Федеральный передел рынка мобильной связи Сибири стремится к завершению. Как заявляют в «Енисейтелекоме», финал этого процесса случится к моменту выхода компании на федеральный уровень. Закономерно, что в отношении ЕТК, единственного местного и очень крупного игрока рынка, в последние годы ходит много слухов: закроют, не закроют, когда продадут и кому...
ДЕЛА.ru решили узнать, как обстоят дела в ЕТК на самом деле. Выяснилось, что, несмотря на слухи, компания продолжает работу. Хотя 2011-й, безусловно, оказался для нее годом больших перемен.
Зона присутствия
Число базовых станций «Енисейтелекома» стандарта GSM в крае превысило 1000
В уходящем году ЕТК продолжал развивать «фирменное» направление своей работы: расширение рынка присутствия за счет периферийных территорий.
В крае продолжалось строительство новых объектов и наращивание сети. Число базовых станций GSM выросло за год более чем на 160 (достигнув 1067 объектов). В Красноярске было построено и включено 14 новых станций, а по краю сеть расширялась в Железногорске, Канске, Шарыпове, Уяре, Назарове, Енисейском, Емельяновском, Богучанском, Сухобузимском, Пировском, Казачинском и других районах.
ЕТК развертывал сеть GSM и в Республике Тыва, построив на ее территории 20 базовых станций. А в мае компания создала и запустила сеть GSM в Рубцовске. «За полгода число абонентов ЕТК в этом алтайском городе достигло 58 тыс. человек, — рассказал ДЕЛА.ru Николай Зима, советник генерального директора по техническим вопросам. — Всего же в Алтайском крае за год было построено около 30 базовых станций».
По словам советника генерального директора по техническим вопросам, интенсивно расширялась в крае и зона покрытия стандарта IMT-MC 450, реализуемого под торговой маркой Wellcom: сеть стандарта увеличилась на 70 объектов. В коммерческую эксплуатацию было запущено 44 новых базовых станции в 20 районах края.
Активная модернизация сети IMT-MC 450 шла как на юге региона, так и на севере. В Норильске скорость доступа в интернет была увеличена до 3,1 Мбит/с, вследствие чего число абонентов мобильного интернета ЕТК в северном городе выросло в 10 раз. Кроме того, в декабре начало использования на сети передачи данных системы кэширования трафика позволило норильским абонентам Wellcom ощутить значительный рост скорости работы с наиболее популярными ресурсами интернета.
Инновации на связи
Развитием рынка были продиктованы изменения и технических возможностей ЕТК: в 2011 г. компания начала применять ряд новых технологий мобильной связи. Так, в этом году «Енисейтелеком» получил разрешение на использование частот в стандарте UMTS. «В ближайшей перспективе эти технологии предоставят клиентам современные возможности для высокоскоростной передачи данных, подключения мобильного интернета и различных приложений на его основе», — говорит Николай Зима. В связи с появлением UMTS ЕТК уже сейчас начала развертывание мультисервисная транспортная сеть, которая организована на базе IP-технологии.
2011-йстал годом ввода в эксплуатацию платформы конвергентных услуг на основе технологии VOIP. Платформа позволила ЕТК предоставить новый сервис для корпоративных клиентов — «Мобильную АТС».
По словам гендиректора ЕТК Дамира Тимершина, «мобильные» предложения компании для бизнеса не имеют аналогов на региональном рынке
По мнению Дамира Тимершина, генерального директора ЕТК, эта услуга дает компаниям малого и среднего бизнеса возможность использовать единый многоканальный телефонный номер для связи с широким кругом сотрудников: вызовы обрабатываются и переадресуются на мобильные и городские номера.
Сервис имеет массу преимуществ для компаний: он не только оптимизирует затраты на связь (не требуется покупать и обслуживать офисную АТС, можно использовать выгодные внутрисетевые тарифы, не нужно менять номер при переезде в другой офис), но и экономит время, повышая доступность сотрудников, а также обеспечивает мобильность бизнеса.
Последнее особенно важно для компаний, чья деятельность связана с постоянной сменой места дислокации, например, риелторов, транспортных фирм, ремонтно-сервисных организаций и многих других. «По разнообразию предлагаемых сервисов услуга „Мобильная АТС“ от ЕТК сегодня не имеет аналогов на региональном рынке сотовой связи», — считает Дамир Тимершин .
Среди других технологических новинок года можно отметить появление в сети ЕТК SIM-карт с новым профилем М2М (Machine-to-Machine), позволяющих организовать передачу данных между различными технологическими устройствами при неблагоприятных внешних воздействиях.
Удобным нововведением для всех пользователей ЕТК стало открытие интернет-магазина компании: теперь мобильное оборудование и аксессуары к сотовым телефонам можно купить не выходя из дома. Здесь же можно подключиться на любой тарифный план и выбрать себе «красивый» телефонный номер.
Тарифы: ставка на потребителя
Изменения коснулись и тарифной политики ЕТК, которая находится в русле современных тенденций: давно прошли времена тарифных планов, которые позволяли компаниям снимать сверхприбыли. Сегодня ставка делается на массового потребителя. Мало того, операторы пытаются отвечать на потребности отдельных целевых групп абонентов.
Поэтому базовым предложением-2011 был популярный тарифный план «Спасибо!» с доступными ценами. А по целевым группам ЕТК предлагал такие продукты, как ТП «Детский-2011» для первоклассников, особый тариф «Экии» (в переводе с тувинского «Здравствуйте») на двух языках для жителей Республики Тыва, тариф «Сельская связь» в стандарте IMT-MC 450 для жителей удаленных районов с низкой плотностью населения.
Социальную направленность имеет специальный тариф компании «DATA-технологический+», который дает возможность медикам удаленных населенных пунктов края отправлять по мобильной связи электрокардиограммы в КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2» для консультации со специалистами-кардиологами. Прием и передача данных тарифицируются от 45 коп. за минуту.
Сервисы ЕТК ориентируются как на массовую аудиторию, так и на отдельные целевые группы потребителей
Три новых тарифных предложения компании были представлены в конце года уже под совместным брендом «Ростелеком — ЕТК»: «Семья Кнопкиных», «Кнопкины общаются» и «Кнопкины точка ру». Для Норильска в этой линейке предлагается еще и тариф «Званый гость».
Помимо новых тарифов ЕТК в течение года предлагал своим пользователям несколько десятков дополнительных услуг, например «Экстрим-прогноз» с данными о погоде в районах самых популярных горнолыжных курортов Сибири или «Восстановление записной книжки», которое с апреля 2011 г. доступно абонентам компании в случае утраты мобильного телефона. Осенью стартовала услуга «Голосовая почта» с отсутствием абонентской платы и платы за прослушивание сообщения.
Появлялись у ЕТК в 2011 г. и новые SMS-сервисы — порядка 100, включая набирающий популярность в России бесплатный «СМС маме». В ответ на многочисленные обращения клиентов ЕТК ввел ограничения отправки SMS с использованием электронной почты, в результате чего снизился объем не санкционированного абонентами трафика.
Кроме того, на корпоративном сайте ЕТК появился новый сервис по приему платежей с помощью пластиковых карт Visa и MasterCard (это делается без комиссий), а для владельцев смартфонов с ОС Android было выпущено уникальное предложение «Личный кабинет», которое позволяет управлять мобильными номерами компании через интернет. Планируется создать аналогичный сервис и для тех, кто пользуется гаджетами Apple.
Также в ближайшей перспективе — появление услуги «Всегда на связи», позволяющей совершать звонки при недостаточном балансе за счет вызываемого абонента.
Острый вопрос: роуминг
ЕТК продолжал развивать стандарты экономического подхода к звонкам, совершаемым в роуминге. В 2011 г. компания работала по соглашению с другими операторами по льготным ценам. Сегодня, выезжая за пределы края, абоненты ЕТК, которые выбрали в качестве роумингового оператора «Билайн», могут звонить в любые российские города и села по 9 руб. за минуту с возможностью снизить цену при подключении дополнительных услуг до 3 руб.
С доставкой на дом
Интенсивная работа на протяженной территории Красноярского края предъявляет особые требования к такой форме обслуживания абонентов, как выездные продажи. В 2011 г. менеджеры ЕТК часто выезжали на места для подключений и консультаций: всего с апреля по декабрь было совершено 123 поездки в 41 населенный пункт. Алгоритм работы заключался в следующем: как только в удаленный район протягивалась связь, менеджеры тут же отправлялись туда для консультирования потенциальных абонентов.
В 2011 г. ЕТК совершенствовала сеть розничных продаж
Потребности рынка вызвали к жизни и новые подходы ЕТК к созданию дилерской сети розничных продаж. Жесткая конкуренция с федералами ставит перед компанией приоритетную задачу построить эффективную комплексную систему, включающую разные каналы дистрибуции.
«Требуется одновременно организовать монобрендовую сеть, развивать мультибрендовую, привлекать альтернативные каналы продаж и использовать собственные интернет-ресурсы», — говорит генеральный директор ЕТК.
В рамках этого направления за два осенних месяца ЕТК открыл в Красноярске 9 новых монобрендовых салона сотовой связи: помимо 4 фирменных центров обслуживания и продаж открыты четыре монобрендовых салона в центре, 3 на правобережье и 2 в Советском районе. До конца года должны начать работу еще 5 монобрендовых салонов компании. А число открытых в крае и городе мультибрендовых дилерских салонов связи в 2011 г. достигло 245. Еще два таких салона появились в Прокопьевске Кемеровской области и в Рубцовске Алтайского края.
Бесшовные технологии
Конец года для ЕТК ознаменовался началом работы под совместным брендом с компанией ОАО «Ростелеком», начавшей объединение своих мобильных активов. С декабря 2011 г. до июля 2012 г. ЕТК будет предлагать свои услуги в ко-бренде «Ростелеком — ЕТК». Таким образом, на базе хорошо знакомой марки «Ростелеком» сейчас создается мощный универсальный оператор, который объединит все телекоммуникационные возможности и позволит предложить потребителю комплекс всех современных видов связи: фиксированную и мобильную, проводной и беспроводной интернет, телевидение и другие сервисы.
Абоненты по-прежнему остаются самым ценным активом красноярской компании, но работа с «Ростелекомом», надеются в ЕТК, позволит ей развиваться уже на более высоком уровне и по самым востребованным стандартам.
Подключиться к ЕТК можно будет практически в любой точке Красноярска
Курс на построение мультистандартной сети — главная техническая задача «Енисейтелекома» на 2012 г. Это понятие включает, помимо привычных GSM и CDMA, уже упомянутую современную технологию UMTS. Основные усилия компании в 2012 г. предполагается направить на модернизацию сети GSM с заменой оборудования.
В целом же ЕТК намерен двигаться в направлении, которое задает для развития департамент беспроводных активов «Ростелекома», — обеспечение так называемого бесшовного покрытия, то есть максимального увеличения зоны действия сети.
«Все это делается в первую очередь для абонента, который получит бесперебойную отличную связь. А система дистрибуции продолжит развиваться таким образом, чтобы человек мог подключиться к оператору ЕТК буквально в любой точке города», — резюмирует Дамир Тимершин.
Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru