30 ноября, в рамках второго дня Красноярского городского форума, состоялась его центральная панельная дискуссия «Новый генеральный план Красноярска». Эксперты и чиновники обсудили, как подойти к разработке этого ключевого для будущего города документа.
Красноярску нужен новый генеральный план — но каким он будет, неизвестно
К чести организаторов, основной доклад мероприятия в кои-то веки было действительно интересно послушать — рассказывать об опыте работы в России приехал один из партнеров голландской архитектурной компании KCAP Architects&Planners Хан ван ден Борн. В нашей стране эта фирма занималась разработкой мастер-плана Перми — города, во многом похожего на Красноярск.
Перво-наперво участникам дискуссии пришлось разобраться, что такое мастер-план.
Борн объяснил, что это «стратегический документ, описывающий путь развития города. Он не является техническим, как генплан, полон графиков и иллюстраций и может быть понятен широкому кругу лиц».
«Мастер-план описывает городскую среду, и он должен сочетаться с социально-экономическим планом развития города. То есть это ступень в подготовке генплана», — добавил Борн.
По словам голландца, при разработке мастер-плана Перми главной задачей была «трансформация города и формирование в нем среды, в которой людям будет удобно жить и работать».
Ван ден Борн призвал присмотреться к трущобам
«Мы обнаружили, что в городе существует множество площадок, которые можно перестроить, разработать. И не обязательно строить за пределами города. Важная часть в нашем плане отводится переустройству трущоб и апгрейду существующей жилой застройки. Мы предлагаем использовать ту землю, которая занята бараками, гаражами либо просто не используется.
Если обобщить — не стоит смотреть в чистые поля за границами города, стоит заглянуть в сам город и увидеть, какие площадки более ценны, расчистить их и представить разнообразие жилых типологий.
Компактный город стимулирует повышение мобильности и перераспределение трафика в пользу общественного транспорта. Если же вы развиваете город вширь, то вы должны осваивать новые земли, прокладывать новую инфраструктуру, и это не всегда эффективно.
В результате вы получаете неэффективный город, в котором у жителей уходит много времени на перемещение, что влияет на качество жизни.
А неэффективность городской ткани приводит к плохому состоянию городской среды», — рассказал Борн.
Стратегии развития транспорта в мастер-плане вообще уделялось большое внимание.
«Мы разработали создание продольных и радиальных связей, улучшение системы общественного транспорта и улично-дорожной сети, пешеходной сети плюс развитие велосети для тех, кто хотел бы пользоваться велосипедом хотя бы в теплое время года», — сообщил голландец.
По его словам, акцент в мастер-плане делался на смешанное использование территории центра города и квартальную застройку
— поскольку, по мнению голландских архитекторов, она «более приемлема для развития города, чем отдельно стоящие башни».
«Та же самая плотность может быть достигнута на том же самом участке земли, но при этом вы добиваетесь большего контроля общественных пространств и большей безопасности этих пространств», — сказал Борн.
Говоря о квартальной застройке, он выразил удовлетворение тем, что в Красноярске такой подход уже применяется, например, в микрорайоне Южный берег, проект которого готовили именно в KCAP.
В этот момент многие в зале сказали «Ага!» и многозначительно закивали, переглядываясь.
Голландец между тем продолжал. По его словам, при разработке транспортной схемы Перми много внимания уделялось и созданию качественной пешеходной среды.
«Улицы могут выглядеть идеально для транспорта, но это не значит, что они идеальны для пешеходов. В этом смысле большой вопрос, правильным ли было решение о расширении ул. Ленина в Красноярске.
Давайте посмотрим на улицу Шанз-Элизе в Париже шириной 73 м и спроецируем ее на ул. Молокова в Красноярске. И та, и другая улицы, пусть в разных городах и странах, являются важными артериями в городской ткани. Но в плане среды вдоль дорог решены они абсолютно по-разному, и важно уделять этому вопросу внимание», — сказал Борн.
Голландцы сравнили ул. Молокова с Елисейскими полями
В заключение он отметил, что успех урбанистического мастер-плана зависит и от того, насколько хорошо он проработан с жителями города и профессиональным сообществом.
«Конечно, вы не можете изменить все сразу, но можно шаг за шагом улучшать среду. Когда город переходит от индустриальной к постиндустриальной стадии, возникает новое видение использования территорий и распределения функций в городе. И по мере того как город становится все более эффективным, он привлекает все больше инвесторов. Вместе мы делаем город», — заключил голландец.
Дополнил рассказ Борна архитектор Бюро городских проектов Перми Александр Ложкин — из его долгого выступления запомнилось, что появление первой велодорожки в Перми привело к резкому всплеску популярности велосипедов.
Из зала посыпались вопросы — в основном невнятные и не по делу.
Но попадались и содержательные. Так, председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев уточнил, сколько времени необходимо на создание генплана по этапам его формирования. Ложкин рассказал, что «вся работа в Перми была начата в начале 2008 г.», в конце мая 2010 г. стратегический мастер-план был передан заказчику и в декабре 2010 г. утвержден генплан.
На удивление жизненно прозвучал ответ голландца на вопрос, повлияли ли российские законотворческие реалии на процесс работы в Перми.
«Сначала мы боялись российских норм, опасаясь, что они будут очень жесткими. Но потом поняли, что они могут быть интерпретированы по-разному», — поделился опытом работы в России Борн.
Итог обсуждения подвел мэр Красноярка Эдхам Акбулатов. Он пояснил, что опыт Перми интересен, потому что этот город подобен Красноярску, и заверил, что выступление голландцев — ни в коем случае не реклама услуг конкретной фирмы, а обмен опытом со специалистами.
«Я думаю, что сегодня генплан, мастер-план, стратегия развития города — документы, которые должны учитываться местным сообществом. Это наша общая проблема: градостроительного планирования в городе нет уже на протяжении нескольких десятилетий. И это привело к серьезным проблемам. Сегодня мы должны вложить около 50 млрд руб. одномоментно, чтобы построить самые необходимые объекты социальной сферы, которых требуют красноярцы. Генплан, мастер-план — нам необходимы документы, которые опишут стратегию города, то, как мы будем жить», — сказал Акбулатов.
И вдруг признался, каким будущее Красноярска видится лично ему.
«Будущий Красноярск я вижу как город производства. Нам нужно еще обсудить с красноярцами, какими эти производства должны быть, но я приведу некоторые цифры. Если в Европе на одного работающего объем добавленной стоимости составляет 40 тыс. евро в год, то в Красноярске — около 9 тыс. евро. При таких параметрах и таких производствах мы не можем говорить о сколько-нибудь масштабном генплане. Развитие города напрямую связано с эффективностью производств на его территории», — сказал Акбулатов.
Он заключил, что Красноярск «находится в самом начале пути», и «сегодня вряд ли можно ждать ответа на вопрос, как сформулировать задание на разработку нового генплана города».
Однако эти ответы все же предстоит дать в ближайшие месяцы.
«Этот диалог должен продолжаться, но его нельзя вести бесконечно — думаю, что к концу I квартала будущего года мы должны обсудить проблему и уже иметь четкое задание на разработку и корректировку стратегических документов, задание на разработку нового генплана», — поставил срок Акбулатов.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru