22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации. Пока это макроэкономическое событие никак не отразилось на жизни красноярцев. Но через год-два «круги по воде» дойдут и до Сибири: со вступлением в действие новых норм в край хлынет поток продуктов неместного происхождения.
Нетрудно предположить, что в результате сибирские производители будут поставлены в сложные условия. Что можно предпринять для поддержки местного агропрома, ДЕЛА.ru решили узнать у экспертов рынка.
Вступление в ВТО обернется проблемами для региональных сельхозпроизводителей
Фото И. Михайлишина www.krskstate.ru
Ставка на здоровье
Согласно теории маркетинга, на продажи любого товара влияют несколько факторов. Это раскрученность бренда, цена, эффективность рекламного бюджета, уровень качества продукта и точность позиционирования.
В условиях, когда на нашем рынке в изобилии появятся колбаса, сыр, масло и мясные деликатесы зарубежных марок, изготовленные по унифицированным стандартам качества и при этом доступные по цене, не говоря уже о яркой привлекательной упаковке, местные продукты вряд ли выдержат конкуренцию. И смогут «взять» потребителя только одним — своими уникальными особенностями.
«Россия начала терять позиции в сельском хозяйстве с начала коллективизации, то есть почти 100 лет назад, потом было советское плановое хозяйство, потом перестройка... А конкурировать в рамках ВТО придется с предприятиями, у которых история успешного развития насчитывает более века.
Конечно, российское правительство очень многое сделало и делает для восстановления и развития сельского хозяйства. Наше министерство благодаря Шорохову усадило за стол переговоров продавцов и производителей. На развитие краевых аграриев направляются серьезные бюджеты, и результаты есть, но отрыв колоссален!
Мне кажется, что честно конкурировать мы сможем только в том, что невозможно воспроизвести где-то, а продать у нас. Производить вкусную, натуральную, экологически чистую, полезную продукцию с небольшими сроками хранения для реализации в пределах края, мне кажется, беспроигрышный вариант», — говорит Сергей Новиков, директор Ассоциации предпринимателей розничной торговли.
По мнению экспертов, мировой рынок органической еды — изготовленной без стимуляторов роста, химических добавок и ГМО — сейчас бурно развивается. Продажи натуральных продуктов, произведенных по «органической» технологии, выросли с 20 млрд долларов в 2000 г. до 60 млрд в 2012-м,
а к 2020 г. доходы от их реализации ожидаются на уровне $250 млрд в год.
Рынок органической еды во всем мире растет быстрыми темпами
«Цены на «органику» в мире и у нас существенно выше. Несмотря на это у экопродуктов есть свой покупатель. Приходилось слышать: какая разница, сколько это стоит, ведь я этим детей кормлю», — отмечает Новиков.
В Красноярске, как и в России, эко-рынок пока складывается стихийно.
К примеру, у нас работают интернет-магазины, которые занимаются продажей проверенной продукции красноярских хозяйств. Хотя, конечно, сегмент покупателей, готовых приобретать молоко по 150 руб. за литр или фарш по 900 руб. за килограмм, у нас пока ограничен.
«Конечно, наше население к чистой «органике» не готово. Надо четко понимать, что без использования удобрений и химических добавок выход продукции окажется совсем другим, цена — высокой, да и вкус ее будет непривычным: большую часть населения уже приучили есть продукты с усилителями вкуса», — говорит Андрей Васильев, директор некоммерческого партнерства «Красноярский краевой продовольственный альянс».
Тем не менее представление о том, что «свое полезнее», получает все большее распространение, а здоровый образ питания все более входит в моду. Не зря, по словам представителей торговых сетей, продажи колбас падают, а зелени и натуральных молочных продуктов — растут.
«Наше — лучшее»
В нашей стране на сегодня не существует какой-либо сертификации экологически чистых продуктов. Однако в Красноярске такие попытки предпринимались, причем дважды.
Несколько лет назад директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун предложил систему добровольной сертификации «Красноярское качество». Специальная наклейка с рисунком сосновой шишки предлагалась производителям, которые использовали местное сырье и не применяли искусственных добавок.
«К сожалению, идея не была продумана до конца и не имела маркетинговой поддержки, — говорит Новиков. — Несмотря на то, что «Шишкой» по-прежнему маркируется ряд товаров произведенных красноярскими производителями, рядовому покупателю эта маркировка ни о чем не говорит».
Другой попыткой продвинуть местные продукты и убедить красноярцев в их полезности стал проект «Енисей-продукт».
К сожалению, сжатые сроки его реализации не позволили добиться задуманного. Программа поддержки местных производителей проработала всего четыре месяца.
На продвижение бренда «Енисей-продукт» не хватило времени
«Чтобы проект заработал, необходимо было закрепить в сознании покупателей мысль: товары, отмеченные маркой «Енисей-продукт», вкусные, свежие, полезные... Что вышло в итоге? Да, за время действия закона доля местной продукции на полках магазинов увеличилась, и объем продаж краевых продуктов вырос, но должное информационное «развитие» «Енисей-продукт» не получил, по сути удалось внедрить лишь словоформу, а на разворачивание содержания времени не хватило», — сходятся во мнении эксперты.
«Чтобы вывести на рынок новую марку, необходимы как минимум год–два, — согласен Глеб Громков, заместитель директора НП «Красноярский краевой продовольственный альянс». — «Енисей-продукт» из-за множества нестыковок продвигали на рынок фактически лишь в течение 2 месяцев».
Но даже и с таким раскладом, по его словам, представленность местных продуктов в магазинах выросла на 43%.
«Мера реально сработала, а для покупателей удалось отчасти актуализировать идею того, что предпочтение следует отдавать местным продуктам. Конечно, требуется развивать проект, убеждать потребителей не только в том, чтобы покупали «наше», но и в том, что «наше — лучшее»», — говорит Громков.
По мнению экспертов, из-за сворачивания программы 2012 г. оказался для местных производителей упущенным. Потеряли от этого не только сами фермеры, но и торговые сети, и покупатели, и в конечном итоге — экономика региона.
Политический вопрос
Сергей Новиков считает, что без серьезной поддержки на государственном уровне реализовать подобный проект невозможно.
«Если объединить эти три идеи — местное сырье, экологически чистая технология, информационная поддержка здорового питания плюс государственная поддержка, — можно достичь реальных результатов», — полагает эксперт.
По мнению Андрея Васильева,
в производстве натуральных продуктов более всего заинтересовано именно государство:
«Цель любой коммерческой компании — получить прибыль. И только для государства это вопрос политики, у него есть резон способствовать производству натуральной продукции, чтобы сохранять здоровье населения, выращивать здоровых детей, думать о будущем. Кроме того, убедив население покупать местные продукты, мы поднимем объемы их продаж, а значит, получим больше крепких предприятий, налогов и рабочих мест».
Государственная поддержка местным производителям требуется прежде всего в вопросе продвижения товаров.
«Больная тема — каналы продаж. Их на сегодня два — торговые сети и магазины шаговой доступности. Но чтобы организовать логистику для доставки продуктов в мелкие магазины либо войти в крупные торговые сети, нужны фантастические менеджерские умения или деньги. Ни средств, ни умения договариваться у большинства наших производителей нет. Поэтому им необходимо помогать», — считает Глеб Громков.
Субсидии идут сегодня в основном на поддержу производств молока и мяса
Основные меры поддержки на сегодня — это субсидирование производства молока и мяса, притом неважно, куда оно (молоко — мясо) потом идет: вывозится за территорию края или попадает на полки местных магазинов: фермеру платится за каждый литр надоенного молока и килограмм выращенного мяса.
Краю нужно принять новый краевой закон о мерах поддержки агропромышленного комплекса с учетом нынешних экономических реалий и факта вступления в ВТО. Сергей Новиков полагает, что в этом документе необходимо будет
отразить требования к экопродукции, механизмы ее продвижения и мероприятия по обучению краевых сельхозпроизводителей работе в условиях рынка.
«Со вступлением в силу правил ВТО к нам в край поедет вся европейская помойка. Мы обязаны донести до населения, что импортные продукты, при их дешевизне и красивой упаковке, могут быть небезопасны для здоровья. Однако при этом обязательно должны предложить людям альтернативу. Марка «Енисей-продукт» подразумевала именно это, и задача на сегодня — довести задуманное до конца», — резюмирует Андрей Васильев.
Экологически чистая продукция, произведенная в крае, должна появиться на полках, составив серьезную конкуренцию мировым брендам.
Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru