ДЕЛА.ru продолжает совместный проект с порталом открытой базы коммерческой недвижимости Красноярска www.knkras.ru — на нашем сайте вы сможете узнавать сведения об имеющихся в городе офисных, торговых и складских площадях, знакомиться с последними тенденциями в этой сфере и получать профессиональные советы по вопросам покупки и аренды коммерческих помещений. В сегодняшней статье речь пойдет о выборе формата торгового помещения.
Расположение, привлекательность для потребителя и удобство внутреннего устройства напрямую влияют на эффективную работу торговой точки. А это, согласитесь, очень важно для любого владельца торгового бизнеса. Мы выделили две равноценные альтернативы для размещения своего магазина — аренда помещений в ТЦ (ТРЦ) и стрит-ретейл. В чем их преимущества и недостатки?
Сухая терминология
ТЦ, ТРЦ, ТРК или Торговый центр (нем. Einkaufszentrum — «галерея», «пассаж», «торгово-развлекательный комплекс», «молл») — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий.
Стрит-ретейл (англ. Street-retail — «уличная торговля») ― разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий, имеющие отдельный вход и собственные витрины.
Стрит-ретейл существует на земле с глубокой древности. С появлением городов появилась и торговля, а с появлением торговли начали открываться торговые лавки. Как правило, они находились в центре города, что, в свою очередь, было престижным, но влияло и на цену аренды земли. Дороговизна и престиж и по сей день остались свойствами, которые присущи стрит-ретейлу. Но на сегодняшний день ему появилась серьезная альтернатива — торговые и торгово-развлекательные центры.
Стрит-ретейл. Хорошо и плохо
Бренды, следящие за своим имиджем и не желающие изменять формату, обычно стараются выделиться и не хотят вписываться в чью-то концепцию. Поэтому их стремление занимать отдельные и автономные торговые площади вполне объяснимо.
Отдельные магазины в центре — это узнаваемость и уникальный стиль
Стрит-ретейл позволяет в полной мере следовать этому принципу. Привязка магазина к определенному месту дает бренду возможность уникализировать свой стиль. Таким образом, магазин, открытый в формате стрит-ретейл, будет уже сам по себе являться рекламой для всей торговой марки. И неважно, зашел потребитель в открывшийся магазин или нет, ведь в этом случае даже обычный прохожий, обратив внимание на вывеску, запечатлеет в своей памяти информацию о бренде, что является несомненным плюсом для собственника.
Кроме того, формат стрит-ретейл практически неподвластен кризису. В этом сегменте спрос всегда превышает предложение, и, открыв свой магазин на улице с высокой людской проходимостью, собственнику крайне сложно остаться «без штанов».
Что касается минусов формата стрит-ретейл, то они, конечно, тоже имеются. В первую очередь это сильная зависимость от проходимости улицы. Открывать такие магазины следует только в бойком месте где-нибудь в центре города либо же найти способ повышать посещаемость другими способами, например, сильной рекламной кампанией, что, в свою очередь, требует значительных затрат.
Также стрит-ретейл — это довольно дорогой формат. Цены на действительно хорошие места высоки и, надо сказать, большинство из них уже заняты, а их собственники вряд ли захотят так просто лишиться своих активов.
Кроме того, открытие отдельного магазина сопряжено с некоторыми другими сложностями. Это и постоянные хлопоты о благоустройстве, и визиты СЭС и прочих государственных служб надзора. Также стоит сказать, что собственник магазина менее застрахован от актов вандализма.
Но даже с учетом всех недостатков формата стрит-ретейл его достоинства при грамотном использовании с лихвой их перекрывают.
В Красноярске самыми интересными местами для «уличной торговли» являются проспект Мира и улица Ленина на левом берегу и проспект им. газеты «Красноярский рабочий» — на правом.
Конечно, и тут есть свои нюансы. Так трафик (автомобильный и пешеходный) на пр. Мира от ул. Робеспьера до ул. Профсоюзов резко снижается. Такая же «болезнь» — в начале улицы Ленина (от ул. Каратанова до ул. Парижской коммуны (а вполне возможно, и до ул. Сурикова). Такие вопросы всегда необходимо учитывать. Лучше всего провести день возле помещения, в котором собираетесь разместить магазин, посчитать прохожих и понять, ваш ли это целевой трафик с точки зрения покупательской способности и других характеристик.
ТРЦ или ТЦ. Все за и против
Торговые центры удобны как для покупателя, так и для владельца торгового бизнеса. Решив арендовать площадь в ТЦ, собственник избавит себя от многих сопутствующих хлопот и затрат.
Следует начать с того, что арендовать помещение в ТЦ выходит многим дешевле, чем аренда помещения в формате стрит-ретейла. Кроме того, вся ответственность за охрану, внутреннее устройство, внешний вид, административные проблемы и прочее будет лежать на плечах ТЦ, а не арендатора.
Аренда в ТРЦ — это проходимость и отсутствие хлопот по содержанию помещения
Помимо этого, не нужно забывать и о том, что ТЦ — это бренд, ведущий собственную рекламную кампанию не только для своих арендаторов, но и для потребителей, что, в свою очередь, увеличивает посещаемость торгового центра, а соответственно, и арендаторов. И с каждым днем потребитель все больше сколняется к походу не в отдельно стоящие магазины, а именно в торговые центры, предоставляющие огромный выбор торговых марок на любой вкус.
Словом, торговый центр можно сравнить со всемогущим Атлантом, который держит на своих могучих плечах целую планету разношерстных брендов и торговых марок.
Этот титан заботится о своих арендаторах и старается всеми силами сделать их жизнь комфортнее и выгоднее — жизнь каждого из них.
И вот тут-то кроется одна, но очень серьезная проблема — конкуренция буквально по соседству. Ведь собрав на одном этаже 10 магазинов, продающих спортивную одежду, ТЦ буквально провоцирует своих арендаторов на жестокую конкурентную борьбу, которую далеко не все способны достойно выдержать. А если еще учитывать, что для ТЦ есть такое понятие, как якорные арендаторы, то вопрос конкуренции становится еще более актуален и менее решаем для многих.
Уточним, что якорный арендатор — это уже состоявшийся и известный бренд, то есть крупная компания, давно существующая на рынке и наработавшая своих клиентов. Якорные арендаторы занимают в ТЦ обычно около 50-60% всех торговых площадей. Зачастую крупные федеральные игроки, зайдя в торговый центр, требуют, чтобы пересечения их товарных групп с другими арендаторами не было. Именно поэтому во многих ТЦ не встретишь два крупных магазина бытовой техники и т.п. Хотя существуют и большие ТРЦ, которые могут позволить себе не принимать такие условия арендаторов.
Одной из последних тенденций на рынке является специализация торговых центров по направлениям — детские («Изумрудный город», «Правый»), мебельные («Семь слонов», «Континент», «Республика»), товары для дома («Атмосфера дома», «Командор»), спортивные («Вавилон», «Экстрим»). Развитие данных ТЦ идет более медленными темпами — объективно сложнее найти дополняющих друг друга арендаторов в одном сегменте. Более того, каждый новый ТЦ в данном формате переманивает часть трафика у уже существующих игроков рынка.
В случае специализации в торговом центре выстраивается наиболее интересный целевой трафик. Но здесь кроется и минус — при запуске собственникам сложно отказаться от заманчивого предложения хорошего арендатора, не входящего в концепцию. Именно поэтому концепция ТЦ может меняться со временем.
При выборе торгового центра необходимо ознакомиться с якорными арендаторами — посмотрите их товарный ряд. Если вы пересекаетесь с ними и при этом ваши товары находятся в одной ценовой категории, у вас практически нет шансов на победу и долгое существование в данном ТЦ. У якорного арендатора гораздо больший трафик — посетители приходят в первую очередь к нему. И если они будут видеть подобный товар там — то там они его и купят. Так что отличайтесь либо ценовой категорией и качеством товара, либо самим товаром — смените направление деятельности.
Итак, добро пожаловать на арену. ТРЦ vs стрит-ретейл
Подытожим все за и против, добавив еще некоторые моменты.
Что выбрать: ТЦ или стрит-ретейл, зависит от целей и возможностей владельца торгового бизнеса
Стрит-ретейл. За:
- Поддержание уникальности своего бренда.
- Инвестирование в торговое помещение при его покупке, а не аренда.
- Наработка «своего» потребителя.
- Хорошая доходность при грамотном подходе.
- Большая посещаемость при верном выборе места.
- Неподвластность кризису.
Стрит-ретейл. Против:
- Дорогие арендные ставки и высокие цены при покупке недвижимости.
- Сильная зависимость от профессионализма владельца бизнеса.
- Сильная зависимость от места.
- «Набор» сопутствующих хлопот, таких как СЭС, пожнадзор, уборка, охрана и прочее (даже при аренде помещения).
ТРЦ. За:
- Все хлопоты по благоустройству, уборке, безопасности и прочим мелким нюансам ТРЦ берет на себя.
- ТРЦ сам по себе бренд, и его арендаторы рекламируются вместе с ним.
- Вполне приемлемые арендные ставки.
- Большая посещаемость, вполне понятный трафик.
ТРЦ. Против:
- Очень серьезная конкуренция.
- Около 50% якорных арендаторов, находящихся вне конкуренции.
- Отсутствие возможности выкупа помещения.
- Действия управляющей компании (ведение заявленной концепции или ее изменение) не всегда могут идти на пользу именно вам.
На этом, пожалуй, все. Так кто же победил? ТРЦ или стрит-ретейл? Здесь, как и положено, все зависит от целей собственника торгового бизнеса. Если нет возможности вкладывать большие деньги в стрит-ретейл, то тогда выбор — на стороне ТРЦ. Если владельцу торгового бизнеса важно выделить свой бренд в череде прочих и наработать «своего» потребителя, то стоит выбрать стрит-ретейл.
В общем, на каждое «если», приходится определенное «то», и выбор зависит от возможностей и целей собственника.
www.knkras.ru