В распоряжение ДЕЛА.ru попали материалы, подготовленные в конце июля 2012 г. рабочей группой при правительстве РФ по итогам изучения проекта ЕФЗ. В документе дана оценка по ключевым вопросам, относящимся к проекту строительства, и освещены некоторые любопытные моменты, касающиеся их обсуждения на высшем уровне.
В целом эксперты приходят к выводу, что проект завода не представляет опасности для людей.
Для начала вспомним историю проекта. Согласно документам, еще в 2001 г. по инициативе краевого правительства в регионе прошла научно-техническая конференция, посвященная созданию в крае ферросплавного производства, обсуждались варианты площадок под производство.
Рабочая группа при правительстве РФ еще раз напомнила,
что красноярские власти сами зазвали «ЧЕК-СУ.ВК» к себе на Крастяжмаш
В 2007-2008 гг. бывший губернатор Александр Хлопонин поддержал проект и пригласил разместить ферросплавное производство на площадке завода «Крастяжмаш» в 20 км от Красноярска. Таким образом, площадка под строительство ЕФЗ была выбрана по предложению и с согласия краевого правительства.
В марте-апреле 2011 г. ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» получило в администрации Емельяновского района 12 утвержденных земельных планов застройки участков для строительства ЕФЗ. Постановлением регионального правительства за подписью Эдхама Акбулатова от 26 июля 2011 г. строительство ЕФЗ включили в «Схему территориального планирования Красноярского края».
Члены рабочей группы отмечают, что требования действующего законодательства при подготовке и согласовании проекта строительства ЕФЗ были соблюдены, на проект реконструкции площадей ООО «Крастяжмаш» получено положительное заключение Госэкспертизы от 8 сентября 2011 г.
Это решение принято на следующих основаниях: инвестпроект одобрен на совещании с участием заинтересованных организаций Красноярского края и Емельяновского района; размещение завода учитывает сложившуюся розу ветров в этом районе; для ЕФЗ разработан и согласован проект санитарно-защитной зоны, ближайшие к заводу населенные пункты находятся от него на расстоянии 1,5-5 км и в эту зону не попадают; для ферросплавного цеха предусмотрено устройство всех необходимых систем очистки, на заводе предусмотрен замкнутый цикл водоснабжения, исключающий сбросы производственных стоков.
Отдельно авторы документа отмечают, что до настоящего времени ни один орган исполнительной власти или общественная организация официально не оспорили положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту ЕФЗ.
Отчет рабочей группы при правительстве РФ по ферросплавному заводу в Красноярске отмечает,
что результаты госэкспертизы до сих пор никем официально не оспорены
11 мая в ходе заседания рабочей группы руководитель администрации Емельяновского района сообщил об изменении розы ветров в районе строительства завода. Однако, как сказано в документе, предложение рабочей группы подтвердить данное утверждение доказательствами осталось без ответа.
Авторы документа напоминают, что более всего воздух в Красноярске загрязняют автомобили и ТЭЦ
В документе проводится анализ существующих выбросов и загрязняющих веществ в атмосферу города и 20-километровой зоны вокруг него на основании данных Росприроднадзора: выбросы эти, по официальным данным, неуклонно растут на протяжении последних 10 лет, причем основной вклад в прирост обеспечивает автотранспорт (рост выбросов за 10 лет — в 2,15 раза).
В 2011 г. суммарный объем выбросов составил 917 тыс. т. Из них на долю транспорта пришлось 408 тыс. т, промышленных предприятий — 153,7 тыс. т. При этом, по данным ФАУ «Главгосэкспертиза», суммарный объем выбросов от ЕФЗ составляет 4,1 тыс. т в год.
«Таким образом, доля выбросов ЕФЗ в общих выбросах промпредприятий Красноярска и 20-километровой зоне составляет 2,7%, а в суммарных выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ всеми источниками Красноярска — 0,43%», — сказано в документе.
По оценке рабочей группы, ЕФЗ сопоставим с такими действующими предприятиями, как ООО «Красноярский цемент» (суммарные выбросы — 4,6 тыс. т в год), ООО «КрасТЭК» (5,8 тыс. т).
Авторы отмечают, что все вещества, выбрасываемые в атмосферу предприятием, находятся «в пределах гигиенических нормативов состава воздуха в районе населенных мест», «выбросы первого класса опасности у проектируемого ЕФЗ отсутствуют».
Выводы рабочей группы при правительстве РФ по вопросу законности выделения земли для ЕФЗ
В то же время они рекомендуют ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» предусмотреть варианты информирования населения района об объемах выбросов — в частности, установку электронного табло, на котором отображалась бы информация о фоновой концентрации загрязняющих веществ.
Согласно документу, 18 июня на заседании рабочей группы Минпромторг РФ и ВЭБ предложили губернатору Красноярского края Льву Кузнецову в качестве выхода из сложившейся ситуации «реализовать мероприятия по сокращению выбросов действующих предприятий, которое в несколько раз превысит объем вредных выбросов ЕФЗ».
Однако тот, согласно отчету, назвал решение неприемлемым, сославшись на негативное общественное мнение относительно строительства завода.
Лев Кузнецов предложил налоговые льготы для переноса площадки
В ходе того же заседания, судя по документу, Кузнецов сообщил, что в крае существуют альтернативные площадки для реализации проекта со всей необходимой инфраструктурой, и региональное правительство готово предоставить инвестору налоговые льготы, дабы компенсировать потери от переноса площадки строительства.
Однако предложений по альтернативным площадкам от краевого правительства за этим так и не последовало.
В то же время, по оценке ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», перенос площадки повлечет задержку реализации проекта на 4-5 лет., что ударит по его рентабельности и привлекательности для инвесторов.
В свою очередь Внешэкономбанк считает перенос площадки нецелесообразным и отмечает, что с учетом «проведенных в 2011-2012 гг. акций по дискредитации проекта» при смене места строительства велик риск возникновения протестных настроений уже на новом месте.
Внешэкономбанк опасается, что при смене места строительства
велик риск возникновения протестных настроений уже на новом месте
Приводится в документе и анализ экспертных заключений по проекту, представленных в рабочую группу обеими сторонами конфликта. Нетрудно догадаться, что выводы, изложенные в этих заключениях, оказались диаметрально противоположны, в связи с чем Минпромторг РФ направил их копии для анализа в Сибирское отделение РАН.
Там, проанализировав материалы, пришли к выводу, что выбросы ЕФЗ не могут оказать «общетоксического и специфического влияния на здоровье населения поселка Придорожный и Красноярска».