статья

Финансисты ищут хороших клиентов

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскФинансовый рынок Красноярского края в 2010 г. рос. Динамично развивающийся банковский сектор подтягивал за собой страховой и лизинговый. Финансисты признают, рост мог бы быть еще больше, если бы не дефицит надежных заемщиков.

Финансисты ищут хороших клиентов

Финансовый рынок демонстрирует оживление, но оживление сдержанное. И финансисты, и заемщики все еще играют по правилам времени, на которое повесили ярлык «относи­тельная стабилизация». Банки подстраховываются и проводят консервативную кре­дитную политику: сохраняют высокие ставки, жестко отбирают заемщика. Последние, в свою очередь, ждут от финансистов более интересных предложений и не оббивают пороги банков. Один из красноярских банкиров поставил такой «диагноз» финансовому рынку: «Обвинять кредитные организации или заемщиков в „вялости“ было бы неспра­ведливо. Не мы такие, жизнь такая!»

Динамика по вкладам замедлилась

Основным источником наращивания ликвидности в 2010 г. для банков оставались вклады населения. По итогам года рост объема депозитов должен составить 15–17%. Эксперты оценивают такие показатели как «неплохие», но это ниже, чем в прошлом году, когда население несло деньги в банки более охотно. По итогам 2009 г. динамика состав­ляла 27%.

«Снижение активности вкладчиков, зафиксированное в первые 9 месяцев 2010 г., связано в основном со снижением процентных ставок по депозитам и с возобновлением интереса к более доходным и рисковым инвестиционным продуктам — ПИФам, фондовому рынку и т. д», — говорит руководитель красноярского филиала «Альфа-Банка» Лилия Казанцева.

В течение 2010 г. ставка по депозитам для физических лиц «похудела» в среднем на 3 процентных пункта. По данным ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю, средневзве­шенная ставка по рублевым вкладам (срок от 1 до 3 лет) в сентябре 2010 г. — 5,7% годовых. Для сравнения, в январе 2010 г. ставка составляла 8,7%, в сентябре 2009 г. — 12,7%.

«Снижение процентных ставок вполне объяснимо. Во многих коммерческих банках сейчас переизбыток ликвидности. Поэтому банкам не выгодно привлекать дорого­стоящие ресурсы от населения. Тем более, что уже появилась возможность привлечь более дешевые ресурсы с внешнего рынка», — говорит руководитель красноярского филиала «Восточного экспресс банка» Дмитрий Маевский.

Кредитного бума пока не

Кредитный сектор пока не готов «поглотить» избыточную ликвидность банков. Рост общего объема выданных в 2010 г. кредитов едва приближается к отметке 7%. Причина медленного роста — осторожность, как со стороны финансистов, так и со стороны заёмщиков. Первые боятся нести риски — рассматривают заемщика «под лупой». Сам же заемщик, наученный горьким кризисным опытом, не спешит возвращаться к жизни «в долг».

За 9 месяцев 2010 г. общий объем выданных банками кредитов (юридическим и физ­лицам) вырос на 6,4%. Более охотно берет взаймы население, но и в этом секторе динамика роста небольшая — за 9 мес. 2010 г. по данным ГУ ЦБ РФ объем вырос на 8%.

Ставки по кредитам в 2010 г. оставались достаточно высокими. Особенно в высокорискованном секторе потребительского кредитования. Сегодня средняя ставка в Красноярском крае по потребительским кредитам — 18–29%, в отдельных случаях ставки достигают и более высокого уровня.

Тем не менее, в 2010 г. ставки по кредитам все-таки давали «задний ход». Значительное снижение зафиксировано в секторах, развитие которых стимулируют государственные программы. Это автокредитование — средняя ставка сегодня 18-20%, и ипотека — 10–14%.

В сегменте ипотечного кредитования прирост начался во второй половине 2010 г. Свою роль здесь сыграли и отложенный спрос на жильё, и политика банков по снижению ипотечных ставок. К осени крупнейшие красноярские банки — Сбербанк, ВТБ 24, «Газпромбанк» и др. — вывели на рынок новые продукты, ставки по которым вплотную приблизились к «психологической» отметке 10% годовых.

Юридические лица в качестве заемщика пока выступают неохотно. За 9 месяцев 2010 г. этот сегмент вырос на 4,5%. Ставка по кредитам в корпоративном секторе также умень­шилась на 3–4 процентных пункта, но очередь из компаний-заемщиков в банки пока не выстраивается. Предприятия ведут сдержанную кредитную политику — стараются не увеличивать долю ссудной задолженности в балансе.

Осторожны при выдаче кредитов и сами банки. Постоянный рост просроченной задолженности остается для них «головной болью». По данным Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, в 2008 г. банковские претензии к долж­никам в сегменте физлиц были на сумму 3 млрд руб., сейчас эта цифра равна 11,5 млрд руб.

В поисках надежного заемщика банки в первую очередь обращаются к проверенным клиентам. Тем, кто уже кредитовался в финансовом учреждении или тем, с кем банк работает сейчас, например, по зарплатным проектам. Другой инструмент расширения клиентской базы и доступа к платежеспособной аудитории — кобрендинговые проекты. В 2010 г. практически все крупные банки вывели на рынок подобные предложения. Сов­местно с торговыми сетями, авиакомпаниями они выпускают карты, дающие право получать и накапливать бонусы при покупках. По данным Сбербанка, уже во втором квартале 2010 г. уровень партнерских продаж у них вырос более чем в 2 раза.

Страховые и лизинговые компании
ищут хороших клиентов

Поиск «хорошего» клиента — главная забота для страховых и лизинговых компаний. Первые пока не готовы нести высокие риски — ищут надежного заемщика. Вторые пытаются поймать платежеспособного клиента на удочку добровольного страхования.

Количество новых сделок, заключенных на лизинговом рынке в 2010 г., по сравнению с прошлым годом увеличилось в три раза. «В нашей компании произошел значительный рост сделок по оборудованию. Многие предприятия возобновили замороженные в кризис проекты и начали обновлять основные средства. Хорошую динамику показывает сегмент спецтехники, так как в крае вырос спрос на перевозки», — рассказал руководитель красноярского филиала компании «Балтийский лизинг» Денис Белан.

Однако в денежном объеме красноярский рынок лизинга вырос не так значительно — на 25-30%. «Если по показателю новых сделок мы уже приближаемся к докризисному уровню, то объем рынка в этом году не дотягивает до докризисных показателей. Клиент пока не готов покупать дорогостоящую технику, оборудование. Предпочтение отдает недорогому или среднему по цене товару», — говорит региональный директор представительства «Дельта-лизинг» в Красноярске Татьяна Коробцова.

Другой фактор, сдерживающий рост рынка, — строгость в отборе клиентов. Вероятные риски пока перевешивают желание лизинговых компаний разместить избыточную ликвидность. «Хороших» клиентов на рынке, по мнению представителей лизинговых компаний, все еще не так много.

В поисках клиента провели этот год и страховщики. На ситуацию в сегменте обяза­тельного страхования они особо не жалуются. Он относительно стабилен был даже в кризис. Хорошую динамику в 2010 г. показало ОСАГО. По данным Федеральной службы страхового надзора, убыточность этого вида страхования в 2010 г. в крае уменьшилась на 10%. Премии в первом полугодии 2010 г. выросли на 17%. Соотношение выплат и премий сократилось с 73 до 63%.

«Красноярский региональный рынок автострахования демонстрирует значительный рост на фоне остальных регионов. В то же время в крае значительно сократилось количество мелких игроков, не переживших кризис, а ситуация с выдачей кредитов и продажей новых автомобилей, наоборот, улучшилась», — сказал директор красноярского филиала компании «АльфаСтрахование» Евгений Никипелов.

Наталья Повольнова
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).