
На 23 Февраля женская часть коллектива медиа-группы «Дела» подарила мужчинам настольный футбол. Первый турнир состоялся прямо на корпоративе, и с тех пор снаряд не пустует. Интересно, с чем мы имеем дело? С «гейм»-игрой, когда главное — соблюдать правила? Или это «плей»-игра, и важен сам процесс? А может, налицо «перформанс», и парням нравится думать, что они крутые игроки независимо от того, как оно есть на самом деле?
Мария ИВАНОВА
ДЕЛА.ru