статья

Победа под чужим флагом

РегатаФранчайзи не нужно тратиться ни на рекламу, ни на развитие производства — он приходит на готовенькое, только вкладывай деньги да вовремя плати необходимую мзду. Зато вместе с брендом он покупает и целую армию клиентов, лояльных к раскрученной марке.

ДЕЛА.ru решили выяснить, можно ли в Красноярске заработать «на чужом имени».

 В идеале франчайзинг, который иногда называют клонированием бизнеса, выгоден всем. Продавцам франшиз он позволяет развивать бизнес на привлеченные извне средства, а их покупателям — вкладываться в проверенную компанию, не тратясь на продвижение нового бренда и минимизируя традиционные стартовые риски.

В нашей стране этот формат ведения бизнеса сравнительно молод, однако, по данным E.M.G.T. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC), сегодня Россия является мировым лидером по темпам роста числа франчайзинговых компаний: за последние три года их стало больше на 98%. Всего в РФ, согласно статистике этих организаций, насчитывается 485 франчайзеров (основных владельцев бизнеса), 8515 франчайзи (партнеров, которые приобрели франшизы) и 20 731 сетевых объектов (торговых, сервисных и других точек, открытых по франшизе), на которых работают 277 480 человек.

С ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ АКЦЕНТОМ

В Красноярске по франчайзинговым схемам функционируют в основном предприятия розничной торговли, общепита и сферы услуг. Франчайзеры Красноярска — это и «Восточный базар», и Subway, и «Экспедиция», и «Эконика-обувь», и «ТВОЕ», и еще десятки наименований.

Выбирай
Журнал «Выбирай» — один из немногих примеров удачного регионального франчайзинга

В Красноярске работают не только представители столичных или мировых франшиз. Сеть Harat's Pub, насчитывающая в нашем городе пять заведений, родилась в Сибири, в Иркутске, и оттуда пошла в наступление на Европу. «Сибирско-ирландские» пабы есть в Москве, а в этом году компания намерена открыть свои точки в Санкт-Петербурге, Сочи и Краснодаре.

По франчайзингу работают и некоторые издательские бренды. Например, уральский журнал «Выбирай» (кстати, тоже один из немногих примеров удачного бизнеса, когда владельцем бренда является региональная компания (Paramon Promotion), преуспевшая в предоставлении франшиз по стране). Сегодня журнал выпускается по франчайзинговой схеме в 32 городах России, в том числе и в Красноярске.

Запуск и продвижение региональной франшизы, конечно, имеет свои особенности.

«В отличие от франчайзинга, который идет из столицы, региональный проект изначально не имеет мощной финансовой поддержки, достаточной для того, чтобы подпитывать сеть. Наверное, поэтому примеров, когда бизнес приходит из регионов, немного, — говорит Валерий Сережкин, директор сети журнала «Выбирай». — Еще одна особенность — восприятие такого проекта аудиторией. В сознании людей присутствует мысль, что столица — это обязательно хорошо, а инициативы из провинции воспринимаются с недоверием. Этот стереотип нам удалось сломать: свою роль сыграли время, место и коллектив людей, который сгенерировал удачную идею продукта.

Хотя вообще я считаю, что если бизнес, который строится по схеме франчайзинга, соответствует всем требованиям, главные из которых — тиражированность и простота, он будет развиваться, где бы ни родился. В противном случае никакие денежные вливания не помогут».

У регионального франчайзера в сравнении с федеральным есть и другие сложности. Типичные проблемы, с которыми можно столкнуться, — неразвитость инфраструктуры и логистики, отсутствие опыта, необходимость прилагать повышенные усилия для поддержания узнаваемости бренда.

А для восточной части страны и Красноярска есть еще одно препятствие, о которое могут споткнуться потенциальные создатели франшиз: засилье китайских товаров, которые наводняют местные потребительские рынки.

Преимущества федеральных игроков заключаются в том, что чаще всего они не испытывают проблем с логистикой, владеют отработанными технологиями и предлагают товары популярных в любой глубинке брендов. Крупным игрокам удобно поставить в регионах «наместников», которые будут приспосабливать столичный бизнес к своим далеким весям. К плюсам относится и то, что расходы на аренду помещений и зарплату сотрудникам в провинции в разы ниже, чем в столице. А товары при этом дороже: так, наценка на некоторые из них «в глубинке» намного больше, чем в Москве.

Получается, что наиболее успешным франчайзинг в регионах является все же для крупного столичного бизнеса.

Франчайзинг
Местным игрокам выгоднее всего работать с крупным федеральным партнером

Однако выгоден он не только его хозяевам, но и региональным партнерам. Для местных предпринимателей это возможность вести дела в интересных и высокомаржинальных нишах. Самостоятельное плавание в океане, где все акватории давно поделены между крупными игроками, практически невозможно. И, напротив, встраивание в общероссийскую сеть автоматически приносит местному предпринимателю дивиденды: население воспринимает регионального франчайзи в качестве «федерала».

«Сфера сотового ретейла отличается очень высокой концентрацией, крупные игроки контролируют около 80% рынка, — говорит Наталья Малютина, директор по работе с партнерами ООО «Онлайн» — Такая конкуренция — главное препятствие для новичка. Поэтому единственный вариант построить здесь рентабельный бизнес без космических вложений — сделать серьезных конкурентов верными союзниками, заставив работать их известность и имидж на себя. Наша компания работает по франшизе более 2 лет и уже владеет 7 салонами связи, но нам все еще есть куда расти. В этом главный плюс франчайзинга — он предоставляет возможность развивать собственный бизнес вместе с федеральной международной компанией — лидером рынка».

МОБИЛЬНЫЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ БИЗНЕС

Телекоммуникационная отрасль сейчас оценивается как одна из самых перспективных для франчайзинг-партнеров. Во-первых, целевой аудиторией мобильного ретейла являются 80% жителей страны, причем независимо от возраста, социального статуса и уровня доходов. Во-вторых, интерес к товарам и услугам ежедневно поддерживается большим количеством федеральной и региональной рекламы. Третье и наиболее важное — операторы сами крайне заинтересованы в развитии франчайзинговой сети и поэтому идут навстречу партнерам.

Салон МТС
МТС считает использование франчайзинга особенно эффективным в отдаленных регионах

«Франчайзинг сегодня — одно из важнейших направлений для развития розничной сети компании, — говорит коммерческий директор филиала МТС в Красноярском крае Алексей Аверков. — Он наиболее оправдан в отдаленных регионах России или небольших населенных пунктах. Привлечение местного партнера дает оператору возможность увеличить собственную представленность, количество точек контакта с абонентом и удовлетворения его потребностей в обслуживании и приобретении товаров. Франчайзи при этом получает возможность не просто работать с федеральной компанией, но и использовать лучшие мировые практики телеком-бизнеса в собственном деле. Концепция салонов МТС разработана с использованием опыта ведущих западных телекоммуникационных компаний, например Vodafone, поэтому региональный партнер вооружается лучшими схемами организации торгового пространства, практиками обучения персонала, максимально сбалансированным ассортиментом GSM-телефонов и мобильных устройств».

Реклама
Работающим по франшизе с известными федеральными компаниями нет нужды тратиться на разработку и размещение рекламы товара

Однако даже при вышеописанных преимуществах и перспективах рынка главным фактором для предпринимателя, который открывает бизнес по франшизе, безусловно, будет являться размер требуемых инвестиций и необходимые специальные условия для открытия, например, требования к размеру площади помещения.

С этой точки зрения МТС — выгодный «хозяин»: порог вхождения в бизнес относительно низок — 600 тыс. руб., а торговую точку можно открыть на площади всего в 5 кв. м, при том что возможна частичная и даже полная компенсация затрат на открытие нового салона. Деньги за использование бренда — паушальный взнос, так же как и роялти, платить не придется. Можно сказать, что компания будет сама за это доплачивать: при соблюдении стандартов оформления салонов и обслуживания франчайзи получают дополнительно фиксированное вознаграждение.

Таким образом, первоначальные расходы, особенно в сравнении с другими франшизами, резко сокращаются и включают в себя только траты на непосредственное открытие торговой точки — ремонт, мебель и торговое оборудование. Регулярные платы стандартные — зарплата сотрудникам, перечисления за аренду помещения. В данном случае, кстати, тоже срабатывает «сила бренда» — ставки арендной платы за торговую площадь для франчайзи МТС ниже, поскольку арендодатели лояльны к компании.

Доход франчайзи на 60% будет состоять из бонусного вознаграждения компании за подключение и обслуживание абонентов. Остальные 40% сложатся из маржи за продажу товаров и агентского вознаграждения за услуги банков и страховых компаний.

Правда, надо сказать, что при очевидных преимуществах работа по франчайзинговым схемам с крупными телекоммуникационными компаниями не является универсальным решением для всех предпринимателей, ведущих бизнес в сегменте сотового ретейла.

«Франчайзинг не подойдет тем, кто привык и планирует продолжить работать «всерую». Все федеральные сети работают с прозрачной отчетностью, «белым» товаром и т.д. Поэтому, работая под «большой» вывеской, привлекать покупателя низкими ценами трубок непонятного происхождения, купленных неизвестно где, не получится. Придется брать качеством, обслуживанием и т.д. Только в этом случае партнерство будет успешным, — считает Дмитрий Суханов, директор представительства Moscow Business School в Сибирском федеральном округе. — Также это вариант не для тех, кто привык работать по принципу «сам себе голова». Схема франчайзинга предполагает постоянное наличие планов и выполнение определенных обязательств».

Конечно, развитие и окупаемость франчайзингового бизнеса в каждом случае индивидуальны, но,

согласно статистике, из всех вновь образованных в мире фирм 85% прекращают работать в течение первых пяти лет, а среди тех, кто открылся по франчайзинговой схеме, таких только 8-14%.

Франчайзинг
Франчайзинг снижает риски для вновь открытого бизнеса и позволяет быстро достичь окупаемости

В случае МТС перед запуском франшизы специалисты проводят маркетинговый анализ выбранной предпринимателем торговой площади: это позволяет значительно снизить риски закрытия.

«Для нас очень выгодно развитие бизнеса партнеров, поэтому компания оказывает им постоянное сопровождение. Это позволяет «новичкам» избежать трудностей начального периода и сокращать срок окупаемости проекта, который составляет в среднем от полугода до 10 месяцев», — подчеркивает Алексей Аверков.

Вести любой бизнес, в особенности в России, — занятие рискованное. В этом смысле франчайзинг от крупной компании может послужить надежной страховкой от многих рисков и позволить владельцу дела сосредоточиться на главном — получении прибыли и развитии предприятия.

 Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru

 

 

 

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).