Прибрежное положение Красноярска, большая акватория Енисея, обилие живописных притоков, Красноярское водохранилище — все эти природные условия превращают наш регион в один из крупнейших и бурно развивающихся рынков водно-моторной техники в России.
Вводная аналитика
По данным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю,
в Красноярске зарегистрировано почти 10 000 единиц водно-моторной техники. В эту статистику попадают также маломерные суда, базирующиеся на Красноярском море.
Каждый год парк увеличивается на 600—700 судов только в Красноярске.
Бурный прирост рынка стабилизировался, и в последние два года продажи прибавляют по 5—10%. Как сообщили ДЕЛА.ru в компании «КРАБ» — BRP центре по Красноярскому краю,
«в данный момент в России и в Красноярске техника для активного отдыха испытывает рост продаж, особенно это чувствуется в сегменте горных снегоходов, но
и водно-моторная техника не отстает, мы прогнозируем рост продаж в сезоне
2014 года у направления Sea-Doo в 10%».

Продажи водно-моторной техники в Красноярске прирастают в год на 5-10%
Самая простая моторная лодка стоит на порядок дешевле самого бюджетного легкого автомобиля. Корпус лодки можно найти за 20 000 рублей. Еще десять тысяч придется выложить за базовый подвесной двигатель-«дырчик» мощностью 2 л.с. — итого
30 000 руб. И ты свободен, как морской волк или даже певец Кипелов.
Самые дорогие катера и лодки по цене сопоставимы с самыми дорогими легковушками.
За них просят по 5—6 млн руб. Мощность таких аппаратов часто составляет 500 л.с.
В настоящее время суда массой до 200 кг и мощностью до 10 л.с. не требуется ставить на учет. Поэтому в последние два сезона очень большой популярностью пользуются моторы мощностью 9,9 л.с. — владелец такого мотора и небольшой надувной лодки освобождается от процедуры регистрации судна, которая требует временных и денежных затрат, однако удостоверение судоводителя такой пользователь все равно должен иметь. Но если мощность лодочного мотора составляет 5 л.с. и ниже, для управления лодкой не требуется даже удостоверения судоводителя.
Для более серьезной техники нужны права судоводителя, у которых есть три категории — моторная лодка, катер и гидроцикл. Курсы подготовки на водителя мотолодки в среднем в Красноярске стоят 7000 руб. Мотолодка и катер — 8000 руб. Наконец, чтобы получить права на все три категории (мотолодка, катер
и гидроцикл), придется потратить 11 000 руб.
Кстати, в нашем городе до сих пор можно выучиться на такие экзотические специальности, как матрос-спасатель, шкипер несамоходных судов внутреннего плавания и даже проводник пассажирских судов внутреннего плавания. Действительно, Красноярск — город с богатыми речными флотскими традициями.
Моторные лодки и катера
Конструктивно лодки можно разделить на две основные группы — надувные и лодки
с цельным кузовом из металла или пластика. Главный плюс надувной лодки — это мобильность, небольшой вес, она сворачивается в сумку и ее можно перевозить
в багажнике автомобиля на отдаленные водоемы. Также отпадает вопрос с зимним хранением такой лодки — в гараже она занимает совсем немного места.
«К плюсам алюминиевых судов можно отнести долговечность: сейчас на воде можно встретить советские лодки 1960—70-х годов выпуска в хорошем состоянии, — размышляет Антон Никитин, руководитель отдела продаж ООО «Автодом «На Королева» — ОД YAMAHA в Красноярске», — более правильные обводы и, как следствие, большую максимальную скорость по сравнению с надувными лодками
и более высокую прочность — алюминиевая лодка меньше боится острых камней, нежели надувная».
Китайские бренды Quintrex, Gladiator, Aqua-Jet и другие активно осваиваются в бюджетном сегменте. За 20 000 рублей можно купить сносную надувную лодку, которой хватит
на пару сезонов.
Российская классика жанра — лодка «Казанка» — выпускается Казанским авиазаводом им. С. П. Горбунова с 1955 года, причем без радикальных изменений. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава. Основные детали корпуса соединены заклепками. Стыковка бортовых и днищевых листов осуществлена скобами, являющимися одновременно брызгоотбойниками. Естественно, техническое оснащение и моторы на «Казанках» стали более современными. В Красноярске цены на классику начинаются с отметки
160 000 рублей.

«Казанка» выпускается без малого 60 лет
У японской Yamaha есть собственное направление катеров для прогулок и отдыха Yamarin. Модель 59 Cabin (стоит от 1 626 000 рублей) имеет длину почти 6 метров, прекрасные ходовые качества при любых условиях и выход на глиссирование при скорости менее 18 км/ч. Просторный кокпит облегчит троллинг на рыбалке, а практичная каюта станет надежным убежищем.
Лодочные моторы
Самый емкий сегмент красноярского рынка водной техники — это лодочные моторы.
По оценкам экспертов, их ежегодно продается примерно десять тысяч штук.
Комментирует Антон Никитин: «Последние 2 года по лодочным моторам наблюдаем изменения предпочтений покупателей — если раньше по продажам лидировал мотор 30 л.с., причем с огромным отрывом, то последние два сезона его позиции ослабли,
а спрос начал смещаться к моторам 9,9—15 и 40 л. с».
Большой популярностью в нашем регионе пользуются двигатели типа «эндуро». Они отличаются надежностью, не боятся плохого топлива и грязной воды. Очень много таких моторов поставляется в северные районы края.
В этом сегменте китайцы представлены масштабно.
Основные игроки рынка: Parsun, Sail, HDX, Hidea, Yamabisi, Zongshen-Selva.
Как правило, китайский лодочный мотор — это копия японского мотора. Правда, китайцы научились копировать форму, но качество материалов оставляет желать лучшего. Бывали случаи, когда человек покупал новый китайский лодочный мотор, который у него ломался несколько раз за сезон.
Комментирует Антон Никитин: «Также не в пользу китайских производителей и стоимость их моторов — если на китайский квадроцикл стоимость примерно в 2 раза ниже, чем на именитый бренд, то по лодочным моторам самых популярных моделей разница составляет 25—35%, что уже не так привлекательно для потребителя».

Канадские моторы стоят от 44 до 900 тыс. руб.
Многие относятся к китайским моторам с опаской из-за низкой надежности — когда мотор сломается вдали от дома, да еще внизу по течению, приятного будет мало.
В сегменте дорогой техники выбор огромен: та же Tohatsu, Honda, Yamaha, Nissan, Mercury или Evinrude. Последние производятся культовой канадской компанией BRP. В Красноярске эти лодочные моторы стоят от 44 200 до 899 000 рублей. Прямой впрыск обеспечивает на 35% больше экономии топлива, чем применение других технологий. Двухтактная технология моторов Evinrude E-TEC совмещена с системой прямого впрыска. Моторы имеют низкий уровень вредных выбросов и тихо работают на холостом ходу. Каждый год продажи лодочных моторов Evinrude в Красноярске увеличиваются примерно на 4%.
Гидроциклы
Гидроциклы — один из главных символов свободы и пляжного отдыха — у нас занимают небольшую долю рынка. В красноярских климатических условиях это товар штучный.
В компании «КРАБ» — BRP центре по Красноярскому краю отмечают: «Если сравнить продажи гидроциклов со снегоходами, то первых продается в 15 раз меньше. Но рынок каждый год увеличивается примерно на 5%. В этом сезоне BRP делает большую ставку на новую модель водного мотоцикла Sea-doo Spark. Цена на него стартует от 329 000 руб.».

Гидроцикл в Красноярском крае — скорее роскошь
Львиную долю продаж составляют гидроциклы для отдыха на воде, а вот, например,
в Перми наиболее развиты узкоспециализированные гидроциклы спортивного направления.
Гидроциклы в Сибири — как автомобили-кабриолеты. Их покупают для фана в качестве «третьей машины в семью», и они сопоставимы по цене. Топовые модели ведущих компаний переваливают за миллион рублей.
Красноярское производство
Наконец, красноярцам есть чем гордиться в вопросах водно-моторной техники. В нашем городе уже три компании — «Росомаха», «Ка-Хем» и «ФусоДжет» — имеют собственное производство алюминиевых катеров высокого класса. Большинство моделей — длиной от 5,5 до 7,3 метра. По заявлениям компаний-производителей, их суда способны ходить по рекам 5-го класса сложности, этакие «внедорожники» в мире водно-моторной техники. Они выпускают солидные катера с использованием лучших компонентов и двигателей. Поэтому цены на некоторые модели превышают 4 млн руб.

В Красноярске есть свои производства катеров
«Мы готовим свою продукцию к экспорту в Америку. Совсем недавно наша компания представила свои катера в Портленде, штат Орегон, и получила там высокие оценки от местных знатоков», — сообщил ДЕЛА.ru руководитель компании «Ка-Хем» Дмитрий Карманов.
Такая концентрация лодочных производств высокого класса уникальна для нашей страны. И, похоже, лодочная столица России находится именно на берегах Енисея,
а не Оби, Балтики или там Москвы-реки. Мелочь, а приятно.
Дмитрий АСТАФЬЕВ
ДЕЛА.ru