Наступление «цифры» превратило фотографию в явление обыденной жизни. Мода на беспрерывное запечатлевание себя и близких, появление доступной и в то же время сложной техники, возможность путешествовать в реале и серфить в сети побуждают все большее число людей поучиться искусству «останавливать мгновение». Тем более что сегодня это не кажется таким сложным и хлопотным, как когда-то — осваивать ритуал пленочной фотографии.
ДЕЛА.ru решили узнать, как обстоят дела с обучением фотографии в Красноярске: куда, зачем и почему стоит пойти учиться.
Обучение фотографии в Красноярске становится все более востребованным
(фото с занятий фотошколы Александра Куприянова)
В поисках кнопки «шедевр»
Все эксперты, с которыми мы побеседовали, единодушны в том, что фотокурсов в городе много, но число заметных школ невелико. Старейшей городской фотошколой — можно сказать, заложившей «основы жанра» — являются курсы «Фотомастерство» при бизнес-школе «Инопроф».
«В феврале наши курсы отмечают 10-летний юбилей, — рассказал ДЕЛА.ru Геннадий Литвинович, директор „Инопрофа“, которому в свое время и принадлежала идея начать обучение цифровой фотографии в Красноярске. — Будем собирать выпускников. На сегодня уже около 1000 согласившихся. А вообще, по моим оценкам, мы обучили более 1,5 тыс. человек. И спрос все время растет: это связано с доступностью техники и технологий, распространением интернета, где фотография очень востребована, начиная от соцсетей и заканчивая персональными сайтами. В любой момент времени в „Инопрофе“ учатся фотографии примерно 40-50 человек».
Помимо «Инопрофа», свои услуги всем желающим предлагают и отдельные мастера фотографии, и частные школы, насчитывающие по несколько преподавателей.
«Сегодня цифровую зеркальную камеру может позволить себе практически любой человек, и это определяет спрос на образовательные услуги, — считает Александр Куприянов, фотограф, ведущий авторские курсы. — Проблем с обучением не было ни раньше, ни сейчас. Но сегодня получить знания легче, чем во времена пленочной техники: быстрее виден результат, понятней стало на практике, как получить тот или иной эффект, быстрее осуществляется разбор ошибок».
«Желающих научиться фотографии было много всегда, а в последнее время — особенно: фотография стала доступной, не нужно ковыряться пинцетом в ванночке, — говорит известный красноярский фотограф и журналист, директор одноименного Творческого центра Виталий Иванов. — При этом современный аппарат — достаточно сложный прибор, обращению с которым надо учиться». На взгляд Иванова, сегодня возможностей для фотообучения в Красноярске недостаточно.
Достаточно ли в городе фотографических школ и курсов, сказать сложно
«Крупные местные фотошколы в целом на сегодня имеют порядка 2-2,5 тыс. выпускников: что это для миллионного города?» — говорит наш собеседник.
По мнению Иванова, необходимы хорошие курсы, к примеру, на правом берегу, где сейчас наблюдается их недостаток. Что касается мелких организаций, предлагающих свои услуги сплошь и рядом, то информации о них слишком мало, чтобы делать какие-то выводы.
По похожим оценкам Литвиновича в последнее время на рынке, в интернете появилось очень много предложений о фотокурсах, однако при этом сложно судить о том, действительно ли они дают необходимые знания.
«Достаточно ли у нас школ? Достаточно тех, кто хочет на этом заработать», — соглашается и Алексей Снетков, гендиректор КГБУК «Красноярский кинограф», фотограф и ведущий преподаватель фотошколы фотографического холдинга «Снетков и Кº». При этом, по словам Снеткова, желающих научиться делать хорошие снимки действительно становится все больше год от года.
«Учебный год на наших курсах начинается все раньше и раньше, — отмечает фотограф. — Существует целый спектр причин, по которым красноярцы начали проявлять к фотографии такой интерес. С одной стороны, это, конечно, доступность техники. Но с другой — люди начали осознавать, что дело не в аппарате. Они вдруг понимают, что никак не могут найти на нем кнопку „шедевр“». И потому идут учиться.
Эксперты единодушны в том, что нельзя научиться фотографировать «за 2-3 дня», как звучит во многих рекламных предложениях.
При этом занятия в разных школах варьируются по времени. Если в «Инопрофе» и в Школе творческой фотографии Алексея Снеткова программа базового обучения составляет от 3 до 4,5 месяцев, то, к примеру, у Александра Куприянова продолжительность курса — 21 занятие по 3 часа, а в Творческом центре Виталия Иванова предлагаются программы с различными сроками: это и 2-месячный мастер-класс, и экспресс-формы обучения. При этом сам Иванов отмечает, что 7-дневный курс рассчитан просто на то, «чтобы научиться кнопки нажимать».
«Жанры» красноярских школ
Значительно варьируется и суть самих программ обучения. Каждая из школ имеет свои «фишки». Виталий Иванов делает ставку, в частности, на многообразие и универсальность предложений. «Программы нашего центра — не константа, мы предлагаем большой выбор для желающих пройти обучение. Есть и индивидуальные формы», — говорит Иванов. По его словам, в Творческом центре существует, к примеру, отдельный курс для студентов, которые учатся фотожурналистике.
Александр Куприянов называет особенностью своих курсов большую долю практики.
«Теория составляет примерно 5 занятий, причем все объясняется „с рук“, непосредственно на камерах и приборах: люди не должны засыпать на занятиях. Остальное — съемки. На каждом занятии присутствует модель. Человек в результате обучения должен научиться самым простым вещам: снимать детей, девушек, получить представление о различных жанрах фотографии. В итоге каждый из учеников к концу обучения составляет свое портфолио», — рассказывает фотограф.
Большим плюсом своих курсов Куприянов считает то, что занятия проходят в профессиональной студии с высокими потолками и большими окнами, которые выходят на разные стороны света: благодаря этому ученики могут практиковаться в съемках при различном естественном и импульсном освещении.
Курсы не только учат фотографии, но и предоставляют широкие возможности для общения
Фото klatz.ru
Алексей Снетков позиционирует свою школу в первую очередь не как образовательную организацию: это, по его словам, скорее место для общения по интересам, клубная система, где есть возможность выбрать спецкурс, студию, отправиться в экспедицию и принять участие во многих интересных проектах.
«Главная причина, по которой люди приходят учиться фотографии на самом деле, — жажда общения, — считает Снетков. — К нам приходят те, кто устал сидеть в виртуальном мире, кто ищет простого человеческого общения. Да и учим мы не просто фотографировать: учим думать, видеть».
Все упомянутые курсы и школы рассчитаны в основном на любителей, тех, кто хочет научиться снимать для себя, хотя иногда люди приходят и в целях научиться зарабатывать деньги фотографией. В отличие от них фотокурсы при «Инопрофе» ориентированы преимущественно на профессиональное обучение. Как результат, очень многие выпускники впоследствии делают фотографию своим бизнесом.
«Мы подбираем преподавателей, которые специализируются на отдельных темах: например, основы композиции у нас читают трое. Благодаря этому удается представить несколько точек зрения по вопросу. В этом плане наши курсы претендуют на академичность», — говорит Геннадий Литвинович.
Главное — видеть, думать и желать
Директор бизнес-школы «Инопроф» советует всем, кто задумывается об обучении фотографированию, отнестись к своим желаниям серьезно и, прежде чем выбрать школу, почитать отзывы о ней и прийти посмотреть на месте, «как все устроено». «Лучше потратить один день на ознакомление, чем три месяца на учебу, которая окажется бесполезной», — считает Литвинович.
Немаловажен и такой момент, как плата за обучение. В красноярских школах она варьируется от 10 до 20 тыс. руб. в зависимости от продолжительности и содержания курса.
Несмотря на значительный рост числа желающих учиться фотосъемке, Геннадий Литвинович отмечает: соотношение «талантов» и «посредственностей» остается неизменным. А можно ли вообще научить искусству фотографии? По этому вопросу у всех руководителей школ и курсов есть свое мнение. Литвинович считает, что уровень можно сдвинуть с места, преподать человеку какие-то азы. Но талант к фотографии, полагает он, есть не у каждого.
Нажимать на кнопки научится и обезьяна. Но результат зависит прежде всего от личности и желаний ученика
«Съемкам можно научить и обезьяну, — считает Алексей Снетков. — Но, на мой взгляд, фотография — это не причина, а следствие развития человека. И результат зависит от личности, от того, какими категориями человек мыслит».
По мнению Виталия Иванова, научить можно любого, только трудозатраты будут разными. «Лучше всего в обучении продвигается поколение 13-16-летних, — говорит Иванов. — Возможно, потому, что с компьютерами они с детства „на короткой ноге“». Курсы, как считает фотограф, помогают людям научиться видеть кадр, и это важнее, чем просто освоить техническую сторону дела.
По мнению Александра Куприянова, научиться фотографировать может любой: достаточно желания. «Фотографии можно обучиться самостоятельно и по книгам, и по интернету. В первую очередь важно желание. Просто курсы помогают получить нужные знания быстрее, понять, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Конечно, есть талантливые люди, которые становятся потом гуру в своем деле, но это редкость. Что касается людей с обычными способностями, то можно их направить, развить их видение. Каждый видит этот мир по-разному, и в этом есть и свои плюсы, и свои минусы».
По словам Куприянова, школа дает базовые знания, и если человек захочет развиваться дальше, он будет делать это сам. В полном согласии с мыслью, высказанной одним из известных мастеров: «Я фотографирую потому, что не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы».
Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru