статья

Федеральная марка: красноярские бренды в России и мире

Привычная репутация края как сырьевого «локомотива» особым образом проецируется на расхожее представление об успешном региональном бизнесе. Как бы само собой считается, что он должен быть а) таким же сырьевым, б) вырасти на приватизированных остатках советской промышленности. Все остальное — самодеятельность местного масштаба.

Транссиб
Бизнес, рожденный за 4000 км от Москвы, редко «доезжает» до федеральной известности

Приходится признать, что в этой точке зре­ния есть изрядная доля правды — хотя бы потому, что практически любой перспек­тив­­ный сибирский бизнес рано или поздно становится московским или вовсе ино­стран­ным.

Кроме того, созданных с нуля и получив­ших федеральную известность красно­ярских торговых марок, мягко говоря, немного.

Но повод для гордости все равно есть, особенно если знать о свойстве, объединяющем эти компании —

практически все они вышли и закрепились на федеральном и внеш­нем рынках благодаря созданию особенного, или, простите за выра­же­ние, инновационного продукта. Не сырьевого — что особен­но прият­но.

На полноту картины мы не претендуем, к тому же некоторые из упомянутых компаний широко известны. Поэтому все нижесказанное следует воспринимать как своего рода краткое напоминание о высоких возможностях местного бизнеса.

С колес

Пионером в данной области можно считать компанию «КиК» — крупнейшего в России производителя легкосплавных автомобильных дисков. Компания была основана в 1991 г. как совместное предприятие немецкой фирмы «Комос» и нашего КраМЗа, на базе которого разместилось производство. Одним из ее основателей стал нынешний руково­дитель и совладелец «КиК» Сергей Куклин, бывший замначальника кузнечного цеха металлургического завода.

Диск
Красноярская компания стала одним из лидеров рынка легко­спла­в­ных дисков

Сегодня литые автомобильные диски — вполне обычная вещь, включенная в базовую комплектацию большинства новых авто­мобилей. Но в октябре 1992 г., когда СП изготовило первое коле­со по полному технологическому циклу, литье считалось не толь­ко модным и дорогим аксессуаром, но и, говоря по-нынеш­нему, вполне инновационным продуктом. Колеса сбывали оп­товикам по бартеру, продукция расходилась почти по всей стране.

Первая попытка выйти через немецкого партнера на европейс­кий рынок, предпринятая в середине 90-х, оказалась неудачной, но помог кризис 1998-го, в результате которого цены на аналогичную импортную продук­цию подскочили и «КиК» начал выбиваться в лидеры рынка легкосплавных дисков (а кроме того, стал крупным поставщиком шин).

В июне 1999 г. красноярская компания подписывает первый контракт на поставку дисков для «АвтоВАЗа» с целью комплектации автомобилей ВАЗ-2112. С этого момента «КиК» начинает работать с автопромом напрямую, заключая договоры с крупнейшими отечест­венными производителями легковых авто.

В 2005 г. был подписан контракт с ЗАО «Форд мотор компани» на поставку легкосплав­ных дисков для автомобилей марки «Форд фокус».

С этого момента начинается сотрудничество с транснациональными автоконцернами, среди которых, кроме американского автогиганта, — Kia и Renault. В 2010-м Ford присвоил «КиК» статус Q-1, означающий наивысшую степень признания поставщика автокомпонентов.

Младший собрат «КиК» — литейно-механический завод «Скад», основанный в Дивно­горске в 2002 г., — начал поставки продукции на автосборочные заводы практически с момента выпуска первого колеса в 2005-м.

Компания также имеет высший статус фордовского поставщика и является одним из крупнейших производителей легкосплавных автомобильных дисков.

Общее свойство биографии обоих предприятий —

соединение советского наследия, под которым подразумевается не только производственная база, энергетика, но и опыт местных металлургов, с современными западными технологиями (и особенно дизайном) в производстве автодисков.

Гарнитур генеральши

В 1992 г. архитектор Алексей Метелкин вместе с однокурсниками создает компанию «Мекран». В то время производством мебели — как правило, дешевой и отвратительной по качеству — занимались все кому не лень, включая исправительно-трудовые колонии и гаражных кустарей. Однако основатели «Мекрана» изначально взяли иную планку — выпуск дизайнерской мебели из массива натурального дерева.

Кровать Мекран
Компания «Мекран» выпускает дизайнерскую мебель из натурального дерева

Особенность биографии: производственная и творческая составляющие идут практически «ноздря в ноздрю». В 1992-м начинается строительство деревообра­батывающего завода, тогда же открывается первый выставочный зал, а уже через три года приступают к работе дизайн-студия и собственная школа дизайна «Мекран».

В 1996 г. ассортимент продукции увеличивается втрое, затем открывается представи­тельство и 6 выставочных залов в Москве, где сейчас и находится головной офис компании.

С 2003 г. «Мекран» начинает участвовать в международных выставках, собирает все мыслимые награды, открывает представительства за границей.

В 2010-м компания приступает к строительству нового деревообрабатывающего завода в Красноярском крае, который должен стать крупнейшим в России и Европе производите­лем мебели из натурального дерева.

Все производство «Мекрана» — это законченная технологическая цепочка, от заготовки сырья до авторского дизайна.

«В России ежегодный оборот мебели составляет 20 млрд долларов, — сказал Алексей Метелкин в одном из интервью. — Если же сравнить с европейскими странами, то, например, в Германии, при населении гораздо меньшем, чем у нас, рынок составляет 40 миллиардов. У нас есть куда расти».

Есть сигнал

Ровесник «Мекрана» — железногорская компания ОАО «Прима Телеком», которая специализируется на разработке и производстве антенно-фидерных устройств для радиотелевизионного передающего оборудования различных диапазонов частот, а также занята поставками, монтажом и вводом в эксплуатацию систем телерадиовещания и связи.

За 20 лет работы клиентами «Примы Телеком» стали около 50 радио-телевизионных передающих центров от Урала до Дальнего Востока, а также Казахстан, Монголия, Туркмения.

Прима Телеком
Железногорское оборудование установ­лено во многих городах России и СНГ

«Мы начинали как кабельные операторы, открыли 5 филиалов в разных городах края, — рассказали ДЕЛА.ru в администрации фирмы. — Потом обнаружили для себя новые рынки, такие как производство собственного оборудования, которое начало котироваться в России. Вскоре мы поняли, что можем поставлять его за границу.

Наши единственные конкуренты — западные компании. Мы берем тем, что поставляем оборудование оперативно и по параметрам, выставляемым нашими заказчиками, а на западе производят стандартное оборудование, которое нужно дорабатывать.

Перспективы связываем с переходом на цифро­вое телевидение. Сегодня мы единственная в России компания, которая занимается выпуском антенн именно для такого типа вещания. Также есть планы работы за рубежом, но пока это коммерческая тайна».

В октябре прошлого года «Прима Телеком» по контракту с министерством связи Туркменистана закончила работу по поставке и монтажу оборудования для 12 программ цифрового телевидения и 10 программ радиовещания.

Тогда же Красноярский краевой фонд науки поддержал совместную разработку железногорской компании и СФУ по запуску в производство импортозамещающих широкополосных антенн для перехода на цифровой формат вещания. По словам генерального директора «Примы Телеком» Олега Кротова, помимо заполнения краевой ниши это позволит перетендовать на больший сегмент рынка в России и странах СНГ.

Тепловой контур

В 1997 г. на рынок вышла производственная компания «Теплофон», созданная как семейное предприятие. Основная продукция «Теплофона» — инфракрасные электро­обогреватели. Несмотря на то, что продукт этот на первый взгляд мудреный и широким массам неизвестный, «Теплофон» развернул сеть из более чем трех десятков предста­вительств: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, а также в Киргизии, Казахстане и Белоруссии.

Для справки. Настенные и потолочные обогревающие панели позволяют регулировать теплоснабжение, поддерживать нужный климат в помещении, избегать нерационального распределения температуры и потерь тепла.

Как рассказал ДЕЛА.ru начальник отдела сбыта «Теплофона» Илья Березин, освоить рынки за пределами края помогли два основных фактора —

создание собственного оригинального продукта, пользующегося спросом в других регионах, и качество — все изделия компании имеют пятилетнюю гарантию.

Теплофон
Инфракрасные обогреватели — «конек» компании «Теплофон»

«На момент создания предприятия у нас не было цели выйти на федеральный рынок, — говорит он. — Эта идея родилась в ходе развития, где-то на четвертом году де­ятель­ности компании. Над совершенст­вованием продукции постоянно работает наш технологический отдел, сейчас гото­вится к выпуску принципиально новый прибор.

Кроме того, мы расширяем ди­лерскую сеть, через которую сбываем 80% продукции, и каждый месяц подписываем договоры с новыми дилерами.

Конкурентов у нас не столь много — хотя они и есть, и один из них появился в Красноярске. Их продукция стоит дешевле, но пока такого же качества, как у «Теплофона», они достичь не могут.

Приходится «воевать» с Китаем — здесь нужно постоянно искать новые маркетинговые ходы. Но пока справляемся.

Вообще, у компании, создавшей оригинальный продукт, всегда есть преимущество. Конечно, имеются и сложности, поскольку многие до сих пор не знают, что такое приборы инфракрасного обогрева. Но так или иначе эта продукция — наш «конек»».

Карусель

Пожалуй, самая красочная «федеральная марка» красноярского происхождения — производственное объединение «Грос», один из крупнейших игроков российского рынка аттракционов.

Компания занимается производством и монтажом аттракционов, поставками «развлекательного» оборудования и запчастей к нему из Европы, эксплуатацией парка развлечений «Остров сокровищ», а также консалтингом в создании парков «под ключ».

«Грос» состоит в Международной ассооциации развлекательных парков и аттракционов и в Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, является победи­телем престижных международных конкурсов и обладателем высоких профессиональных наград — например, Golden Pony Awards (2007 г., Генуя) за парк развлечений «Остров сокровищ».

ПО «Грос» имеет представительство в Германии, а также является официальным представителем крупнейших европейских производителей — французской компании, производящей машинки для автодромов, трех итальянских фирм, выпускающих большие парковые аттракционы, и компании-производителя «американских горок».

Компания имеет производственную базу, а список аттракционов собственного производства составляет два десятка наименований.

Аттракцион
Карусели ПО «Грос» крутятся по всей стране

На федеральный рынок «Грос» вышел без положенного в таких случаях «разбега». Точную цифру, где отметились красноярские производители аттракционов, назвать трудно: во всяком случае, на сайте компании в разделе «Карта продаж» российская территория, особенно ее европейская часть, почти сплошь покрыта красными звездочками.

«Мы работаем практически во всех регионах, — говорит и.о. генерального директора ПО «Грос» Карен Григорян. – Например, сейчас — в Магадане, Москве, Белогорске. Намечаются контракты за границей. Наше основное преимущество — качество, эстетический подход к продукции и честность. Эти принципы были заложены при основании компании. Благодаря им же мы имеем устойчивые позиции на рынке.

Стоит отметить, что в крае ПО «Грос» конкурировать не с кем — это единственный в регионе производитель аттракционов.

Александр Григоренко
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).