Конкурс на разработку генплана Красноярска со стартовой суммой в 75 млн рублей мэрия объявила на прошлой неделе. Рисовать главный для развития города документ начнут с комплексной транспортной схемы, в рамках которой планируется создать новую модель пассажиропотоков в городе. В мэрии полагают, что справиться с разработкой генплана без помощи крупных столичных институтов, имеющих опыт проектирования советских городов, не удастся, но в то же время добавляют, что готовы сотрудничать и с западными компаниями.
15 августа главный архитектор города Андрей Макаров, народный архитектор России Арэг Демирханов и руководитель департамента градостроительства мэрии Андрей Лапицкий встретились с прессой, чтобы рассказать об особенностях проведения конкурса на разработку генплана.
Архитекторы Красноярска рассказали о будущем генплане города
Лапицкий сообщил, что
поскольку разработка нового генплана — работа «комплексная и большая», в мэрии приняли решение разбить ее на этапы.
«На первом этапе мы предполагаем разработать проект планировки красных линий улично-дорожной сети и комплексную транспортную схему. Данные документы будут разработаны специализированными предприятиями, которые выиграют конкурс — он у нас будет проведен в сентябре текущего года», — сообщил Лапицкий.
Он пояснил, что транспортная схема «представляет собой схему движения основных транспортных потоков, которая также определит схематические связи между районами города».
«Это документ, призванный решить вопрос связи городских районов, интеграцию муниципалитета с сопредельными территориями. 30% проблем, которые возникают в городе, обусловлены транспортными вопросами», — сообщил Лапицкий.
Он отметил, что одной из задач в создании комплексно-транспортной схемы будет разработка транспортной модели города.
«Для принятия решений нужно понимать текущее состояние городского трафика, мы должны хорошо представлять себе, куда люди ездят и с какой периодичностью, сколько у нас внутреннего и транзитного трафика. Соответственно будет создана гидродинамическая модель, город будет разбит примерно на 90 сегментов, установлены межсегментные связи и трафик. На основании этой научной работы будет создана модель. Тогда появится возможность моделировать ситуацию в городе, добавлять те или иные транспортные узлы и дороги», — сказал Лапицкий.
Тему транспорта у коллеги перехватил Макаров.
«В истории города уже был проект метрополитена, который не был достроен. В модели мы учтем все виды транспорта, чтобы больше не возникали ситуации, когда вложение денег не принесло экономического эффекта. Мы рассчитаем в том числе и необходимость появления метро либо монорельсового транспорта — или же, чтобы разгрузить улицы, включим существующее железнодорожное кольцо», — сказал он.
Метрополитен просчитают еще раз
Фото Сергея Филинина (feelek)
Главный архитектор города отметил, что в новом генплане должны появиться «зоны рекреации, которые исчезли под хаотичной застройкой 90-х годов», «жилые районы либо деловые и спортивные центры вместо тех промзон, что уже не работают», и сообщил,
что при планировании чиновники намерены учитывать и мнение жителей города.
С целесообразностью этого намерения вызвался поспорить Демирханов.
«Мой ответ грозит мне крупными неприятностями с главным архитектором года. Но я сторонник категорического неучастия населения в проекте и выступаю за участие в нем профессионалов. Я всю жизнь утверждаю, что в споре истина не рождается, в спорах она умирает», — сказал Демирханов.
Макаров, однако, возразил, что «одним лишь специалистам без участия горожан нельзя доверять принятие решений», после чего вернулся к содержанию генплана.
«В техзадании мы сформулируем для разработчиков ряд моментов. Это острова, которые должны быть зонами рекреации и сейчас не очень понятным образом связаны с тканью города, это то, что кроме пешеходного моста на Стрелке должны появиться и другие мосты, которые будут связывать остров Татышев с жилыми районами, это набережные, которые должны принадлежать людям, а не предприятиям, это вынос нефтебазы, это Комбайновый завод и так далее», — сказал главный архитектор, резюмировав, что о деталях может говорить часами, но делать это пока преждевременно.
Главный городской архитектор отметил, что «у нас в стране не так много компаний, которые занимаются разработкой граддокументации».
«Это в основном московские и питерские компании, хотя есть сеть местных «гражданпроектов». Решать такие крупные задачи без помощи проектных организаций, которые традиционно занимались нашей страной и располагались в Москве и Питере, наверное, просто нельзя. Это большая и сложная работа», — сказал Макаров.
Вместе с тем он положительно оценил перспективы сотрудничества с западными проектировщиками.
«Мы уже работаем с японской фирмой. Они решают пока локальные задачи, это ряд проектов планировок. И мне пока кажется, что определенный результат налицо. На сегодня мы открыты, железный занавес убрали, и привлечение иностранных специалистов — вещь достаточно полезная», — сказал Макаров.
Он отметил, что условия конкурса специально сформулированы таким образом, чтобы исключить участие в торгах мелких фирм-однодневок.
«Работая в других регионах, я часто сталкивался с тем, что на конкурс заявляются «Рога и копыта», и результат выходит весьма плачевный. У нас не очень выгодные условия для мелких непонятных фирм — там большие залоги и отложенные сроки получения денег за выполнение работ. Я надеюсь, мы сможем найти качественного исполнителя», — сказал Макаров.
Город получит новый генплан к концу года
По его словам, концепцию генплана в мэрии рассчитывают получить уже в конце декабря.
«Дай бог утвердить ее в декабре–январе. К концу 2014 года, я надеюсь, мы получим окончательный результат работ. А оплата будет производиться уже в 2015 году», — заключил главный архитектор.