Сегодня на градостроительном совете эксперты, чиновники и представители строительной отрасли обсудили концепцию нового генплана города, над которым сейчас работают столичные проектировщики.
Помимо общих предложений, например, о создании новой оси развития города по направлению на запад, в сторону Емельянова, в обсуждении всплыло и множество интересных деталей — так, проектировщики готовят предложения по возведению пятого и шестого мостов через Енисей, прорабатывают возможность возрождения строительства многострадального метро, предлагают протянуть канатную дорогу от СФУ до Бобрового лога, а леса вокруг Академии биатлона превратить в парк.
Концепция генплана изобилует интересными предложениями
Местные эксперты в необходимости захвата западных территорий усомнились.
По словам главного архитектора ОАО «Гипрогор» (занимается разработкой генплана) Константина Неустроева, цель генплана — запустить переход Красноярска от экстенсивного к интенсивному развитию, превратив его в «город для горожан».
«Красноярск сейчас — это фактически 3 города. Это исторический город и его развитие в сторону северо-западной части, северная часть города — Зеленая роща и так далее — и правая сторона. Эти три части развивались по-разному и плохо связаны друг с другом. Идея концепции заключается в том, что город разворачивается в западную сторону», — сообщил Неустроев.
Создатели документа хотят «развернуть» Красноярск на запад
«Дальнейшее развитие в сторону Емельянова довольно сильное, и здесь в западном направлении появляется целый сюжет. Здесь, на рубеже, возникает еще один деловой центр, дальше уже существует научно-образовательный центр (в районе СФУ и институтов СО РАН. — Ред.), дальше по этой же оси идет культурно-исторический центр, еще дальше — рекреационный центр (остров Татышев. — Ред.). То есть организуется целая структурная ось городских центров вдоль реки».
Развитие города невозможно без модернизации дорожной сети. Значительно разгрузить транспортное сообщение в Красноярске в будущем, по словам Неустроева, может строительство обходной железной дороги.
Схема новой дорожной сети. Красным обозначены основные магистрали
«Существующая обходная автомагистраль в связи с реконструкцией Транссиба может стать мощным коридором для прохождения обходной железной дороги, и это освободит кольцо железной дороги, которое проходит через город. Тогда его можно использовать для пассажирского транспорта. На это, по крайней мере, нацелена РЖД», — рассказал Неустроев.
Новый генплан предполагает и строительство новых мостов через Енисей.
«Для такой территории, как Красноярск, мостов маловато, поэтому в дальнейшем предполагается развитие по Брянской через ул. Революции с выходом на окончание острова Татышев и Затон. Все это освободит Коммунальный мост — сейчас он перегружен напрочь», — сказал Неустроев.
Существенное внимание в генплане, по его словам, уделено формированию «экологического каркаса» города и сохранению зеленых насаждений.
«Лесных насаждений в городе довольно много. Речь идет не о том, чтобы их просто сохранить, а об их включении в планировочную структуру города. В частности, в западной территории планируется создать лесопарковую часть (в районе СФУ и Академии биатлона. — Ред.), сделать этот район городским парком», — сообщил Неустроев.
В историческом центре он призвал «категорически избегать высотного строительства», а берег в районе Стрелки предложил «облицевать красным гранитом», дабы подчеркнуть происхождение названия города.
Объекты будущей Универсиады Неустроев предложил не разбрасывать по всему городу, выделив для них основные знаковые места.
«Это Афонтовская гора, Лысая гора и остров. Их можно соединить канатной дорогой. Такая возможность есть. Это очень украсит город и захватит научный городок и СФУ», — сообщил Неустроев.
Канатная дорога, как и в прежних проектах, зависает над Енисеем
Опустевшие промышленные площадки, по мнению разработчиков генплана, стоит пока не пускать в ход, а законсервировать под будущее развитие.
О проекте комплексной транспортной схемы Красноярска рассказала начальник транспортного планирования института ЗАО «Стройпроект» Виктория Калинина.
«Предложена предварительная схема улично-дорожной сети, включая мосты — всего у нас получается 6 мостов плюс дополнительные переезды через железную дорогу, транспортные развязки в разных уровнях, в том числе реконструкция кольцевых пересечений. При росте автомобилизации нужно развивать общественный транспорт, в том числе скоростные его виды — трамвай, скоростной автобус. Кроме того, в качестве варианта мы предлагаем рассмотреть систему канатных дорог и фуникулеров», — сообщила Калинина.
Разработчики нарисовали городу сеть скоростного транспорта
По ее словам, не забыли проектировщики и про систему метрополитена. «Будем стараться по возможности зарезервировать территории под станции метро», — сказала она.
Особое внимание в схеме уделяется развитию пешеходных зон и велодорожек, освобождению центра города от транзитного движения, оптимизации маршрутов транспорта, развитию скоростного транспорта, перераспределению пассажиропотока с личного на общественный транспорт.
После выступлений проектировщиков настала очередь экспертов, которые высказали свои мнения и оценки. Заместитель директора института «Красноярскгржданпроект» Татьяна Лисиенко констатировала, что докладчики слишком углубились в детали, но пока о них говорить рано, тем более что как раз в деталях имеется много несогласованных вопросов. Говоря же о вопросах принципиальных, она высказалась против консервации промплощадок.
По словам архитекторов, в концепции много пока не согласованных вопросов
Советник мэра по градостроительству Юрий Перелыгин привел заключение экспертной группы союза архитекторов, оценивавшей представленные проекты. Эксперты, по словам Перелыгина, внесли ряд корректировок в предложенные схемы: в частности, уменьшили площадь зеленого каркаса в западной части, сделав его «более дробным».
Председатель правления КРО Союза архитекторов России Аркадий Супоницкий констатировал, что новизна предложенной концепции по сравнению со старым генпланом лишь в том, что застраиваемые территории уходят в западном направлении.
«На этот счет надо серьезно подумать. Расчетная численность населения в Красноярске через 20 лет — 1,3 млн человек. Чтобы разместить 300 тыс. новых жителей, и сегодня земли в городе предостаточно. Так стоит ли идти сегодня на новые земли, которые к тому же граничат с качественными экологическими территориями?» — задался вопросом Супоницкий.
Архитектор Борис Шаталов согласился с коллегой, назвав западное направление «сомнительным для развития».
Развитие города в сторону Емельянова посчитали сомнительным
«Там степень урбанизации не может быть сравнима с урбанизацией территорий в районе северного развития — просто в силу их экологической ценности. И, вероятно, Красноярску не нужно несколько новых мощных центров, они просто не создадутся. Тем более где-то за Емельяновым», — сказал Шаталов.
Вместо удаленных западных территорий он предложил проектировщикам обратить более пристальное внимание на ул. Калинина — как на территорию перспективного развития — и увеличивать ее связанность с остальным городом за счет проектирования новых переходов через железную дорогу.
Депутат горсовета Александр Коропачинский предложил уделить больше внимания развитию территорий ныне закрывшихся лесоперерабатывающих предприятий на правом берегу Енисея.
Наконец, мэр Красноярска Эдхам Акбулатов, выступая с заключительным словом, призвал не углубляться в детали, а говорить о концептуальных подходах к разработке концепции. Он предложил принять мнение экспертной группы за основу и дорабатывать его, организовав сотрудничество столичных разработчиков с местными экспертами.