статья

Градус закона

Поправки в закон о госрегулировании производства спирта могут привести к национализации предприятий

Журнал Советник. Грамотное управление. КрасноярскЗа последние восемь лет редакция закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто­содержащей продукции» менялась практически ежегодно.
Вот и сейчас на рассмотрении в Госдуме находится около 15 законопроектов, направленных на ужесточение контроля в этой области. Половина российских спиртзаводов не переживут новых требований, предупреждают эксперты. Зато отрасль станет прозрачнее, отвечают им депутаты.

Прибор

Солянка из поправок

Нелегальный оборот алкогольной продукции составляет сейчас около 40% рынка. По данным Росстата, в 2009 году на территории России было произведено 112,7 миллиона дал водки и ликероводочных изделий, при этом через розничную сеть было продано 168,9 миллиона дал. Бороться с контрафактом депутаты предлагают сразу на всех фронтах. Для производителей — ужесточить условия получения лицензии, для перевозчиков — ввести лицензию, для продавцов — ограничить время и места продажи алкоголя.

Чтобы сегодня получить лицензию на производство спирта, нужно заплатить госпошлину шесть миллионов рублей и не иметь задолженности перед государством по налогам. Однако даже такие требования, по словам генерального директора спиртзавода «Арга» Андрея Иванова, выполнимы не для всех предприятий, ведь большинство из них сегодня находятся в состоянии банкротства или предбанкротства. По новым правилам заводу положена лицензия, только если он имеет необходимое оборудование для утилизации барды — главного отхода спирта. Новостей здесь вроде бы никаких, закон и прежде предусматривал наличие подобных аппаратов, но раньше, жалея произво­дителей, на это смотрели сквозь пальцы. Теперь же, уверяют депутаты, поблажек не будет: нет оборудования — нет лицензии.

«Оборудование очень и очень дорогостоящее, — говорит генеральный директор компании „Байкалфарм“ Михаил Матханов. — Самое дешевое, китайского произ­водства, стоит около миллиона долларов, а наиболее эффективное — порядка трех с половиной». Что теперь будет с полубанкротами, предположить несложно: либо закроются совсем, либо продадутся задешево, считают эксперты.

Второй пакет поправок касается перевозчиков, а точнее — введения лицензирования их деятельности. Считается, что именно перевозка сырья — наиболее уязвимое место в процессе производства алкоголя.

Введение лицензирования и обязательного уведомления о передвижениях спирта уменьшит поле деятельности для теневых структур, надеются законотворцы. Однако и эта инициатива довольно спорна. «Лицензирование — очень грубый способ вмешательства в предпринимательскую деятельность и применяется только в тех случаях, когда другими путями достичь безопасности осуществления деятельности невозможно, — говорит заместитель генерального директора юридической фирмы „Первый Поверенный“ Александр Яценко.

— Очевидно, что только введением лицензирования ситуацию изменить нельзя, потому что, во-первых, непонятно, кто будет контролировать передвижение спирта, а во-вторых, кто сможет получить такую лицензию. Для небольших транспортных компаний это чревато сокращением перечня услуг, а значит, удорожание перевозки спирта в целом обеспечено. Что до контрафакта, то без должного контроля лицензирование ему не помеха. Будут прятать и закладывать другим товаром».

Закон обещает изменения и продавцам. Водку, пиво и слабоалкогольные напитки запретят продавать в ларьках, киосках, палатках, с рук, с автомашин и в других «не приспособленных для продажи данной продукции местах». На федеральном уровне будет прописан запрет на продажу алкоголя с 23 до 9 часов. Законопроект даст право региональной власти устанавливать дополнительные ограничения времени и мест продажи алкоголя и пива, но увеличивать часы продажи алкоголя региональная власть не сможет. Эту инициативу большинство экспертов воспринимают на ура прежде всего из-за ее безвредности: к серьезному уменьшению выручки у ретейлеров она не приведет, к снижениям объемов производства спирта тоже, да и население наше она не отрезвит, зато сама по себе довольно симпатична.

Не мытьем — так катаньем

Поправок, внесенных на рассмотрение в Думу, гораздо больше: среди них есть даже такие, которые ограничивают продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в местах проживания коренных народов Крайнего Севера. По словам Александра Яценко,

в отрасли наблюдается некоторая непоследовательность правового регулирования. «Если говорить о целях правоприменения, то это, безусловно, вредно, — расска­зывает он. — Чем больше поправок — тем менее устойчив закон и тем сложнее его применять. Ведь для того, чтобы сложилась практика толкования закона, необходимы год-полтора, а у нас закон меняется каждые полгода. Такая политика ни к чему хорошему привести не может».

Политика такая, по мнению экспертов, сложилась неспроста. О том, что нация наша неуклонно спивается, не слышал, пожалуй, только глухой. По данным Роспотребнадзора, в стране более 28 миллионов человек вовлечены в пьянство. А из 10 миллионов детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Под флагом защиты населения от зеленого змия выдвигается подавляющее большинство законодательных инициатив. «У депутатов есть свои планы, — говорит Александр Яценко. — Определенное количество законопроектов надо внести, определенное — принять. Особенно хорошо, если они защищают интересы избирателей».

Но главная причина законодательных судорог отрасли, по мнению юристов, — в ее экономической привлекательности для государства. «Несмотря на сложность, технологичность и дороговизну производства спирта, оно все равно довольно рентабельно, быстро и эффективно, — говорит председатель коллегии адвокатов Красноярского края „Бизнес и право“ Виктор Непомнящий.

— А для государства это привлекательно и с экономической, и со стратегической точек зрения». Не секрет, что вопрос введения государственной монополии на спирт висит в воздухе уже не один год. Но прийти и забрать, по словам Виктора Непомнящего, государство просто не может, получится «неинтеллигентно». А вот проводить политику, вынуждающую предприятия сдаться добровольно, — в самый раз. «Чтобы этого добиться, нужно создать такие условия для производителей, чтобы им было выгоднее безвозмездно передать государству контрольный пакет акций, — говорит Непомнящий. — Тем самым и заводы спасут себя от гибели, и государство получит контроль над отраслью».

О том, что все законодательные инициативы попахивают национализацией, говорят вслух немногие, однако абсолютно все сходятся на том, что отрасль консолидируется. Экономически нестабильные предприятия будут простаивать в ожидании лучшей доли, а гиганты отрасли — захватывать новые куски рынка. «Мне как покупателю спирта очень жаль, что рынок сократится: наряду с сокращением производства товарного зерна это повлечет за собой повышение цен на конечную продукцию — спирт, — говорит Михаил Матханов. — Соответственно, на себестоимости водки это тоже скажется — в сторону ее повышения».

Михаил МатхановМихаил Матханов, генеральный директор ОАО «Байкалфарм»:

— Помимо всего прочего в отрасли планируется введение единой ставки акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Это, безусловно, повлечет за собой сокращение контрафактного производства. Но можно с большой уверенностью сказать, что сегмент нелегальной водки компенсирует подпольная продукция. Население будет покупать горячительные напитки «у бабушек» или перейдет на суррогаты или «водкозаменители», к которым относят спиртосодержащие лекарства, например, настойку боярышника и др.

Виктория Дмитриева
Журнал «Советник. Грамотное управление»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Историю края красноярцам покажут глазами художников В Красноярске накануне открылась примечательная выставка, посвященная 90-летнему юбилею края, – «Красноярское время». Лучшие работы местных…

Туристов не пугают цены круизов по Енисею Недавно компания, организующая круизы по Енисею, рассказала об итогах прошедшей навигации. Оказалось, что в дорогостоящих речных поездках побывали…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).