Отдалиться, чтобы стать ближе? Кажется парадоксальным, но именно такой постулат заложен в систему «электронного правительства». Если проект будет реализован, то одно нажатие на клавишу клавиатуры или кнопку «мобильника», движение «мышкой» — и вы получаете нужную справку, записываетесь на прием к врачу или даже заказываете место и время своей свадьбы...
В общей сложности в электронный формат хотят перевести несколько сотен госуслуг. В «сером доме» утверждают, что такой метод позволит избежать очередей в госучреждениях, избавиться от бюрократических отписок, бумажной волокиты, повысить качество администрирования и даже сэкономить бюджетные средства. Правда, пока даже непосредственные исполнители не могут назвать точную стоимость всего проекта.
Технологии все возрасты покорны?
Создание «электронного правительства» спущено регионам Москвой. Федералами сформулированы и основные требования: в электронный вид нужно перевести 58 госуслуг. Красноярцы же замахнулись на большее и составили список из почти двухсот пунктов. Идея строить новое правительство родилась еще в 2002 году вместе с федеральной целевой программой. Однако активные действия и четкие временные рамки появились лишь недавно.
Планируется, что проект будет осуществлен поэтапно. Уже в мае красноярцы должны передать региональный список госуслуг в Москву. Пока суд да дело, специалисты займутся разработкой регламентов. В декабре порядок предоставления и описание самих госуслуг должны появиться на портале. И уже в январе будущего года все формы заявлений и других документов выложат на сайт. Завершение проекта — 2013 год. По крайней мере, по изначально планируемым услугам. После этого останавливаться также не собираются. В идеале все услуги должны быть «оцифрованы».
Алексей Туров, глава управления информационных систем и технологий губернатора Красноярского края
По словам главы управления информационных систем и технологий губернатора Красноярского края Алексея Турова, специальный краевой портал создаваться не будет. Планируется использовать сайт «Электронная Россия», запущенный федералами в декабре прошлого года. «Это сознательное решение, и принято оно вовсе не оттого, что нам самим сложно разработать сайт, — рассказывает Алексей Туров.
— Для человека-пользователя, оказавшегося в сложной ситуации, совершенно не важно, на каком уровне будет решена его проблема. Должна быть единая площадка. И потому мы стремимся оказаться в контексте общего государственного информационного пространства».
Неизбежно возникает вопрос доступности таких переформатированных услуг. Не секрет, что в повседневной жизни Интернет используют не более четверти красноярцев. И, таким образом, госуслуги могут оказаться недоступными для большинства населения. Алексей Туров считает, что такой проблемы не существует. Во-первых, никто не обязывает сразу отказываться от непосредственных контактов с чиновниками. Даже когда система начнет функционировать, получить услугу будет можно и традиционным способом — через окошко.
И, во-вторых, для того, чтобы получить необходимый документ или встать в очередь в поликлинику, не обязательно иметь компьютер. Система будет работать и через обыкновенный мобильный телефон, и посредством коллективных пунктов доступа. Кроме того, в ней будут задействованы банковские устройства самообслуживания.
«Помимо этого, мы собираемся более эффективно использовать телекоммуникационные ресурсы уже эксплуатируемой в настоящее время системы связи «Енисей», — отмечает глава губернаторского управления информационных систем и технологий.
Скептикам, которые говорят, что высокие технологии не найдут понимания у людей старшего поколения, Алексей Туров отвечает: «С этим я точно не согласен. Посмотрите на электронные карточки льготника. Бабушки и дедушки очень умело научились ими пользоваться». Кстати, сама карта также имеет немаловажное значение в проекте. Ожидается, что пластик с чипом внутри будет использоваться как один из методов защиты конфиденциальной информации.
По словам г-на Турова, социальные карты должны быть выданы всем жителям края: «Это своеобразный идентификатор личности, который защищает информацию от передачи в третьи руки. В случае утери можно позвонить в единый центр, и карту заблокируют, чтобы ею не смог воспользоваться другой человек. Подчеркиваю, что это лишь один из подходов, который предполагается использовать для защиты персональных данных».
Сама система будет также надежно защищена. Впрочем, пока у разработчиков есть лишь четкое понимание стратегии и направления развития. Конкретики по финансированию, использованию тех или иных платформ, систем пока нет.
«Сейчас мы формируем план развития Информационного общества и „электронного правительства“. Речь идет в том числе и о разработке стандартов, платформ и прочих элементов», — говорит Алексей Туров.
Очевидно, что управление в одиночку не справится с решением такой сверхсложной задачи. Создатели системы и не скрывают, что, возможно, придется привлекать сторонних специалистов.
Не в проводе дело
Женя Маменко, генеральный директор «Красноярск.Биз»:
— Система «электронного правительства», конечно, нужна и важна. Но ее реализация на практике требует в первую очередь даже не соответствующей технической оснащенности. Для успеха системы нужно принятие сразу нескольких законодательных актов. Это необходимо для того, чтобы различные и разрозненные ныне властные ведомства более тесно взаимодействовали между собой. Иными словами, чиновники должны говорить на одном языке.
Это я не к тому, что сейчас министерства и агентства плохо друг с другом общаются. Вовсе нет. Я о техническом взаимодействии и понимании. Сегодня в каждом из них, как правило, своя информационная система, и зачастую друг с другом они не стыкуются. А ведь «электронное правительство» предполагает единую базу документов и справочных данных, а значит, и единую систему.
Для воплощения задумки в жизнь нужен системный оператор. И задача у него будет заключаться не только в прокладке кабеля. Это более обширная миссия, и дело тут не только в технике. Наладить выдачу справок посредством Интернета или терминалов не так уж и сложно. Это то, что на поверхности, то, что видит потребитель. Система «электронного правительства» предполагает ускорение процессов еще и внутри самих властных структур.
Эскалаторы
Как бы то ни было, у многих идея «электронного правительства» вызывает опасения. При непосредственном контакте с чиновником, который тянет с ответом, можно хоть как-то на него воздействовать. А вот в случае передачи прошения по проводам бюрократ может запросто ответить, мол, не получал ничего. Но система «электронного правительства» застрахована и от этого. По крайней мере, так говорят разработчики.
«Одно из существенных отличий этой системы — ее прозрачность и открытость, — отмечает Алексей Туров. — Если обращение легло под сукно у одного нерадивого чиновника, оно автоматически транслируется на более высокий уровень. Мы даже слово новое для этого изобрели — эскалируется. При этом система самостоятельно фиксирует точную дату поступления и начинает отсчитывать срок, в который должен быть дан ответ. Запланирована и система напоминаний. Если сотрудник продолжает игнорировать обращение, информация об этом тут же отобразится на мониторе его руководителя. Подчеркиваю — все это происходит автоматически, и человеческий фактор тут не играет никакой роли».
Впрочем, это далеко не самая страшная опасность. Никто не сомневается, что электроника может и будет работать четко и слаженно. И даже в усердии чиновников-исполнителей тоже можно не сомневаться. Но вот хватит ли ресурсов для обслуживания системы? Не раз наблюдались ситуации, когда хорошее вроде бы изобретение — электронная очередь — лишь затягивало процесс приема посетителей. Да, давки и ругани нет, а вот время общения с клиентом увеличивается или операционистов не хватает.
Г-н Туров признается, что такой вариант развития возможен. Однако это свидетельствует не о том, что технология плохая, а о том, что возможности по увеличению производительности труда просто не используются: «Очередь — это не просто выдача бланков, чтобы люди не ругались из-за „места под солнцем“. По сути, в самой системе электронной очереди заложен механизм автоматического слежения за качеством работы сотрудников. И дело тут лишь в усердии непосредственно людей. Впрочем, чипа исполнительности для человека пока, к сожалению, не придумано».
Бывший министр финансов края Михаил Котюков считает, что именно этот аспект как раз потребует наведения порядка. Он согласен, что применением только информационных технологий проблему недостатка ресур- сов не решишь, но отладить процедуру, установить сроки исполнения и порядок слежения власти вполне по силам.
Штатный вариант
Перевод чиновников в виртуальный мир — идея не новая. Одно из первых «электронных правительств» в мире появилось в 1994 году в Канаде. Чтобы реализовать проект, понадобилось пять лет. Сегодня это четырехконтурная система, объединяющая до 500 интернет-сайтов. По оценкам властей, избавление от физического посещения ведомств и служб за три года сэкономило государственному бюджету 10 млрд долларов. Вскоре после Канады по тому же пути пошли Сингапур и США. Сегодня подобные системы действуют в большинстве развитых стран мира — сетью покрыта практически вся Европа.
По словам главы управления информационных систем и технологий Губернатора Красноярского края Алексея Турова, слепо копировать иностранный опыт не имеет никакого смысла: «Кстати, сами методы зарубежных коллег отличаются друг от друга. Так что единственно верного пути нет. При этом, конечно, никто не станет отрицать, что некоторые полезные вещи перенять стоит».
И все-таки, несмотря на разно¬образие подходов, на планете есть два общих пути создания порталов госуслуг. Централизованный, который строится по принципу «сверху вниз», и метасистема, исповедующая принцип «снизу вверх».
Яркий пример первого метода — Великобритания. Здесь электронная новинка насаждалась властью — сверху. А вот в США, где информатизация на местах была достаточно развита, систему вырастили снизу. «Строителям» нужно было лишь объединить данные всех штатов в единое информационное пространство на государственном портале.
Г-н Туров считает, что Россия более тяготеет к американскому варианту. Тем не менее есть оговорки. Если в США уровень информатизации на местах к началу создания системы был достаточно высок, то российские регионы все-таки разнятся в степени готовности к реализации проекта. Нынешними лидерами являются Москва и Татарстан.
Уже пробовали
Попытка избавить человека от бюрократии при помощи удаленного доступа предпринимается властями не первый раз. Несколько лет назад в регионе в рамках федеральной инициативы появился многофункциональный центр (МФЦ). Планировалось, что по России будет открыто около 300 таких пунктов. Задача заключалась в том, чтобы часть госуслуг свести в одном учреждении. Будь то выдача загранпаспорта или справки, все должно было сконцентрироваться в «едином окне». Подал документы, подождал, получил... И не нужно бегать и добывать бумаги во множестве структур.
Сюда же хотели подключить и Интернет. По недавним заявлениям чиновников федерального Министерства связи, граждане уже к середине этого года должны получить возможность отслеживать процесс отработки заявок на сайте МФЦ. Какую роль станут выполнять эти центры, когда будет создано «электронное правительство», и нужны ли они будут вообще, пока непонятно.
текст: Марат Винский
фото: Эдуард Карпейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»