Считается, что «официальное» открытие эротической фотографии случилось за день до начала Всемирной парижской выставки в 1900 г., когда полицейские, устроив облаву, изъяли из точек продаж более 80 тыс. открыток с изображениями обнаженных девушек.
Париж был шокирован тем, насколько востребованы оказались ню-фотографии у публики.
Сегодня эротическая фотография популярна не менее, чем сто лет назад. А использование эротических снимков в рекламе — прием, который всегда вызывает неоднозначные реакции со стороны и самих медийщиков, и публики.
Один из ярких примеров последнего времени — корпоративный календарь красноярской компании «Сибион», торгующей автомобильными присадками. Но насколько сильнодействующим средством увеличения продаж стало не слишком распространенное для Красноярска рекламное решение в стиле «ню»?
«Женская тема» пошла в массы
Понятно, что использование «обнаженки» в рекламе обычно для красноярских стриптиз-клубов и им подобных заведений. Напомним, в городе не раз случались скандалы, связанные с размещением на улице «непристойной» рекламы (см. «В Красноярске продолжается бой стриптиза и церкви»).
Примеров, когда ню появляется в рекламе «непрофильных» товаров, не так много, хотя «Сибион», конечно, не единственный.
Подтверждение этому — работы, которые участвуют в объявленном 8 февраля первом сибирском конкурсе на лучший корпоративный календарь, организованном деловым журналом «Сфера влияния» и Красноярской региональной общественной организацией «Сибирский медиа-институт».
«Cегодня к нам на конкурс поступило уже около 40 календарей. Для меня, честно скажу, стало откровением, что женская тема столь популярна в Красноярске, — рассказал ДЕЛА.ru блогер Василий Дамов, один из организаторов конкурса.
— Более того, идея съемки женщин — сотрудниц компаний в качестве моделей тоже уже не оригинальна и «пошла в массы»: в нынешнем конкурсе участвует, к примеру, календарь, сделанный одной из типографий. Женская натура с точки зрения рекламиста — абсолютно беспроигрышный вариант. Как говорится в известной рекламной шутке, хорошо продают девушки и котята».
Тем не менее Жанна Грибалева, генеральный директор компании «Сибион», считает, что среди представленных в конкурсе корпоративных календарей с обнаженной натурой их продукция — особенная. «И уровень съемки, и качество исполнения нашего календаря находятся на очень высоком уровне. Мы предлагаем если не экзотический фрукт, то утонченный деликатес – это точно», — отметила Грибалева.
По ее словам, идея такого календаря зародилась давно. «Я имею несколько лет опыта работы в автомобильной отрасли и была свидетелем того, как руководители компаний, мужчины, воспринимали эротические календари, которые дарили им компании-партнеры.
Такие календари всегда считались эксклюзивным подарком, их обладателям завидовали другие сотрудники.
Мне захотелось сделать похожий подарок своим клиентам, тем более что направление деятельности компании «Сибион» — продажа катализаторов горения топлива ИОН (многофункциональных присадок к разным видам топлива) — дает возможность смысловой игры. Календарь в нашем случае — «катализатор» для мужчин, который заряжает, стимулирует, возбуждает».
Важно, что календарь выполнен также вполне в духе медиаконцепции компании, озвученной в рекламном аудиоролике:
С «просто эротикой» все непросто
По мнению Жанны Грибалевой, действительно достойных, высококачественных календарей в стиле ню публикуется очень мало. «Хотелось сделать что-то по-настоящему красивое, радующее глаз целый год», — отмечает она.
Идея «Сибиона» нашла поддержку со стороны профессионалов — известного красноярского фотографа Александра Купцова и его соавтора и супруги Динары Хафизовой, тем более что у руководителя компании и фотографов уже имелся опыт совместной работы над корпоративным календарем для «Сакура Моторс».
Съемкам предшествовали долгие поиски идей и концепций. «Впервые за все время, в течение которого мы занимаемся эротической фотографией, нам пришлось окунуться в глубину этой темы, — рассказал Александр Купцов. — Пересмотрели всю классику, перечитали все о принципах, формах, стиле, содержании и придумали несколько концепций. В итоге выбрали самую элементарную — «просто эротика».
Оказалось, что в России нет просто эротики: много зафотошопленного гламура, неестественных, фальшивых постановок. Есть стыдливая эротика, эстетские упражнения фотографов. А вот просто эротики, как за рубежом, нет. В результате получилась работа, которой мы очень довольны. Я считаю, что это уникальный календарь не только для Красноярска, но и для России».
Жанна Грибалева согласна с тем, что в целом уровень ню-фотографии у нас оставляет желать лучшего. «Эротическая фотография в стране – на низком уровне. Иногда плакать хочется от качества снимков, которые публикуются в наших журналах», — считает она.
Календарь «Сибиона», уверена гендиректор компании, обречен на известность: сама по себе публикация высокохудожественного красивого ню устанавливает более высокую планку в этой области. Неслучайно журнал «Банзай», постоянно публикующий эротические фотографии, ознакомившись с календарем, сразу решил разместить снимки на своих страницах, несмотря на то, что уже имел готовую фотосессию для очередной публикации.
Одной из особенностей календаря «Сибиона» стало то, что в съемках принимали участие обычные девушки, а не профессиональные модели.
«Мы искали девушек в социальных сетях: смотрели их фотографии и выбирали тех, кому нравится сниматься в обнаженном виде. Пригласив на фотосессию, предлагали им интерпретировать ситуацию и делали снимки, когда получалось что-то интересное. Мы не ставили себе особых рамок — в результате получилось некое воплощение наших сексуальных фантазий», — рассказал Александр Купцов.
Смелое решение
Не слишком ли смелым оказалось такое решение для Красноярска? Авторы календаря уверены, что нет.
«Дело не в Красноярске или, скажем, Москве. Мы оглянулись вокруг — а ведь нет никаких рамок, никаких запретов. Так почему все молчат? Мы по-прежнему находимся в плену традиций, сложившихся во времена социализма. Все смотрят эротику в интернете, но чтобы выйти на другие пространства, не могут себя преодолеть», — полагает фотограф.
«Конечно, не все решатся повесить наш календарь у себя — он рассчитан на смелых, раскованных мужчин либо на не скованных официальными рамками, — говорит Жанна Грибалева. — Да, допустим, управляющий банком не сможет украсить им свой кабинет. Но календарь в этом случае может стать настоящим эксклюзивом — когда он не висит на проходном месте и его показывают за закрытыми дверями».
Василий Дамов разделяет точку зрения, что эротические фотографии в корпоративных календарях вполне уместны. «Я считаю, что нормальны даже более откровенные варианты. Границы приличия, по моему мнению, проходят там, где при взгляде на фотографию возникает некое чувство отвращения. Календари с обнаженной натурой не вызывают таких чувств, на них приятно смотреть.
Кроме того, я не думаю, что один лишь факт изображения обнаженного женского тела — достаточный критерий, чтобы записать фотографию в пошлые или безвкусные. Все можно изобразить изящно и красиво», — говорит Дамов.
Повлияет ли издание календаря с обнаженной натурой на продажи компании «Сибион»? По словам ее гендиректора, отклик клиентов на подарок — очень эмоциональный и живой, и календарь уже заметно способствует распространению популярности фирмы. А значит, по идее, повлияет и на раскупаемость товара.
«Полагаю, что ню-календари не помогают продавать продукцию компании напрямую, — говорит Василий Дамов. — Но на узнаваемость бренда они работают однозначно. К примеру, до появления календаря «Сибиона» я не слышал о такой компании, а теперь знаю о ней: ее руководители сумели создать информационный повод».
В этой связи, вероятно, удачным можно считать решение компании о том, чтобы распространять календарь не только среди клиентов компании в качестве подарка, но и пустить его в широкую продажу. Купить календарь можно в трех магазинах автозапчастей, с которыми сотрудничает «Сибион», а также через интернет-магазин на 24auto.ru.
«Сибион» не планирует останавливаться на том, что сделано. В планах компании на следующий год — съемки календаря в Таиланде, уже идет предварительный кастинг будущих моделей. Интересно, что и на заре эротической фотографии снимки, сделанные в экзотических странах, пользовались особой популярностью — правда, с участием аборигенок. Впрочем, любая настоящая эротика в рекламе экзотична по-прежнему.
на правах рекламы
Подробнее про:
эротический календарь компании SIBION